Душа баяна: Пётр Семёнов о творчестве всей жизни

Баян в руках Петра Семёнова, как живой организм, он умеет и радоваться, и сопереживать. Если песня, то волей не волей – запоёшь, а если плясовая – затанцуешь. Вот уже несколько десятилетий музыкальный инструмент в его руках выдаёт знакомые для многих поколений мелодии.

Душа баяна: Пётр Семёнов о творчестве всей жизни

С любимым баяном Пётр Александрович не собирается расставаться по сей день, правда с годами инструмент становится всё тяжелее и тяжелее.

Этого скромного и очень талантливого человека я заприметила ещё 1 октября, когда пришла на концерт, посвящённый людям старшего поколения. Праздник проходил во дворе центра эстетического воспитания «Отрада». На сцену один за другим выходили вокальные и творческие коллективы, а Пётр Александрович лихо и задорно подыгрывал всем на баяне.

Познакомиться тогда с ним не удалось, но очень хотелось узнать музыканта поближе. Как говорится, мысли материальны, и через месяц мне позвонила методист по организационно воспитательной работе в «Отраде» Наталья Шеменева. Знакомство с концертмейстером, именно в этой должности работает Пётр Семёнов уже несколько лет, прошло на следующий же день.

Любовь к баяну – с детства

 – Родился я в посёлке Обор района имени Лазо. Когда мне было 11 лет, мои родители обнаружили, что я плохо вижу. Тогда и задумались, чем мне заниматься помимо школы. Моя старшая сестра в то время дружила с парнем, вчера ей, кстати, исполнился 71 год. Сейчас уже не помню, как, но я попал к её другу в дом. Увидел баян, заинтересовался музыкальным инструментом, сразу подобрал песню, как смог: «А дорога серою лентою вьётся…» и загорелся купить себе такой же, – рассказывает о себе Пётр Александрович.

Когда мальчик пришёл домой, подбежал к маме с просьбой купить ему гармошку.

– Мы жили тогда не богато, мама и четверо детей. Она мне сказала: «Осенью выкопаем картошку, сдадим, купим гармошку». И вот с четвёртого по восьмой класс я сам учился, играл как мог. В деревне не было преподавателей музыки. Бывало, уйду в сарай, сяду на сено и играю. Помню в детстве я ещё занимался оформительской работой. В школе готовил стенды к праздникам, и мне даже платили небольшую зарплату, на которую я купил себе мой первый баян, – вспоминает Пётр Семёнов.

Но как пользоваться им, он не знал. Пришлось купить самоучитель и изучать всё самому. Но мальчику вовремя подсказали, что есть пионервожатая в школе, которая может научить юного музыканта играть на популярном в то время инструменте.

–  Помню, как она играла одной рукой, левой не могла, но получалось очень хорошо. Я стал ходить к ней домой, разучивал аккорды. Закончил школу и начал думать, куда пойти учиться. В хабаровский институт культуры меня не взяли. Поехал в Биробиджан. Там тогда было культпросветучилище. Теперь он стал Биробиджанским колледжем культуры и искусств. Многие выпускники разъехались по всему Дальнему Востоку и стали наставниками творческих ребят, – рассказывает концертмейстер.

В 1971 году открылось баянное отделение, где и обучался Пётр. Занятия с педагогом проходили три раза в неделю. Дополнительно обучение в оркестровом классе, ещё и оркестр баянов. С тех пор он не расставался с любимым инструментом. В дипломе у Петра Семёнова написано – руководитель оркестра баянов.

– Когда я закончил училище, сразу пошёл работать. Хотел помочь маме с младшей сестрёнкой. Хотя на тот момент у меня была прямая дорога в институт культуры. Устроился в своём родном посёлке в местном Доме Культуры, ещё ходил играть в детские сады. До сих пор с теплом в душе вспоминаю то время. Ни один праздник не проходил без моей игры на баяне, – улыбается Пётр Александрович.

Клуб в посёлке Обор был большой, двухэтажный. Постоянно подготовка к праздникам, концертам. Жизнь кипела ключом. Молодому баянисту на тот момент было около 22 лет. В голове много планов, и, в первую очередь, их хотелось осуществить в дальневосточной столице. 

– В посёлке жил до 1984 года, потом уехал в Сибирь, нужно было помочь сестре Лиде с тремя детьми. Прожил у неё четыре года. Потом она собралась замуж, я понял, что мне пора уезжать. Поехал в Хабаровск, мама, в то время, жила ещё в деревне с младшей сестрой. В 60 лет она сошлась с мужчиной так и прожила с ним, – рассказывает баянист.

Во время разговора пальцы его всё время перебирают кнопки – будто он подыгрывает своему рассказу. Лёгкая мелодия, как будто ветерок проносится по комнате.  

– В Хабаровске я работал в школе в районе Берёзовка, вёл уроки музыки, руководил в народном хоре. Мне дали комнату в общежитии ТЭЦ-3. А после устроился в школу №9, где отработал шесть лет. Как раз в те годы развивалось дополнительное образование. Помню, когда я ещё учился в 8 классе, к нам приехал Александр Копытов. Это знаменитый в Хабаровске директор школы, который организовал внешкольные кружки, – делится воспоминаниями Пётр Александрович.

«Песенка за песенкой»

Для нашей встречи концертмейстер специально приготовил фотографии, где сохранились значимые моменты в его жизни. Снимки аккуратно сложены на подоконнике и ждут своей очереди, пока рассказ не закончился.

– А вот я на легендарной передаче– показывает Пётр на фотографию. – Мы частенько ездили на студию, которая находилась на улице Ленина. Очень жалко, что всё это закончилось в одночасье. Пришёл человек, сказал: «Все передачи закрываем». Сколько родители писали, были миллионы звонков, но, к сожалению, не помогло.

После 9-ой школы, Светлана Самусь, руководитель известнейшего в регионе образцового ансамбля народной песни «Купалинка», позвала Петра Семёнова в свой коллектив.

– С 2000 года мы с ней проработали в центре внешкольной работы. Сюда, в центр «Отрада», пришли 10 лет назад, и привели всех детей.

Петр Александрович не расстаётся с баяном до сих пор, только смеётся, музыкальный инструмент тяжело носить на себе  годы дают о себе знать. А пока я с ним разговариваю, замечаю позади него красивую картину. Оказывается, он не только концертмейстер в «Отраде», но и художник-любитель.

– Это всё тоже началось со школы, когда я занимался оформительской работой, рисовал афиши, декорации ко всем праздникам. Когда пришёл в ЦВР, то начал делать стенды. Появились рекламные агентства, покупал у них самоклеящуюся плёнку, делал каркасы. А на остатки обрезков сделал такую картину. Вот смотрите, эту работу я сделал из маленьких квадратиков, которые вырезал сам. Ушло на это полгода, – показывает снимок Пётр Александрович.

Если есть талант, то он, как говорится, есть во всём. В коллекции у баяниста более 20 картин. Многие раздарил своим родственникам. Сейчас бы рад рисовать, но негде, да и времени много уходит на любимое дело в его жизни.

– Это тоже моя картина, писал маслом, её подарил младшей сестре. А эта моя любимая картина. Мне нравится, что на ней есть и движение, и тишина леса, горы, лошади – есть над чем задуматься. Она висит у меня в зале, каждый раз смотрю не налюбуюсь, – рассказывает наш герой.

Практически всё время баянист Пётр Семёнов проводит в «Отраде», здесь, можно сказать, его второй дом. Вместе с коллективами центра он участвует в концертах в Краевом дворце «Русь», ежегодно выезжает с ребятами в Комсомольск-на-Амуре на фестиваль «Традиции живая нить», выступает во Владивостоке и других городах.

На прощание прошу его сыграть пару мелодий. В его руках баян, как будто дышит. Раздвигаются мехи, льётся голос инструмента. Пальцы касаются клавиш, а сердце замирает, когда играет баян…

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру