Тайны «Амурского зазеркалья»

Новый проект Хабаровского краевого музея им.Гродекова

 У гродековского музея нынче две сенсационные новости. Первая – в середине октября откроется ещё одно здание музея. Вторая – нашлась подлинная фотография жены генерал-губернатора Муравьёва-Амурского графини Екатерины Николаевны

 

Новый проект Хабаровского краевого музея им.Гродекова
В отремонтированном «Ласточкином гнезде» будет музей

 Новое здание для музея является для Хабаровска настоящим раритетом, талисманом, памятником архитектуры, отображённым на пятитысячной банкноте. Вы угадали, речь идёт о «ласточкином гнезде» или «Утёсе», как его называют хабаровчане.

Теперь это будет досугово-образовательный, музейно-выставочный центр «Утёс. Амурское Зазеркалье». Что будет внутри - вы обалдеете!

На первом этаже Утёса откроется ретро-фотосалон, где выставят платья, костюмы, воссозданные по старым фотографиям и эскизам. Всё то, что носили хабаровчане на стыке XIX-ХХ веков, когда на главной городской улице зажгли первые фонари, а через Амур проложили мост - «чудо ХХ века». Эти костюмы можно будет не только увидеть, но и примерить, сфотографировавшись на фоне старого Хабаровска.

На втором этаже «ласточкиного гнезда» планируется губернаторская гостиная, обставленная в стиле модерн. Проще говоря, это будет салон, обустроенный в лучших традициях начала прошлого века.

А встречать гостей в салоне будет вполне себе здравствующая чета: граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский и его «добрый ангел», супруга Катрин де Ришемон, а попросту Екатерина Николаевна Муравьёва-Амурская.

Нынешней весной и летом «семейная чета» дважды выходила в свет. В мае хабаровчане встретились с графьями на Ночи в музее, где роль графа исполнил студент истфака ДВГГУ Александр Ильюшин, а роль графини – сотрудница гродековского музея Мария Петрова.

В июне «супруги» вновь вышли прогуляться по улице Шевченко, и на смотровой площадке 20 раз сфотографировались с туристами. Роль губернатора на сей раз доверили старшему научному сотруднику музея Денису Ляхову, имеющему, по словам знатоков, некоторое портретное сходство со своим персонажем.

А мундир - ненастоящий

Особое внимание следует уделить свитскому мундиру графа. На самом деле он не настоящий, как писали в Интернете после июньской прогулки четы. За образец взят портрет графа, сделанный Маковским в 1863 году, когда Муравьёв-Амурский уже два года как оставил должность генерал-губернатора Восточной Сибири и в звании генерал-адъютанта входил в состав госсовета при царе Александре II, мотаясь между Парижем, где жил, и Санкт-Петербургом по делам.

- По замыслу авторов проекта реконструкция свитского мундира не станет экспонатом музея, - рассказала сотрудница культурно-просветительского отдела музея Валерия Акимова. - Мундир будет использоваться аниматором-экскурсоводом для театрализованных экскурсий.

Действительно, мундир, пошитый хабаровскими костюмерами, - подлинный образец офицерской формы из свиты императора с обозначением всех наград за заслуги выдающегося исторического деятеля. И чтобы сделать его максимально подлинным, гродековскому музею пришлось закупить точные копии наград графа Муравьёва-Амурского в Москве – в мастерской, где высококачественные копии орденов и медалей делают для киностудий, театров и музеев.

- Интересными особенностями костюма графа являются двубортный мундир с двумя рядами пуговиц и гербом на каждой, вышитый золотой нитью красный воротник и красные обшлага, - продолжает описывать графский костюм Валерия Акимова. - Непременные атрибуты свитского генеральского мундира – металлические серебряные накладки на пушистых золотых эполетах, вензель AII (царь Александр Второй Освободитель) и корона, белый с оранжево-черными нитями пояс, медали и звезды с красной муаровой лентой. На золотой шпаге надпись «За храбрость» и темляк с георгиевской лентой.

Не меньше внимания уделено и платью графской жены. Наши костюмеры изучали петербургскую и парижскую моду периода 1860-х годов. Поэтому графиню одели в широкое бирюзовое атласное платье периода второго рококо, украсив его вышивкой и кружевами. Костюм графини дополнен блузой, вышитой пелериной, шляпкой с рюшем сверх полей и кружевными перчатками.

Что касается портретного сходства с настоящей графиней, то здесь и кроется ещё одна интрига. До недавнего времени считалось, что не осталось ни одного изображения супруги графа или их совместного портрета. Хотя достоверно известно, что Екатерина Николаевна всегда сопровождала супруга в его поездках по Дальнему Востоку.

И вот сенсация! Фотография нашлась в недрах государственного исторического музея в Москве. И фото уже в Хабаровске! Правда, хабаровчане увидят светлый лик графини только в апреле следующего года. Тому есть причины.

Автор находки – доктор исторических наук, профессор Дальневосточного гуманитарного университета Нина Дубинина является автором научных трудов о графине Муравьёвой-Амурской. Вот что рассказала нам Нина Ивановна.

Курортный роман

- В воспоминаниях современников сохранились полярные свидетельства о характере и поведении графа Муравьева-Амурского. А вот их оценки его супруги графини Екатерины Николаевны однозначны: чрезвычайно красива, умна и образованна, мягкого и ровного характера, доброго сердца.

Окружение генерал-губернатора высоко ценило Екатерину Николаевну, о чем могут в какой-то мере свидетельствовать те почести, которых она была удостоена. С присуждением Муравьеву за заключение в 1858 году Айгунского договора титула графа Амурского Екатерина Николаевна стала графиней Амурской. По регламенту это произошло автоматически. Но в действительности эта женщина внесла свою скромную, но важную лепту в масштабное дело мужа.

Неслучайно её именем названа одна из казачьих станиц на Амуре, основанная в 1858 году. И сегодня село Екатерино-Никольское, несмотря на все потрясения, благополучно живет и будет отмечать свое 155-летие.

- А как они познакомились?

- Обстоятельства знакомства боевого русского генерала не первой молодости —35-летнего Николая Муравьева с Елисавет де Ришемон, совсем не юной французской дворянкой, которой уже шел тридцатый год, покрыты туманной пеленой времени и завесой таинственности. Тем не менее, имеются основания предположить, что это был курортный роман.

Острая лихорадка и незалеченная в течение почти пяти лет рана правой руки заставили генерал-майора Муравьева просить отпуск с Кавказа на полгода для лечения минеральными водами в Германии. Можно предположить, что там и произошло его знакомство с Елисавет, которая тоже принимала воды. Оттуда он писал брату: «Я никогда не буду жалеть о поездке моей сюда и за границу вообще…»

Затем они уехали во Францию, где Николай Николаевич пробыл вместе с Елисавет десять дней, наслаждаясь ее красотой и общением, знакомясь с достопримечательностями. Но, очевидно, предложение он ей не сделал, поскольку испытывал, по его словам, серьезные денежные затруднения. К тому же он не имел «ни кола, ни двора».

В конце 1845 года Муравьёва причислили к Министерству внутренних дел, а спустя полгода назначили на должность губернатора Тулы. Теперь Муравьев имел крышу над головой и вполне приличное губернаторское содержание.

Тотчас он отправил в Париж письмо с предложением руки и сердца. Согласие Елисавет не заставило ждать, и 19 января 1847 года в Богородицком храме под Тулой состоялось их бракосочетание. Накануне Елисавет приняла православие и взяла имя матери губернатора, которая умерла, когда ему было девять лет.

Покорен граф лишь с Лисаветой

- Наверное, нелегко ей было жить с графом? Судя по книгам, у него был крутой нрав?

- Воспоминания современников позволяют говорить о тяжелом, сложном, иногда деспотичном характере генерала. Невыполнение приказа даже по недоразумению вызывало у него вспышку страшного гнева. Он принимал чудовищные решения, грозившие смертью подчинённым.

В этом состоянии с Муравьевым могла говорить только Екатерина Николаевна. Только она могла ему перечить, доказывать спокойно и ласково на французском языке невиновность обвиняемого. Екатерина Николаевна обладала магическим свойством гасить гнев мужа, доходить до его разума и сердца и тем самым предотвращать страдания, а иногда и гибель неповинных людей.

Однажды под горячую руку Муравьева попал капитан Березовский — командир линейного батальона. Генерал-губернатор задумал произвести передислокацию и передал об этом приказание Корсакову. А тот, очевидно, исказил приказ, и произошла путаница в отряде. Это сразу же заметил Муравьев.

Он тотчас приказал высадиться на берег, составить каре, взять Березовского под конвой и живьём закопать его в землю. Воспользовавшись тем, что генерал находится на берегу, Корсаков взошел на катер и объяснил Екатерине Николаевне, что путаница произошла по его вине.

Екатерина Николаевна сошла на берег и по-французски объяснила генералу всю коллизию. Граф позвал поседевшего за эти страшные минуты Березовского и надел ему снятый со своего мундира орден Станислава II степени со словами: «Извини меня за мою горячность». Таким образом Екатерина Николаевна спасла от гибели не одного русского офицера.

- Жуть. Но почему мы увидим фотографию графини только будущей весной?

- В настоящее время гродековский музей ведёт переговоры о выкупе прав на экспозицию этой фотографии. И пока юридические вопросы не утрясены, фотография графини Муравьёвой-Амурской будет храниться за семью печатями.

Так что, господа, довольствуйтесь пока фото анимаций. Согласитесь, они тоже достаточно милы. Ведь работа, проделанная авторами проекта, была длительной и весьма кропотливой. Сотрудники музея не просто надели на себя графские костюмы, они досконально изучили биографии своих героев.

Так что в новом центре на Утёсе «граф разрешит снимать с себя портреты», всё расскажет об истории освоения края и основания Хабаровска, о свой любимой супруге и много чего интересного. Одним словом, отправится с вами в Амурское Зазеркалье, хранящее тайны великих побед и свершений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру