Как рассказал Евгений Тимкович, скульптор и художественный руководитель проекта «Живи на Байкале», международный конкурс ледовой скульптуры в рамках фестиваля в Листвянке проходил впервые.
– Поселок Листвянка находится в 70 километрах от Иркутска на истоке Ангары, причем часть поселка находится на Байкале, часть на Ангаре, – рассказал он «МК в Хабаровске». – Это один из уникальных объектов на Байкале. Конкурс мы сразу сделали международным, пригласили десять команд из пяти стран. Это Казахстан, Монголия, Китай, Беларусь и пять команд из России от Москвы до Хабаровска. Тема конкурса: «Байкальская мистерия», и так как это ледовый конкурс, то мы подразумеваем мистерию льда Байкала. Так как лед – очень тонкий и хрупкий материал, он видоизменяется на глазах у зрителя, может превращаться в другое агрегатное состояние, испаряться и превращаться в воду. Для зрителей это самая настоящая мистерия, как из этого материала вообще создается скульптура. И поэтому мы мастеров не ограничивали в выборе темы. Трактовать это можно также по-разному, что мистерия – это и религия, и космос, и какие-то этнические мотивы. Также мы знаем, что Байкал – это древнее озеро, ему 25 миллионов лет. Когда он образовался, здесь жили динозавры. А в озере плавали гигантские плотоядные рыбы и прочие монстры, которых было бы интересно также изобразить. Мы подразумевали, что «Байкальская мистерия» – это очень широкая тема, многогранная и практически свободная. Опять же, повторяю, что мистерия прежде всего – это сам лед. То есть это трансформация льда и его видоизменение на глазах у зрителя. Особенно удивляются те, кто не сталкивается со льдом. Они приезжают впервые, видят такое и думают: «Как это вообще можно сделать? Такие тонкие, изящные работы, они еще и не разваливаются. Да еще и в такое короткое время сделаны». Это все тоже мистерия.
Чем именно байкальский лед отличается? От иркутского льда, например, и вообще любого другого?
– Лед Байкала формируется в суровых условиях. Во-первых, это огромная площадь льда, где не может не образовываться трещин. Есть всякие подводные волны, течения, большие перепады температур, – объясняет Евгений Тимкович. – Чтобы найти какой-то качественный участок льда, это нужно ходить и выбирать квадраты льда, чтобы они были чистые. Мы заготавливаем сразу много льда. Тот, что с трещинами, мы используем как строительный лед: на горки, на заборы, на лабиринты. А качественный идет на скульптуру. Но и там все равно будут трещины. Еще и при заготовке, когда мы его достаем, бывают проблемы. Байкал – суровый на перепады температуры. Если днем может быть минус 13, то ночью может доходить до минус 35. Если мы начали пилить майну днем, а лед достаем вечером, то он может сильно из-за этих перепадов деформироваться. Вода имеет плюсовую температуру, чем ниже температура воздуха, тем больше появляется трещин. Это такая особенность. Если мы заготавливаем на заливах, например, в Иркутске или Ангарске, то там такого, как правило, нету. Когда площадь воды меньше, и не такие перепады температуры, как на Байкале, то сама структура льда, его кристаллизация отличается. В стоячих небольших водоемах – на карьерах, там больше водорослей может быть. Лед может быть мутный. Байкальский лед, вообще, кристально чистый. Он очень прозрачный, он очень насыщенный кислородом. В общем, какая вода – такой и лед.
Победитель конкурса Даниил Цой также отметил уникальность байкальского льда. Кстати, до Листвянки хабаровчане добирались на автомобиле.
– Если начать издалека, то мы участвовали на Ольхоне в фестивале «Айфон Айс-Фест», где Евгений Тимкович был директором. Вот там мы приняли участие, – рассказывает мастер. – Потом принимали участие еще два раза в фестивале, и в третий раз он проходил как симпозиум по ледопластике. На третий фестиваль Евгений нас уже пригласил, прислал положение. Ну а дальше по стандартным схемам: мы заполнили заявку, подали эскиз и прошли отбор. Сели в машину и отправились в Иркутск. Так вот мы здесь появились.
В основу своей работы скульпторы положили собирательный образ женщины.
– Такая девушка-погода. Неприхотливая, молодая и при этом переменчивая. Работа называется «Понедельник. День луны». Потому что во многих языках слово «понедельник» означает именно луну, – объясняет Данил Цой. – Многие ориентируются на луну. С луной связаны циклы, приливы, отливы – очень важное светило в жизни человека. Наша работа – это девушка-природа, девушка-луна. Ее волосы – это облака, из которых идет дождь, а платье – как морская бездна, вода.
В своей работе скульпторы используют уникальные техники, которые возможны только с этим материалом.
– Только во льду можно сделать антиобъем. Обратный объем. Потому что лед прозрачный. Технология не новая, и не мы ее придумали. Также мы еще в работе используем «пуржение». Чтобы лед был в нужных местах не прозрачный, а как снег – белый, плотный. Техника тоже не новая. Применяли все, что могли. Все, что знаем, – рассказывают мастера.
«Девушка-луна», по мнению жюри и зрителей, оказалась лучшей работой. Второе место завоевали гости из Беларуси. Павел Леонов уже восемь лет занимается ледовой скульптурой. Он член Союза художников, 18 лет работал преподавателем в колледже искусств. Сейчас лед – главное в его жизни.
– Первый раз попали в город Магадан, где и заразились этой болезнью. Потому что это болезнь, в лучшем понимании этого значения. Вот ездим, получается, к сожалению, не сильно часто. Ну, два-три раза в сезон мы попадаем на лед, – делится он. – Мы были на фестивале в Екатеринбурге, где случайно в разговорах среди скульпторов и услышали о проекте. Видимо, так все и происходит у художников, у скульпторов, особенно у ребят, которые занимаются льдом. То есть разговоры и общение. Нам рассказали, что возможен фестиваль в Листвянке на Байкале. А Байкал у нас в голове уже практически с самого начала нашего «заболевания». Рассказывали нам иркутские мастера про фестиваль на Байкале, про необычный лед, про мистическую природу и так далее, и мы с тех пор о Байкале все время думали. И когда вдруг появилась маленькая надежда, мы сразу же за нее зацепились. До этого были только разговоры. Нам сказали, кто предположительно может иметь какую-то информацию. Мы тут же ночью написали Даниле Цою и сразу получили ответ и контакты организаторов. Связались напрямую с Евгением, разработали эскиз – и вот мы здесь.
На скоростном поезде художники ехали от Минска до Москвы, это около семи часов. Потом пять часов в воздухе, на самолете, и мечта белорусов увидеть Байкал исполнилась.
– Это, наверное, один из самых необычных фестивалей. Потому что мистическое место, фантастический лед, природа, погода такая своеобразная, постоянно меняющаяся. Из-за этого много неожиданностей. Можно назвать коротко – фестиваль с кучей неожиданностей: постоянный шум, трескающийся лед, да так громко – это все время отдается в пятой точке, – шутит мастер.
Свою работу Павел Леонов и его напарник Василий Семашев связали с мистикой озера и космосом.
– Когда мы собирались и узнали тему, то у нас было время продумать эскиз. Главное, у нас было понимание того, что это должно быть как-то связано с космосом. Потому что, когда мы на картинках в фильмах видели байкальский лед и сам Байкал, то всегда было внутри только одно название всему – это космос! – рассказывают белорусы. – Это не место, это космическое пространство! Поэтому сразу мы и продумывали, как связать Байкал с космосом. Так родилась композиция, в которой было три столпа, то есть три составляющие: это Байкал, это человек, это космос. Ну а человек у нас в образе шамана. Мы мучились: шаман, не шаман – банально немножко. Шаман – это тут национальное достояние. И поэтому у нас шаман – это не фигура, а это его дух, это движение каких-то масс. Мы искали состояние этого шамана: мелькающие детали, части тела, руки, голова, старались все-таки, чтобы это движение, камлание шамана, объединяло воду, лед Байкала с космосом и галактикой.
Еще один уроженец Хабаровска – скульптор Иван Локтюхин – в этом году был в составе жюри.
– Скажем просто – фестиваль удался! фестиваль был широкий, хороший, по-настоящему байкальский. Команды были международные. Маловато, конечно, участников, всего десять команд, но обширный, да. И байкальский, потому что погода давала о себе знать, то есть Байкал проверял многих участников на прочность, у трех команд были обрушения, и почти все справились с этим. Это даже пошло на пользу, потому что одно из призовых мест взяла хабаровская команда, где было обрушение, ребята вышли в призеры. Все хабаровские команды, говорю как член жюри, были на высоте. Они были в пятерке лидеров, даже в четверке. Ну, в общем, место это хорошее, фестиваль здесь проходит не зря. Это стоит посмотреть. И тем, кто горит и болеет льдом, в этом стоит участвовать, – отмечает он. – Голосовал ли за земляков? Голосовал за лучших. Я четко ставил первое место команде Данила Цоя. Это молодые хабаровские ребята, которые уже не первый раз забирают первые места во многих, скажем так, землях. Ребята молодцы, у них очень слаженная команда. Я, глядя на них, вспоминаю, какие мы были в свое время, – рассказывает Иван Локтюхин. – У ребят идет волна, они четко работают, у них хорошие эскизы, у них хорошие видения, чувствования, у них была немножко фора. Они на Байкале находятся давно. То есть они до этого были на другом симпозиуме, на Ольхоне, и они смогли проникнуться этим местом. Им было чуть-чуть проще работать, чем остальным. Но это, на самом деле, мелочь, потому что нагнать ее знающему человеку несложно, но у них была высокая слаженность работы, и сама работа была четкая, красивая, законченная в мелочах и во всем, и абсолютно местная, и все это оценили. Разногласий по первому месту у жюри не было вообще.