Хабаровская семья Шумилиных получила через суд компенсацию морального вреда за гибель на рабочем месте - в вагоне при взрыве котла - главы семейства, железнодорожника Петра Шумилина. Ответчиком в Кировском районном суде было ОАО «Российские железные дороги». Дело рассматривалось также при участии прокуратуры Кировского района Хабаровска. Ранее, в суде было рассмотрено дело по иску семьи Ахеевых, где также в железнодорожном вагоне погиб Аслам Ахеев.
Как сообщили в прокуратуре, представитель ответчика, в целом не снимая с себя вины за произошедшее, пытались доказать, что взрыв котла и гибель людей произошли по грубой неосторожности самого работника.
Напомним, эта трагическая история случилась 11 ноября 2009 года. В 4.00 утра на станции Лазо близ Дальнереченска в купейном вагоне поезда взорвался титан. Пострадало четыре человека, все они хабаровчане. Один из них, 67-летний Аслам Ахеев, скончался в пятницу, 13 ноября. Еще один пострадавший от взрыва Петр Шумилин - умер в больнице во Владивостоке. По мнению родственников, специализированной помощи в первые дни пострадавшим оказано не было, информацию от них скрывали.
Шанс на спасение
Своего отца Эдуард Ахеев нашел в дальнереченской больнице - тот получил ожоги 50% поверхности тела, но был в сознании, узнал сына и даже кивал головой. Сказать, что случилось, не смог. Оказалось, что даже ожогового отделения в клинике Дальнереченска нет, и специалистов тоже. Аслама Ахеева подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. И все...
Через сутки в Дальнереченск из Владивостока прилетел вертолет из Центра медицины катастроф. Двоих забрали, двоих оставили. Сына Ахеева главврач больницы заверил, что отца надо срочно забирать в Хабаровск, договариваться, чтобы его перевезли в специализированный ожоговый центр. Тогда еще был шанс спасти человека. Хотя врачи и утверждали, что по статистике половина пострадавших с такими ожогами не выживают.
Как считает Эдуард Ахеев, на его отце просто сэкономили. Ведь один час работы вертолета стоит под 70 тыс. руб., а чтобы добраться до Дальнереченска, надо 1,5 часа, или более 100 тыс. руб. Туда и обратно это бы стоило более 200 тыс. Таких денег, чтобы оплатить рейс, у родственников не было...
Откуда печка?
По словам Эдуарда Ахеева, когда он приехал в тот же день в Дальнереченск, то побывал на месте трагедии и сделал фотографии. Его поразила чудовищная сила взрыва: полвагона просто вывернуло наизнанку. Порвало и деформировало стенки, вздуло крышу, снесло перегородки внутри, разбило стекла. Когда вагон отправили в отстойник, то часть повреждений уже прикрыли.
Пресс-секретарь Владивостокского отделения ДВЖД Александр Артамонов сказал лаконично: «Взорвался котел, пострадали люди. Все подробности в пресс-центре ДВЖД». В Хабаровске, в управлении ДВЖД Инна Пепеляева прокомментировала ситуацию так: «Есть правила эксплуатации вагона и оборудования, их надо было соблюдать». Непосредственный начальник пострадавшей бригады ПМС-313 в Хабаровске Вячеслав Шемякин от комментариев отказался, сославшись на запрет пресс-центра ДВЖД.
«В четыре часа утра раздалось шипение, а затем и взрыв отопительного котла», – вспоминает со слов очевидцев родственник погибшего.
Уцелевшие пострадавшие рассказывают, что они примерно в 3.30 проснулись от того, что в вагоне стало холодно, и пошли чинить титан. Паровой котел находился под давлением. По одной версии, из бака вытекла вода, котел перегрелся, и когда подача воды была восстановлена, произошел взрыв. Трое человек сильно пострадали от волны горячего пара, еще один, который находился в первом купе, получил легкие ожоги.
По словам заместителя приморского транспортного прокурора Максима Ларичева, в вагоне была установлена «печка кустарного производства».
Как рассказала официальный представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте СК России Наталья Салкина, водогрейный котел был изготовлен по кустарной схеме еще весной 2009 года в Хабаровске по указанию главного инженера и главного механика путевой машинной станции. Механизм был изготовлен без привлечения необходимых специалистов и оборудования, без установки обязательных предохранительных устройств...
9 июня Кировским районным судом Хабаровска исследованы все обстоятельства несчастного случая, случившегося на ст. Лазо. Прокурором, участвующим в деле, дано заключение об обоснованности заявленных требований. В итоге, суд с учетом позиции прокурора взыскал с ответчика - ОАО «РЖД» - 400 тыс. рублей в счет компенсации морального вреда в пользу семьи Шумилиных.
Как пояснили в суде, Шумилины будут обжаловать решение, так как ранее этим же судом в пользу Ахеевых с ОАО «РЖД» была взыскана компенсация морального вреда в 700 тыс. рублей.
Справка
Подобные случаи с взрывом пароэлектического титана на железной дороге редки. Единственный случай, о котором нам удалось узнать, произошел в марте 2004 года на перегоне станции Ежиха-Иготино, в 10 километрах западнее железнодорожной станции Котельнич (Кировская область).
Взрыв произошел в верхней части отопительного котла вагона почтово-багажного поезда №904 сообщением Москва-Владивосток. В результате взрыва были деформированы стены и крыша вагона, повреждены стенки купе проводника, выбиты стекла, сорваны багажные и межвагонные двери. Проводник вагона, рабочий почтово-багажного отделения станции Москва-Ярославская, с ожогами обеих рук, спины, головы и лица помещен в реанимационное отделение центральной районной больницы. Тогда все вроде бы обошлось и шуметь не стали.