Амурский паводок в 2013 году стал значимым как по масштабам территории, подверженной подтоплению, так и максимальным отметкам, которых достигла река. Самая сложная ситуация сложилась в Городе юности, где тысячи людей вступили в сражение с подступающей большой водой. В те напряженные дни вместе с местными жителями, работниками предприятий, военнослужащими, добровольцами была сформирована большая группировка сил и средств МЧС России. В их числе были военнослужащие Амурского спасательного центра МЧС России. Роман Мокеев в 2013 году исполнял обязанности командира спасательного автомобильного взвода инженерно-спасательной роты отряда обеспечения проведения аварийно-спасательных работ.
«Во второй половине августа 2013 года прибыл в Комсомольск-на-Амуре в составе группировки нашего спасательного центра. Тогда в город направлялись сотрудники ведомства из самых разных уголков страны. Все понимали, что работы будет много. В лагере сводной группировки МЧС России нам довели обстановку и задачи по защите населения и города. В первые дни основной задачей было сдерживание подъема воды. Основные работы развернулись на Мылкинской дамбе. Она защищала от паводка большой жилой микрорайон, в случае его затопления в зоне паводка оказались бы многоэтажные дома, а значит сотни людей. Поэтому здесь велось наращивание уровня дамбы. Где это было возможно, работала техника, но в основном приходилось вручную укладывать мешки с песком. Важно было сдержать ветровой нагон воды, для этого использовали брезентовые (резиновые) полотна, ими накрывали дамбу во избежание ее обмывания», - рассказывает спасатель.
Тогда на дамбе трудились представители самых разных подразделений и служб спасательного ведомства. От Амурского спасательного центра в Город юности направили плавающие транспортные средства (ПТС). Они показали свою необходимость для преодоления затопленных участков местности в Амурской области и ЕАО, где вода уже прошла свои пиковые значения. Теперь в них нуждались здесь.
Из воспоминаний старшины инженерно-спасательной роты Амурского спасательного центра МЧС России старшего прапорщика Андрея Ахметшина: «Крупнейшее наводнение 2013 года я встретил в Амурской области, в Новокиевском увале, куда нас отправили доставлять людям гуманитарную помощь: из-за размытых мостов жители деревень и поселков не могли получать необходимые им медикаменты, почту, продукты. Доставку гуманитарной помощи мы осуществляли обходными путями, по которым только наш ПТС и мог двигаться. И вот, достойно выполнив свою задачу в Приамурье, мы возвращались обратно в Хабаровск, пункт постоянной дислокации. Однако, не успели мы вернуться, как был получен приказ отправиться в Комсомольск-на-Амуре на ту самую Мылкинскую дамбу. Именно там наши два ПТС работали целыми сутками, а моторы почти никогда не глушились. На одном плавающем транспортере работали два экипажа, которые менялись каждые восемь часов. Мы приезжали на берег, где был расположен перекресток перед дамбой, нас загружали песком, который самосвалами доставить не получилось бы - он просто не добрался бы до ребят. По воде, земле, грязи - и днем, и ночью - в любую погоду мы шли к самой дамбе, доставляли спасателям песок. Сложнее всего было работать ночью: плохое освещение, видимость, а ехать приходится по бездорожью, иногда вообще по воде - из-за чего ночь требовала не только максимальной концентрации, но и долю удачи. Но мы справились с поставленной задачей и не подвели своих товарищей».
Ночь с 12 на 13 сентября стала самой знаковой. В то время разыгрался шторм. Уровень воды достиг максимальных значений - 912 сантиметров. Тогда сошлись в противоборстве люди и стихия. Защищая город от беды, спасатели, пожарные, военные, волонтеры, жители города объединились в едином порыве - не дать воде возможности одержать верх над человеческим героизмом. И в этой схватке победа осталась за людьми. Живой стеной встали защитники дамбы лицом к лицу к противнику и отстояли город.
Однако отстоять город от натиска стихии было только половиной дела. Потом необходимо было помочь людям наладить свой быт после ухода воды.
«Затем оказывали помощь населению в ликвидации последствий наводнения. В штабе собирались адресные заявки, где и какая помощь требуется. В основном это был сбор бытового и технического мусора на частных участках, во дворах, на улицах и их вывоз. Также выносили из домов и квартир пришедшую в негодность мебель, бытовую технику и другие вещи домашнего обихода. В самой трудной ситуации оказались пожилые и одинокие люди в частном секторе. Потому как вода никого не пощадила, и своими силами им было не справиться. Для выполнения задач задействовалась как техника Амурского спасательного центра, так и выделенная администрацией города Комсомольска-на-Амуре. Объем работ был большой, но общими усилиями до прихода зимы удалось ликвидировать последствия паводка», - поделился Роман Мокеев.