«Женщина в искусстве»: новая выставка в ДВХМ рассказывает о духовном наследии народов

Работа экспозиции продлится до 29 ноября, а после картины отправятся в Комсомольск-на-Амуре

Работа экспозиции продлится до 29 ноября, а после картины отправятся в Комсомольск-на-Амуре
Ирина Кочергина, участник выставки, член ВТОО «Союз художников России» из Комсомольска-на-Амуре

Искусство есть повсюду! Его просто надо увидеть, и если удается, то тут уже не остановишь. В Дальневосточном художественном музее уже на пороге слышна музыка, со второго этажа доносятся голоса, а в фойе толпится народ. В большом просторном зале собрались художницы из разных республик РФ, Центральной Азии, Дальнего Востока, а также Китая, чтобы познакомить жителей Хабаровского края со своим национальным искусством.

Это уже пятая выставка ежегодного проекта «Женщины в искусстве». Отличительной особенностью данного творчества является то, что среди авторов 55 картин и керамики нет ни одного мужчины. Свои работы представили 22 мастера. На этот раз главное в концепции – духовное наследие народов.

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Смотрите фотогалерею по теме

Организаторы предложили участницам выставки рассказать, что для них значит история, память и традиции. Работы принимались в смешанной технике. Здесь и живопись, и графика, и керамика, и деревянная скульптура, и даже ткачество. В зал вместились не все произведения, некоторые картины встречают посетителей в холле.

– Несмотря на то, что это наши современницы, они обращаются к очень интересной теме. Тема сохранения традиций и передачи культурного опыта проходит просто красной нитью в нашей экспозиции, – рассказывает Ольга Титова, заведующая научно-просветительским отделом ДВХМ.

Лю Хунксу, или, по-русски, Людмила из Харбина участвует в проекте уже второй раз

Лю Хунксу, или, по-русски, Людмила из Харбина участвует в проекте уже второй раз. Женщина представила на выставке натюрморт. Говорит, не важно, какой формат и размер, главное, что такие важные работы можно увидеть в одном месте. На русском художница не разговаривает, но это ей не мешает раскрыть свой талант для нашего зрителя. Общаться с хабаровскими друзьями ей приходится с помощью голосового переводчика в смартфоне. Осваивать новые технологии помогает супруг, который везде и во всем ее поддерживает.

Также свои работы представила Монгуш Чечек – заслуженная художница Республики Тыва и ведущий специалист в области современной тувинской графики. Башкирскую школу эмали можно увидеть в картинах Гульназ Гилязетдиновой, художницы-монументалистки из Республики Башкортостан.

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Смотрите фотогалерею по теме

Впрочем, у истоков этого уникального проекта стоят две наши дальневосточницы – талантливые художницы. Одна из них – Ирина Кочергина, участница выставки, член ВТОО «Союз художников России» из Комсомольска-на-Амуре – рассказывает, что после одного из путешествий задумалась о наследии Приамурья. Решила узнать больше о нанайских традициях. И уже несколько лет изучает культуру коренных народов Севера. На выставке женщина показывает четыре своих произведения – «Маленькая помощница», «Восточная встреча», «Дом нанайского охотника» и «Дом с рушниками».

– В краеведческом музее в Комсомольске-на-Амуре размещена большая коллекция экспонатов, рассказывающих о традициях коренных народов. Я стала читать их сказки, истории, легенды, и меня эта тема захватила. «Работа «Дом с рушниками» как раз посвящена переселенцам на Дальний Восток. Люди при переезде брали с собой иконы, фотографии, расшитые полотенца и многие другие памятные вещи. Все, что могли унести в узелке. На картине изображена часть дома, где живет семья со своей историей. Картина «Восточная встреча» написана неслучайно. Когда-то мой друг поехал в Татарстан из Комсомольска. Его приятель подарил ему тюбетейку, он надел ее и пошел прогуляться по улице. Когда с ним начали все здороваться и с почтением относиться, он удивился: «Надо же, я приехал из другого города, и как ко мне хорошо относятся». Потом, когда пришел в дом своего друга, то узнал, что на головном уборе есть один узор, который говорит о том, что это очень уважаемый человек, и когда люди видят этот узор, они просто не могут пройти мимо. Каждая тюбетейка со своим смыслом. Имеет свой узор и свою форму. На этой картине я изобразила маленькие шапочки разных народностей.

Картина «Маленькая помощница»

Еще одна душевная картина – «Маленькая помощница», посвящена она нанайской теме. В центре мы видим маленькую люлечку с малышом, а рядом сидит старшая сестра. Она присматривает и ухаживает за ребенком. Родители заняты своей работой – собираются на рыбалку или едут домой с уловом. Если приглядеться, можно увидеть много деталей, которые имеют ценность для нанайского народа.

Немало сил вложено и в произведение «Дом нанайского охотника».

