В преддверии ВЭФ-2023 ЦСП «Платформа» провела исследование отношения жителей и регионального бизнеса Дальнего Востока к приходу федеральных сетей на региональный рынок продовольствия. Напомним, что весной текущего года в два региона Дальнего Востока (Хабаровский и Приморский края) пришел федеральный ритейлер Х5 Group, открыв магазины сети «Пятерочка» не только в дальневосточных административных центрах, но и в малых городах. Эта тенденция может изменить ассортимент регионов и повлиять на ценовую политику, так как сегодня цены на продовольствие на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России.
Исследование проводилось в августе 2023 года в рамках подготовки материалов для ВЭФ и было посвящено ситуации на рынках продовольствия в регионах Дальнего Востока. Для этого было опрошено 900 жителей Приморского и Хабаровского краев, а также серия экспертных интервью региональных поставщиков продуктов питания и представителей местных органов власти.
В целом приход новой сети вызывает позитивные или нейтральные реакции, хотя оценки потребителей и региональных экспертов могут отличаться. 30% населения считают, что в их городе ситуация в сфере торговли продуктами улучшилась, 58% пока не видит изменений. Причем за пределами региональных столиц влияние возрастает, например, в Артеме 50% участников опроса положительно оценили перемены. В большей степени на новые сети ориентируются молодежь и молодые семьи - 43% в возрасте 18-24 года и 33% в возрасте 25-34 года.
Возможность предоставления скидок и проведения акций называют сильной стороной федеральной сети торговли 35% респондентов, а ценовую политику 31%, 26% оценили программу лояльности. Это подчеркивает особую социальную роль ритейла в нынешней социально-экономической ситуации.
Ожидания экспертов от новых магазинов можно разделить на четыре категории. Так, «оптимисты» видят плюсы в привнесении на рынок здоровой конкуренции; «алармисты» опасаются монополизации; «скептики» считают, что у сетей нет перспектив в дальнейшем расширении из-за отсутствия выгодных свободных торговых площадей; «неопределившиеся» полагают, что пока невозможно оценить влияние нового игрока на рынок.
Социологи определили, что для Дальнего Востока актуальны те же, что и в других регионах, долгосрочные тренды, которые привносит приход федеральных сетей.
- Расширение товарных потоков. С одной стороны, в регион приходят внешние производители, что может восприниматься как угроза местному бизнесу. Но в то же время они получают инфраструктуру для расширения своих поставок, что уравновешивает ситуацию.
- Влияние на ценовую политику (особенно заметно в небольших городах и селах). Крупные сети выравнивают наиболее заметные ценовые дисбалансы, вводят в практику систему скидок и акций. В частности, это приводит к появлению группы потребителей, которые начинают охоту за более низкими ценами, постоянно меняя траекторию своих закупок.
- Запуск социальных программ по поддержке незащищенных слоев населения. Наиболее известные направления - «Корзина доброты» (кооперация магазина и покупателя по доставке товаров нуждающимся), фудшеринг (бесплатная доставка продуктов с истекающим сроком годности) и другие.
- Развитие онлайн-торговли (слаборазвитый, по сравнению с западной частью России) сегмент на Дальнем Востоке.
- Стандартизация магазинов - провоцирование местной торговли на изменение сервиса, ассортимента, внешнего вида магазинов за счет появления нового стандарта.
Однако могут возникнуть некоторые опасения - как у жителей, так и у участников рынка. Как правило, они связаны с рисками консолидации, страхом производителей в отношении экспансии товаров из других регионов. Однако крупные торговые сети входят в тренды регионов и постепенно наращивают продажи именно местной продукции, разбавляя ассортимент и другими предложениями.