Прошло ровно два года, как в Хабаровске реализуют комплексное развитие территорий. В три буквы «КРТ» вложен колоссальный смысл – жизнь людей должна стать комфортнее. Однако на деле получается иначе – каток «КРТ» ровняет всех и все на своем пути, не вдаваясь в нюансы и детали. Во вторник, 2 апреля, у горожан была возможность высказаться, почему они не согласны участвовать в КРТ и с какими проблемами уже столкнулись. На слушаниях в мэрии побывал корреспондент «МК в Хабаровске».
«ОГЛАСИТЕ ВЕСЬ СПИСОК»
Напомним, согласно Градостроительному кодексу РФ – КРТ это «совокупность мероприятий, направленных создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территории общего пользования городских округов». Заниматься таким развитием могут органы местного самоуправления и лица, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территорий. Решение о том, стоит ли развивать территории комплексно, принимает глава местной администрации.
На сегодняшний день требования закона формально выполняются – мэрия занимается КРТ и заключает договоры, однако есть традиционное «НО». Сейчас получить полный список территорий отданных под комплексное развитие практически невозможно. В открытом доступе данных нет, горожане зачастую случайно узнают, что попали в систему.
На слушаниях в мэрии этот вопрос затронула депутат Мария Огненная. Она обратилась к выступающему Аркадию Корзуну, главному архитектору города с просьбой предоставить реестр территорий, которые подлежат комплексному развитию. Оппонент вроде бы сильно не возражал, но будет ли просьба исполнена?
МНЕНИЕ ЛЮДЕЙ НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ
Встреча в мэрии прошла довольно эмоционально. На обсуждение прибыли жители из разных районов города. У каждого были свои аргументы, но все, как ни странно, сошлись в одном – пожелания людей не учитывают при разработке проектов комплексного развития территорий. Горожане настаивали – в городе не хватает школ и детских садов, стремительно исчезает зелень. Ольга, проживающая в доме по улице Ворошилова, поинтересовалась, почему проект КРТ, в рамках которого в районе улиц Ворошилова – Рокоссовского должны были построить детский сад, был отменен через месяц его утверждения?
- Участок находился в собственности «ЦИТ». Мы постановление приняли, но планы поменялись, зашел региональный застройщик, - коротко резюмирован Аркадий Корзун.
Примечательно, что ранее участок имел статус неразграниченной муниципальной территории. В какой момент и на каких условиях обрел хозяина, который и пристроил территорию под застройку, пока не ясно. Опять же, почему с такой легкостью участок был исключен? Между тем, владельцы участков из числа обычных горожан не могут добиться этого даже через суд. Одновременно с этим местные жители не единожды говорили о том, что им необходимо место для хранения автотранспорта. Оно не было предусмотрено проектами застройки 70-х годов, не учитывают его и сейчас. Автолюбители, особо жаждущие комфорта, зачастую паркуют машины на газонах и под окнами домов, места для гаражей выбирают, наплевав на санитарные нормы. Пример тому боксы, установленные у детского сада №208. В мэрии Хабаровска дали добро на это, не смотря на нарушение санитарных норм. Однако именно о санитарных нормах все же заговорили, когда речь зашла о ГСК районе Рабочего городка.
- Собираются строить школу на Рабочем городке. Заденет ли предстоящее строительство уже существующее ГСК? – поинтересовался один из участников встречи.
На что Аркадий Иванович ответил, что скорее всего ГСК будет затронут, так как вокруг территории школы должна быть санитарная зона.
В рамках КРТ в районе улиц Рокоссовского и Малиновского возводится жилой комплекс, как сообщил Аркадий Корзун. Условия реализации проекта должны быть прописаны в постановлении мэрии, которого тоже нет в открытом доступе. Однако главный архитектор настаивал, что по договору, муниципалитет получит 103 квартиры, которые будут предназначаться для расселения аварийного фонда.
СЛУЧАЙНОСТИ НЕ СЛУЧАЙНЫ
В Хабаровске КРТ в прямом смысле дополнен элементом случайности. Возможно, это такой бонус для жителей города, но надо сказать – неприятно, когда узнаешь о предстоящем выселении внезапно. Елена, проживающая с детьми в частном доме по переулку Свободному, озвучила, пожалуй, один из популярных вопросов:
- Наш ИЖС попал в зону КРТ, идет работа в этом направлении. Однако дом относительно свежей постройки – 2014 года, износ менее 50 процентов, для проживания пригоден. Мало того, собственник – несовершеннолетний ребенок. Каким образом он попал в КРТ? И почему владельцев вообще не уведомляют о том, что дома попали в КРТ? Когда об этом стало бы известно официально, когда у порога уже появятся грейдеры, - спросила Елена.
Не понятно, как в таком случае исключить свой дом и земельный участок из КРТ. Ранее редакция уже рассказывала практически об аналогичной ситуации по улице Шуранова. Владелица частного дома пытается через суд отстоять свою собственность, но пока безрезультатно.
ПСЕВДОАВАРИЙНЫЕ ДОМА
Один из моментов, на котором акцентировала внимание депутат Мария Огненная, застройка в городе идет с учетом интересов застройщика. Горожане, имея возможность высказаться, в некотором смысле подтвердили это. В городе под КРТ должны были убрать аварийное и ветхое жилье, но в итоге в списке оказались вполне пригодные для проживания дома. Об этом горожане тоже узнают случайно. В такой ситуации оказались, например, жильцы домов по улице Авроры и Джамбула. Во втором случае жильцы через суд доказали, что экспертиза об аварийности домов не соответствует действительности. Жильцы указали на то, что аварийными дома признает компания, аффилированная застройщиком. На что Светлана Пискун, начальник управления жилищного фонда и приватизации жилья ответила:
- Работа по признанию дома аварийным осуществляется межведомственной комиссией. В нее входят сотрудники разных структур: Роспотребнадзор, Пожарная служба, Стройнадзора. Комиссия проводится по обращению одного из собственников или нанимателей квартиры в доме. Изготавливается заключение специализированных организаций.
Однако жильцы возражают, мол, не обращались и не просили признать дом аварийным. Мало того, заключение об аварийности выдала компания из Магнитогорска, а самих проверяющих в глаза никто не видел.
P.S.
Как видно, КРТ в Хабаровске воспринимается в штыки, потому что не решен как, минимум один важный вопрос – не спросили конечного потребителя, что ему нужно и как он это видит. Конечный потребить – это жители города, которые мечтают о лучшей жизни, а пока получают от КРТ в виде бонуса юридическое просвещение. Без него сложно разобраться в тонкостях реализации своих прав в пределах распиаренной аббревиатуры. Хабаровчане подводят свой итог: «Смыл КРТ утрачен». Вместо благоустроенных районов с детскими садами, школами, дорогами и прочей инфраструктурой получается только высотное строительство, пробки, проблемы с парковками, переполненные школы и детские сады, другие неприятности.
Читайте также: Втянутые в развитие застроенных территорий хабаровчане оказались в неудобном положении