– В культуре нанайцев есть много мистического. Они верят в духов. Раньше, когда были земляные дома, у них в доме стоял столб, на нем изображали оленя или другого зверя. Когда охотник собирался на охоту, то перед столбом прикладывали свои вещи, которые несли на охоту. Красная ягода на картине – это некое задабривание духов. На поясе из натуральной кожи висят табак и веревки – все, что пригодится на охоте.

Картина «Восточная встреча»

Свои работы Ирина берет не из головы, а черпает вдохновение из экспонатов краеведческого музея. Именно они вдохновляют ее на творчество. Немало информации художница получает из поездок по Дальнему Востоку.

– Я очень много езжу по региону и вижу, что у каждого народа есть свои очень оригинальные вещи, – продолжает художница. – Хочется, чтобы нанайская культура осталась в нашей душе. Картина – это такой особенный рассказ, смотрим на работу и познаем мир. Наши выставки необходимы для того, чтобы увидеть себя со стороны. Это такой урок для художника – смотреть на свою работу со стороны. Здесь очень много картин, которые говорят о национальности, о природном.

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Смотрите фотогалерею по теме

Хабаровская художница и организатор проекта «Женщина в искусстве» Юлия Громова на выставке представила также четыре произведения, в которых есть размышления о разных культурах. Это такие работы как: «Ветер нашептывает истории», «Бронзовые языки», «Лют. Бог войны» и «Кровь. Мать. Земля».

– Не раз в моей жизни были ситуации, кода выхода нет, и вот только одна надежда на Господа, – делится Юлия. – Работа «Бронзовые языки» как раз говорит об этом. Для меня колокол – это нечто говорящее. Они не просто звенят, они поют. Когда слышишь звон колоколов, наверняка у каждого возникает дрожь в теле. Хочется остановиться и задуматься о своем. Второе произведение «Лют. Бог войны» было написано не просто так. Мой муж – военнослужащий, находится на СВО. Он герой, и эта работа посвящена ему, потому что по древнему славянскому гороскопу его тотем – волк. В картине изображен тотем с волками. Эти звери издревле считаются священными животными. Они преданы своей семье и до смерти бьются за своих. Поэтому эта работа посвящена всем бойцам, они отдают свои жизни на защиту своей Родины, своей семьи. На картине присутствуют рунические символы, они не просто написаны для художественного повествования. Я изучаю руны, и каждая из них имеет свой смысл. Горжусь этой работой, и для меня она многое значит своей глубиной.

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Смотрите фотогалерею по теме

В работах хабаровчанки нет случайных знаков, обозначений, цвета. Она очень ответственно подходит к написанию каждого полотна, о чем говорит картина «Ветер нашептывает истории».

– Это истории, которые должны быть рассказаны тем, кто боится, что остался один. На полотне изображены две девушки, они стоят на берегу моря, у них завязаны глаза, и их обдувает ветром. Девушки не видят моря, а слушают его. В эту работу я вкладываю такой смысл – необязательно смотреть глазами, важно чувствовать сердцем, всем своим существом. Еще одна любимая работа «Кровь. Мать. Земля». В ней представлена нанайская культура. Мы очень плотно работали с командой в краевом музее имени Н. И. Гродекова и, естественно, посещали все их замечательные залы с экспозициями по нанайскому искусству. Мне подарили альбом с национальными костюмами. Очень понравилось красное нанайское свадебное платье с узорами. За основу земли я взяла именно это платье-халат. Я не случайно сделала его таким багрово-красным, потому что земля нас кормит, учит, дает нам жизнь. «Кровь. Мать. Земля» – в этом названии все заключено, и в этой композиции я показываю разную деятельность нанайского народа, – говорит художница.

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Смотрите фотогалерею по теме

Помимо своих работ, Юлия отметила произведение Веры Демичевой из Орла. Девушка представила ткачество, или иначе – гобелен. Большие полотна в зале видны сразу, в них есть живопись и графика. Это натуральные материалы, среди которых шерсть.

 – Она сама делает нити, обрабатывает их вручную. В Хабаровском крае никто этим не занимается. Мы посчитали своим долгом привезти эту работу на выставку и знаем целый арсенал ее полотен. Надеемся, что на следующий год Вера войдет на выставку со своими творениями на другую тему. Я горжусь нашими авторами, и мы не просто так привлекли их в наш проект, – подчеркивает Юлия.

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Выставка «Женщина в искусстве» о духовном наследии народов открылась в Хабаровске: фото

Смотрите фотогалерею по теме

На основе выставки ежегодного проекта «Женщины в искусстве» в Хабаровске пройдет серия лекториев. Узнать о них можно на сайте Дальневосточного художественного музея. Яркие полотна, рассказывающие о древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение, сохраняя национальную идентичность, будут доступны до 29 ноября. После этого картины переедут в Комсомольск-на-Амуре.

– Эта выставка не только демонстрирует творчество современных художниц, но и предоставляет возможность увидеть, как древние культурные традиции вдохновляют современное искусство. Как они способствуют сохранению национальной идентичности через творческое самовыражение, – подчеркнул министр культуры края Юрий Ермошкин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру