Эта история началась в Хабаровске, в сентябре прошлого года - за месяц до начала думской предвыборной кампании. В то время политтехнологи партии власти бились над тем, как бы с помощью административного ресурса обойти на кривой оппозиционных конкурентов и начать предвыборную кампанию на месяц раньше срока. Но при этом формально ещё и соблюсти закон! В результате хитромудрых усилий и родилась идейка: попробовать использовать в наружной социальной рекламе всеми узнаваемый логотип в виде медведя и государственного флага, однако без указания названия самой партии.
Кто-то с горочки спустился
И вот в городе появились рекламные щиты с изображениями донельзя счастливых стариков, безмерно радостных детей и выражением необъятной любви к родному городу и краю. И повсюду на видных местах красовался медведь - под сенью государственного флага, как бы намекая недогадливым горожанам, заслугами какой-такой партии являются потрясающие успехи в развитии капитализма в России, а главное - от какой же партии зависит счастливая жизнь российского народа в обозримом будущем?
Представители оппозиции, обалдевшие от такого креатива, бросились в крайизбирком, в прокуратуру, в милицию-полицию - с требованием запретить использование узнаваемого символа партии власти для незаконной рекламы партии за счёт средств бюджета. Однако ревнители закона популярно объяснили представителям краевой оппозиции, что отсутствие официально утверждённого названия партии, даже при наличии узнаваемого символа, не делает изображение медведя логотипом партии и поэтому его изображение в рекламной продукции не может расцениваться как агитматериал. В общем, формально никакого нарушения закона - нет.
Ушли оппозиционеры, несолоно хлебавши, интеллигентно, на чём свет стоит, поминая и административный ресурс, и несовершенство законодательства, и их доблестных представителей. А функционеры-единороссы, судя по всему, могли довольно потирать руки: ведь им, как говорится, удалось «и с горочки съехать, и спинку не ободрать».
В течение месяца до официального старта думской предвыборной кампании повсеместно красовались рекламные щиты с понятно чьей агитацией.
Все это присказка, а сказка - впереди.
Наша Маша и их медведь
Увидел эти рекламные щиты и хабаровский военный пенсионер П. Он сразу смекнул, где собака порылась. Тогда-то и родилась в его голове совершенно иная, но тоже креативная идея. На безбрежных просторах Интернета он нашёл подходящую листовку со стилизованным изображением некоего медведя, реющим над ним чёрно-серо-белым флагом, а также девочки - в медицинской форме и с большой ведерной клизмой в руках. По-видимому, листовка создавалась по мотивам популярного ныне детского мультсериала «Маша и медведь». Заметим, что надпись на листовке «Давай лечиться от коррупции» никакого отношения к предвыборной кампании не имела.
Распечатав несколько экземпляров листовки на принтере, пенсионер П. стал расклеивать их в разных общественных местах в надежде, что та попадёт в поле зрения правоохранительных органов.
Содержание листовки, видимо, пришлось по душе хабаровчанам, так как их никто не срывал и в полицию о них никто не сообщал. Тогда пенсионер П. начал расклеивать их в подъездах домов, где живут полицейские. И вновь никакой реакции. Настал последний день разрешённой агитации, предвыборная кампания приближается к финалу, а после выборов вообще никого из полицейских не заставишь прореагировать на призыв бороться с коррупцией.
Что делать? Пенсионер П. уже подумывал приклеить листовку на двери приёмной «Единой России»... Но тут, наконец-то, ему повезло. Сотрудники патрульно-постовой службы увидели пенсионера П., расклеивающего что-то в подъезде одной из многоэтажек. Они-то и задержали его, благополучно доставив в отдел полиции.
После того как был торжественно составлен протокол о задержании, а информация незамедлительно направлена в вышестоящие органы, в отделе началось нечто необычное. Очевидно, углядев в изображении клизмы орудие экстремизма и, возможно, почувствовав в ней угрозу своим служебным и иным местам, вышестоящие чиновники наслали на отдел полиции кучу сотрудников из разных ведомств, успешно занимающихся борьбой с экстремистскими проявлениями. Работа отдела была почти парализована.
Каждый считал своим долгом допросить героя дня и, самое главное - получить от него в качестве сувенира экземплярчик листовки. То и дело в дежурную службу забегали рядовые сотрудники и тоже просили подарить им заветную листовочку. Просили по нескольку штук - и для себя, и для друзей, и для своих родственников. В общем, распространение листовки приняло массовый масштаб.
Так прошло три часа.
Затем, после составления кучи протоколов, пенсионера любезно доставили к мировому судье - для принятия решения о наложении административного штрафа. Ведь разве можно безнаказанно распространять призывы о борьбе с коррупцией, да ещё с использованием такого особо опасного для власти оружия экстремистов, как клизма?
Встать, «акушер» идет
Но если уважаемый читатель думает, что на этом повествовательная часть фельетона заканчивается, то он глубоко ошибается. Кульминация - впереди.
Поскольку у мирового судьи на ближайшее время был запланирован судебный процесс, полицейские в телефонном разговоре договорились с ним, что перед процессом тот быстренько, минут за пятнадцать, рассмотрит простенькое дело пенсионера П. и вынесет по нему решение. Приехав в суд, сотрудники полиции отдали материалы дела судье. Однако тот, ознакомившись с документами, почувствовал недоброе и решил отложить их рассмотрение до окончания запланированного ранее процесса.
В утомительном ожидании прошло ещё два часа, и вот, наконец, судебное заседание по рассмотрению дела пенсионера П. началось.
Зачитав несколько протоколов и выслушав объяснения пенсионера, мировой судья К. удалился в совещательную комнату - для подготовки постановления. И здесь началось что-то непонятное. Прошёл один час. От судьи никакой информации. Замечу, что дело было 2 декабря - в профессиональный праздник работников юстиции. По всему видно, судья, как говорится в наш компьютерный век, «завис». Или же попытался согласовать своё решение с вышестоящими товарищами?
Мимо пенсионера и полицейских озабоченно порхали из кабинета в кабинет работники суда, обсуждая кто, где и с кем будет отмечать профессиональный праздник. Мобильные телефоны полицейских раскалились от звонков начальников различного уровня - все требовали в первую очередь им сообщить результаты. Между тем рабочий день уже завершился... Здание суда опустело... Остался только один-одинешенек судебный пристав... А судья К. по-прежнему не подавал признаков жизни. Прошло ещё полчаса. Не выдержав мучительного ожидания, ушёл домой и судебный пристав.
Полицейские пытаются вспомнить - был ли в их практике такой случай, когда судья так долго работал над подготовкой постановления. Однако припомнить такого так и не смогли. Самое большое - 20-30 минут. За воспоминаниями прошло еще полчаса. И вот, наконец, из дверей совещательной комнаты показался судья К.
Он, можно сказать, весь осунулся, глаза его запали. Укоризненным взглядом он смотрел на седовласого пенсионера, как бы говоря ему: «За что ты со мной так? Что плохого я тебе сделал? Все остальные работники суда уже полтора часа празднуют «День работников юстиции», а у меня ещё ни в одном глазу...».
Зачитав принятое постановление и оштрафовав пенсионера П. на 1500 рублей, судья К. устремился, по-видимому, догонять своих коллег. Но чем же мотивировал судья своё решение?
Суть постановления заключается всего в одной фразе: «Суд не принимает доводы П. о том, что распространение им печатного материала не является агитацией, поскольку изображением медведя и флага, являющихся общеизвестными символами политической партии «Единая Россия», в совокупности с надписью «Давай лечиться от коррупции», девочки с медицинской грушей способствует созданию отрицательного отношения избирателей к политической партии «Единая Россия»...»
Страшнее груши «зверя» нет
Как говорится, что и требовалось доказать: даже такое стилизованное изображение медведя с флагом другого цвета является общеизвестным символом «Единой России» и, в конечном счёте, является основанием для признания материала агитацией.
Именно на эту фразу мировой судья К. потратил более двух часов рабочего и личного времени, хотя в обычных условиях на такое постановление уходит 20-30 минут.
Неизвестно, сам ли мировой судья К. породил эту фразу или ему подсказали вышестоящие «акушеры», но теперь в распоряжении хабаровской оппозиции появился убийственный инструмент - в виде судебного прецедента для борьбы с административным ресурсом. Кроме того, вполне вероятно их привлечение к административной ответственности за сентябрьские нарушения, ведь указанные выше аргументы крайизбиркома и прокуратуры фактически перечёркнуты данным постановлением суда.
Эта история наглядно продемонстрировала, что вполне возможно вести эффективную борьбу с пресловутым административным ресурсом, стоит только проявить фантазию и нестандартный подход к решению проблем. А для поражённого коррупцией медведя «страшнее клизмы зверя нет».