Если собрать воедино все истории о наводнении в Хабаровском крае в 2013 году, то получится эпопея помощнее романа Льва Николаевича Толстого. Только в сборниках будет описываться не война русского общества в эпоху войн против Наполеона, а тяжелая борьба с водной стихией длиной в несколько лет.
А начиналось все с банального сообщения синоптиков о циклоне и ливнях, приближающихся к Амурской области. Непогода миновала, но оставила последствия - из-за проливных дождей оказались подтоплены 155 жилых домов и четыре соцобъекта. Из села Ивановка тогда эвакуировали 106 человек, из них 62 ребенка. Начало топить сенокосы, пастбища, дачные участки на левом берегу Амура у Хабаровска и поселка Уссурийский. И это были только цветочки - основные беды ждали впереди.
В конце июля специалисты МЧС сообщили жителям Хабаровского края, что волна паводка вот-вот доберется до родных земель. А 5 августа был дан неутешительный прогноз о резком подъеме Амура от синоптиков. Как тогда уточнили метеорологи: «Хабаровск уйдет под воду так, как никогда не уходил». Новость казалась сомнительной и не была похожа на правду. Одни раскритиковали местный гидрометцентр, другие - насторожились. Слова специалистов в итоге оказались пугающей правдой.
Понятно, что краевая власть к потопу не была готова. Чиновникам привычнее было слушать на заседаниях о пожарах и плановых проверках в районах, а тут угрожающее наводнение и впереди работы - непочатый край. Немало хлопот и трагедий навалилось и на простой народ. В этот год одни со стороны наблюдали за стихией и ее последствиями, другие - спешили на помощь. А те, кто оказался непосредственно близко к Амуру - спасали людей, животных, свое имущество.
НАВОДНЕНИЕ - ЭТО ВСЕГДА СТРАШНО
Когда Наталья узнала о подъеме воды на Амуре, она испугалась. В этот день обсудила с дочкой последние новости, и они вместе отправились на центральную набережную. Машину оставили на парковке, после чего отправились к Утесу. По пути хабаровчанки увидели, как уходит под воду знак «Купание запрещено», и тут их охватил ужас.
- Было очень страшно, все было какое-то серое, мрачное, перед глазами желтый Амур, - вспоминает хабаровчанка Наталья. - Мы потом поехали по Пионерской, там вода подошла вплотную к улице. Страшно было представить, какой ужас испытывают те, кто живет у Амура. Мы потом сидели в «Одноклассниках». Было много людей в нашей группе, где зарегистрированы в основном собачники. Каждый день мониторили, до какого уровня поднялась вода. Обсуждали последние новости, строили предположения. Говорили много про очистные, что их зальет, и какая будет проблема у города. Постоянно смотрели снимки, сделанные очевидцами. Где-то на Пионерке люди на резиновых лодках перевозили друг друга, а также питомцев с места на место. А потом мы узнали, что уровень воды остановился, а после начал падать. У меня потекли слезы, я плакала.
А потом любители животных запереживали за Комсомольск-на-Амуре. Ниже по течению было все в самом разгаре - сотни подтопленных домов, дачных участков, набережная в воде. Размытая наводнением трасса Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре почти две недели продержала в своем плену десятки дальнобойщиков.
- В одном из СМИ мы увидели фото с надписью, что пленниками наводнения стали и многие брошенные на произвол судьбы животные, - продолжает Наталья. - Кошки и собаки жили на крошечных участках суши в своих дворах. У нас собачники же и в Комсомольске-на-Амуре. В группу скидывали фотографии, где парнишки спинами держали дамбу. Также мы наблюдали и за строительством хабаровской дамбы, люди носили еду ребятам. После этого мы были шокированы, что с поста сняли Виктора Ишаева, это несправедливо. Огромное уважение к нему.
Таким Наталья запомнила 2013 год и напоследок пожелала никому этот ужас не видеть.
ВРАЧИ НА ПЕРЕДОВОЙ КРАСНОЙ РЕЧКИ
В тот год много помощи оказывали и врачи. Они каждый день, как солдаты, дежурили на передовой.
- В спортивном зале 67-й школы открыли пункт временного пребывания для подтопленцев, - рассказывает Дмитрий, житель микрорайона Красная Речка. - Специалисты 15-й поликлиники ежедневно принимали людей, ставили прививки. С МЧС приходилось добираться до домов на надувных лодках для обслуживания вызовов.
Самая непростая ситуация была на участках №№ 1, 4 и 6, где большинство домов полностью или частично ушло под воду. Жители до последнего не хотели уезжать, думая, что беда их минует.
- Помню, как одним из первых к откачке воды на улице Олюторской приступил молодой парень Алексей, который поначалу своими силами приобретал насосы, помпы, топливо к ним. Он круглосуточно находился на Красной Речке, откачивая воду из заводи, так как вода из этого водоема заходила в его двор по переулку Ульяновскому. После придания этой ситуации огласки люди стали помогать ему кто чем мог, скидывались на топливо, девчонки из «Красного дракона» передавали обеды, - вспоминает хабаровчанин.
Ему, как и многим жителям Красной Речки, запомнилось, что мужчин в домах практически не было - все круглосуточно трудились на строительстве дамб.
МОЙ ДЕДУШКА - ГЕРОЙ
У Ивана из того же района тоже незавидные воспоминания о потопе-2013. Особенно когда некуда было деть хозяйство.
- Помню, что не отключили свет, провода находились под напряжением, и когда человек подплыл к своему дому, он, чтобы не упасть с лодки, случайно схватился за провода, и его убило током. Не очень хорошая история, - рассказывает Иван. - А еще помню, у моего деда Владимира Ивановича была лодка, и он понимал ситуацию, которая происходит у нас в поселке. Люди просили его привезти что-нибудь или забрать их с берега и отвезти до дома, или от дома до берега. Полиция работала, но не так хорошо, как хотелось бы. Когда он поехал на квартиру принять душ, отдохнуть и привести себя в порядок, предварительно договорился на посту, где работала полиция, чтобы они присмотрели за лодкой, и в итоге из лодки украли спасательные жилеты. Было неожиданно.
Дедушка Ивана очень много сделал для людей, которые тоже находились тогда в беде. Возил людей в магазин, продукты им привозил. Не оставлял в беде и каждому чем мог, тем помогал. Тогда ему было 53 года. А еще Иван вспомнил, что очень много людей уехало, побросав свои дома и животных. А его семья не успела вывезти собак и свиней, и они прожили с ними почти до конца наводнения.
Как видите, у каждого остались свои горькие воспоминания о потопе 2013 года. Тогда Амур прогневался не на шутку. Возможно, не зря его однажды назвали «Большой черной рекой» или «Рекой черного дракона». Есть и другие названия - «Амор», что в переводе с эвенкийского означает «Добрый мир», но доброты от реки явно в тот год не было.