Проданный Амур

Хабаровский край остался без большого пассажирского флота

Хабаровский край остался без большого пассажирского флота
Флагман Амурского флота - «30 лет ГДР» продали в Южную Корею, где он и закончил свою жизнь, сначала служил отелем в Пусане, потом в ураган перевернулся и был разрезан на металлолом

 Пассажирских теплоходов особого сибирского 860-го проекта на Амуре больше не осталось. Последним, в четвертом квартале 2011-го, был продан лайнер «Василий Поярков». Эту информацию сегодня подтвердили в ОАО «Амурское пароходство», которое с 2007-го вошло в лесопромышленный холдинг «RFP Group». Амур, входящий в десятку крупнейших рек мира, остался без визитной карточки - без большого пассажирского флота.

«Дежнева», «Невельского», «Седова», «30 лет ГДР» (он же «Арсеньев»), «Миклухо-Маклая» (он же «Капитан Котенко») - разрезали на металлолом, «Ерофея Хабарова» и «Пржевальского» (он же «Звезда Амура», «Граф Муравьев-Амурский») - продали для плавбазы.

Секретная информация

Как пояснили в ООО УК «РФП Групп», в рамках инвестпрограммы по обновлению, реновации и модернизации флота, пассажирские суда были проданы различным организациям. «Эти продажи не комментируются, так как информация о них не подлежит обнародованию, в связи с включением в перечень информации, содержащей коммерческую тайну».

Кроме того, что касается нынешнего состояния проданных теплоходов, то в компании тоже отказались предоставить информацию. «Не являясь на сегодняшний день собственником имущества, «Амурское пароходство» не располагает сведениями о его использовании новыми владельцами и текущем состоянии, а также не запрашивало и не планирует запрашивать информацию такого рода у организаций, которым на сегодняшний день принадлежат права собственности на имущество», - было сказано на наш запрос.

И далее: «Касательно «теплоходов, распиленных на металлолом», можем пояснить, что предприятия холдинга «RFP Group», в том числе ОАО «Амурское пароходство», не занимаются видами коммерческой деятельности, связанными с утилизацией судов и плавсредств, а также сбором и переработкой металлолома. Пожалуйста, уточните формулировку вопроса, либо перенаправьте его в адрес организаций, занимающихся этими видами деятельности».

И еще: «Перечисленные теплоходы 860-го проекта проходили реконструкцию в Китае в период до приобретения холдингом «RFP Group» пакета акций «Амурского пароходства» (до 2007 г. - Авт.). Комментировать целесообразность действий и намерений предыдущего владельца судов, в свете того, что нам не известно, при каких обстоятельствах эти решения принимались и реализовывались, - как минимум, безосновательно...»

Судьба теплохода

Теплоходы «Ерофей Хабаров», «Пржевальский», также еще четыре судна - «Семен Дежнев», «Василий Поярков», «Георгий Седов» и «Г.И. Невельской» были построены в далекие 1958-63 годы в Сретенске по проекту №860.

Отходив по Амуру двадцать лет, в 1983 году для них был разработан проект переоборудования и модернизации. Пароходство разработало собственные чертежи модернизации и отправило на реконструкцию в Харбин (КНР) первым теплоход «Василий Поярков». Затем, по одному в год, модернизацию прошли теплоходы «Миклухо-Маклай» и «Ерофей Хабаров».

Пароходство разработало свои чертежи модернизации и в 1989-м отправило на реконструкцию в Харбин (КНР) первым теплоход «Василий Поярков»
Реконструкция каждого из этих лайнеров обошлась государству (в то время теплоходы достались пароходству совершенно бесплатно через специализированное внешнеторговое предприятие «Судоимпорт» и Министерство речного флота СССР), примерно, в 3,5 млн. долларов США. Из ремонта они вернулись уже трехпалубными. В каждой каюте на всех палубах, включая трюм, имелись: умывальник, душ, унитаз и климатическая установка. Было и несколько двухкомнатных кают класса «Люкс».

Правда, теплоход «Ерофей Хабаров», если кто еще помним, задержался в Китае до 2002 года - у «Амурского пароходства» не было средств для выкупа судна после ремонта. Помог визит первого президента России Бориса Ельцина в Китай, после которого теплоход вернули в обмен за партию вертолетов. Однако проработал теплоход недолго, и встал на прикол.

Но самым первым, в 1992 году остановился «Семен Дежнев», так как его работу не согласились частично дотировать Николаевск-на-Амуре, Николаевский и Ульчский районы. Через год «Семен Дежнев» был отправлен в Китай на металлолом.

Затем добрались и до подарка ГДР Комсомольску-на-Амуре к 50-летию города - четырехпалубному белому теплоходу, флагману Амурского флота - «30 лет ГДР». Сначала его переименовали во «Владимира Арсеньева», а потом продали в Южную Корею, где он и закончил свою жизнь, сначала служил отелем в Пусане, потом в ураган перевернулся и был разрезан на металлолом.

«30 лет ГДР» - подарок республики Комсомольску-на-Амуре к 50-летию города
Теплоход «Георгий Седов» проходивший модернизацию в России (по причине пожара, сгорела верхняя и нижняя палубы), в Комсомольске-на-Амуре, тоже стал не удел.

Осенью 2010-го были проданы по цене неразделанного металлолома (около 4 млн. рублей или 140 тыс. долларов США) теплоходы «Капитан Котенко», «Граф Муравьев-Амурский» и «Ерофей Хабаров». Напомним, за их модернизацию отдали 3,5 млн. долларов, за каждый.

«Капитан Котенко» (ранее «Пржевальский») был разрезан и сдан в металлолом, а два последних были проданы амурским рыбопромышленникам в «Рыболовецкий колхоз им. Куйбышева-2», и в прошлую навигацию использовались в качестве рыболовных плавбаз на Нижнем Амуре. В настоящее время эти два судна поставлены на ремонт в Амурский судостроительный завод.

Последним, до осени прошлого года не сходил с туристских маршрутов по Амуру только один теплоход - «Василий Поярков». Его содержание и эксплуатацию с 1992 года полностью на себя взял капитан Виктор Слюсарь, который вместе с экипажем организовал плавучий детский оздоровительный лагерь.

Последние четыре года «Василий Поярков» находился в аренде у капитана Слюсаря, затем был продан другому собственнику по более высокой цене. Новый хозяин лайнера пообещал произвести качественный ремонт под жесткие современные требования, предъявляемые к круизным судам.

В настоящее время к началу пассажирских перевозок на городских и пригородных линиях Хабаровска вышли 10 теплоходов «Москва», 2 теплохода «Москвич», на линии Хабаровск-Победа курсирует скоростной теплоход «Заря-173». В Николаевск-на-Амуре осуществляет пассажирские перевозки теплоход «Ом-5», между Хабаровском и Николаевском-на-Амуре - еще три «Метеора»: «Капитан Князев», «Сергей Торбин» и «Кола Бельды».

Справка
Список пассажирских теплоходов 860-го проекта,
стоявших на учете в «Амурском пароходстве»

«30 лет ГДР»
- 1980 г. постройки (г. Бойценбург)
- флагман Амурского флота (четырехпалубный)
- переименован в 1991 г. - «Владимир Арсеньев», в 1995 г. - «Ferris Flotel»
- в 1993 г. перегнали во Владивосток, далее, в Находку, в Южную Корею (Пусан)
- продан под флот-отель в престижном месте пляжного района Хэундэ, являлся одной из достопримечательностей города Пусана
- в 2003 г. перевернулся в ураган, в 2004 г. разрезан и утилизирован

«Семен Дежнев»
- 1959 г. постройки
- списан в 1992 г., разрезан в Китае

«Г. И. Невельской»
- 1960 г. постройки
- списан в 2003 г., разрезан в Китае

«Георгий Седов»
- 1963 г. постройки
- модернизирован в Комсомольске-на-Амуре
- не эксплуатировался с 2006 г.
- списан и разделан на металл

«Василий Поярков»
- 1960 г. постройки
- полностью модернизирован в Китае в 1989 г.
- в 2012 г. находился в затоне Хабаровска
- последний арендатор: ООО «Детский оздоровительный лагерь Василий Поярков»

«Миклухо-Маклай»
- 1961 г. постройки
- переименован в 2003 г. - «Капитан Котенко»
- полностью модернизирован в Китае в 1991 г.
- не эксплуатировался с 2006 г.
- в 2010 г. отправлен в Комсомольск-на-Амуре на разделку
- в 2011 г. разделан, утилизирован
- последний владелец: ЗАО «Торговый порт Благовещенск»

«Ерофей Хабаров»
- 1958 г. постройки
- переименован в апреле 2011 г. - «Ерофей»
- полностью модернизирован в Китае
- не эксплуатировался с 2006 г.
- в 2010 г. отправлен в Комсомольск-на-Амуре на разделку
- ныне: рыболовная плавбаза на Нижнем Амуре
- владелец: сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческо-сбытовой кооператив - СППССК «Рыболовецкий колхоз им. Куйбышева-2» (Ульчский район, с. Тахта)

«Пржевальский»
- 1961 г. постройки
- переименован в 1991 г. - «Звезда Амура», в 2003 г. - «Граф Муравьев-Амурский», с апреля 2011 г. - «Амурск»
- ныне: рыболовная плавбаза на Нижнем Амуре
- владелец: СППССК «Рыболовецкий колхоз им. Куйбышева-2» (Ульчский район, с. Тахта)

По данным Российского речного регистра (РРР).

Из частных теплоходов на Амуре
«Таежный»
- 1958 г. постройки
- ранее назывался ОМ-1, «Блюхер», «Плавмагазин-301»
- реконструирован в 2005 г.
- владелец: частное лицо В.В. Козловский

По данным Российского речного регистра (РРР).