У северных ворот парка на набережной на удивление прохожим и водителям стоит ярко-зеленая «копейка». Кто-то из мимо проходящих наверное и не видел никогда такого чуда советского автопрома. По сравнению с проезжающими мимо авто она выглядит как-то беззащитно что ли. И не скажешь, что перед тем, как попасть в Хабаровск, она прошла больше десяти с половиной тысяч километров.
ПОДУМАЛ – БЫЛО БЫ КРУТО ВЗЯТЬ «ЖИГУЛИ» И ПРОЕХАТЬ ПО ВСЕЙ РОССИИ
Хозяин ВАЗ 2101 стоит рядом. Косая сажень в плечах, рост под метр девяносто, наверное, с трудом помещается на водительском сиденье этого небольшого автомобиля. Зовут его Степан Романчев. Ему 31 год. Он блогер из Мурманска, а теперь еще и автопутешественник, проехавший на раритетном авто практически (остался всего один перегон во Владивосток) всю Россию.
- Эта идея родилась года два назад, - рассказывает Степан. – Это я с какого-то путешествия возвращался и увидел, как кто-то едет на старых «Жигулях». Подумал – было бы круто взять такие «Жигули», подготовить и проехать через всю Россию. Это испытание и для себя, и для автомобиля, и в конце концов прикольное путешествие. Купил ее совершенно случайно. Я что-то искал на «Авито» и случайно увидел ее. Смотрю – стоит! И меня вот прям подкупил ее цвет, вид и я подумал – это то, что нужно. За 38 тысяч рублей она была куплена. Какой у нее пробег, никто не знает. Там на одометре у нее максимум 99 тысяч. Вот у меня уже перебежало за пятьдесят. Никто не знает, какой круг она делает – второй, третий, но точно не первый.
У Степана эта «копейка» - первая из советских автомобилей, хотя с российским автопромом знаком. Он признается, что, когда сел за руль «Жигулей», у него был небольшой стресс. Никаких систем безопасности здесь нет. Полагаться можно только на себя. Из плюсов – на автомобиле стоит родной еще фиатовский двигатель. Говорят – очень надежный.
- Тьфу, тьфу, тьфу, - улыбается путешественник. – Все хорошо с двигателем. Но в принципе этот автомобиль к путешествию готовился. Очень серьезный подход был к нему. Разбирался двигатель, менялись все прокладки, все резинки. Менялись кольца на поршнях, маслосъёмные колпачки заменили. Новый карбюратор установлен, новое зажигание, новый бензонасос. Кое-какие новые датчики стоят, моторчики дворников новые стоят, но никакого тюнинга здесь нет. Машина очень близка к стоку. Вот карбюратор стоит от 2107, потому что родной уже не найти и зажигание бесконтактное, потому что оно менее проблемное. Ну и сидения от «Опеля», но я с ними уже покупал.
- Трудно было запчасти находить?
- Вообще, - вздыхает блогер. – Самое трудное - это вот эти вот болтики (показывает на стеклоочистители), я их нашел, заказывал, потому что их у нас нигде не было и они у меня сгнили через неделю. И знакомые ребята из гаража мне их перекрутили и вот пока держатся. А так очень много запчастей оригинальных. Вот щетки еще СССР, хром, прочие. Мне на самом деле очень повезло. Я когда готовил машину, мне написал мужчина: «Отдам запчасти на ВАЗ 2101 или выкину». Ну воспользовался моментом съездил, забрал.
А вот самого главного шильдика – «ВАЗ» на решетке радиатора нет. Был, но пока машина стояла в автосервисе и готовилась к путешествию, кто-то его позаимствовал. Впрочем, Степан в этом не уверен. Говорит, может просто отвалился. Машина была куплена прошлой осенью, затем месяца два просто стояла – у нового хозяина до нее просто руки не доходили. А потом его основная машина сломалась, встала на ремонт и у блогера появилось больше свободного времени.
- В трех местах машина ремонтировалась. В одном месте ремонтировалась электрика, во втором ремонтировали двигатель, в третьем – «ходовка». В общей сложности месяца три ушло на доводку и еще неделя на обкатку. И в путь.
ВЕС ВОДИТЕЛЯ, БАГАЖНИК ЗАПЧАСТЕЙ и САМОЗАКРЫВАЮЩИЕСЯ ФОРТОЧКИ
- А у вас какой основной автомобиль?
- Tagaz Tager. Такой большой-большой джип.
- Сложно было с него пересаживаться на «копейку»?
- Ну да, сложно. У него 220 сил, полный привод. И у меня посадка на автомобиль очень высокая – он у меня лифтованный. Автомат. Если сравнивать с «Жигулями», получается, что на «Тайгере» я сижу чуть-чуть ниже, чем тут крыша. Когда сюда сел, был просто в шоке. По паспорту 59 сил. Но думаю, что сейчас осталось еще меньше. Там газ нажал и уже где-то за горизонтом, здесь пока первую, вторую, третью передачу переключишь… Ну в принципе привык. Хватает. Я быстро не еду, где-то восемьдесят километров в час по трассе, иногда с горки до сотни разгоняюсь. Больше может и сможет, но нет смысла – рыскать начинает. Она узкая, не соблюдены формулы развесовки. У меня багажник перегружен чуть-чуть. Задняя часть машины просела. Когда я просто в машину сел, то понял – путь предстоит нелегкий. Машина не самая комфортная. Мне с моим ростом и с моим весом прям было неудобно. Перед поездкой пришлось скидывать вес. Я весил 121 килограмм, а скинул до 114 килограммов, чтобы мне комфортней было в автомобиле. Самое сложное на ней – это в городе ездить. Постоянный «старт», «стоп», светофоры, если жарко – кондиционера нету. А вот если идешь по трассе, то достаточно комфортно. Форточки открываю, задувает внутрь свежий воздух. Давайте представим весы и на одну чашу положим дискомфорт, который испытываешь в автомобиле, а на другую чашу – эмоции, которые испытываешь от этой поездки. И вторая чаша однозначно перевешивает.
- Это же полный багажник запчастей надо везти?
- Зачем? Это машина настолько простая, что починить можно в любой деревне. Даже если не разбираешься, что в течение получаса можно вникнуть что да как.
Тут пошел неожиданный хабаровский дождь и нам пришлось забраться внутрь когда-то очень модной модели. Сразу бросилось в глаза – нет магнитолы. Вместо нее блютус-колонка. И зеркало на лобовом стекле явно не родное.
- Я специально не стал магнитолу устанавливать, объясняет Степан. – В этой машине чем меньше электроники, не предназначенной изначально для установки, тем меньше проблем. Вот еще зеркало поставил, потому что боковые зеркала очень маленькие. Мало того, от проходящих мимо фур они просто падают. Да, собственно, от фур у меня даже форточки сами закрываются.
ОДИНОЧЕСТВО И СУВЕНИРЫ НА ЗАПАСКЕ
За багажником старой «копейки» осталось 19 городов. Это само собой Мурманск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Тверь, Москва, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Асбест, Тюмень, Омск, Кемерово, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита, Благовещенск, а оттуда уже в двадцатый город - Хабаровск. После города на Амуре останется всего один пункт, чтобы поставить галочку в проекте: «сделано» - Владивосток.
Вообще начал путь Степен не один, с товарищем. Вот только по пути тот отказался продолжать путешествие. Это был, вспоминает путешественник, один из самых сложных этапов пути, когда очень хотелось все бросить.
- Я сейчас все время в пути провожу один, - делится Степан. – Но потребность поговорить все равно сохраняется. В конце каждого дня обязательно созваниваюсь с родителями и друзьями. Просто поговорить хочется иногда. Вообще человек ко всему привыкает. Мы выехали вдвоем и так вдвоем доехали до Урала. Потом парень принял решение вернуться домой и самый тяжелый день у меня был, когда я ехал из Асбеста в Тюмень. Триста километров. Один. Была какая-то апатия - и так далеко от дома, и все больше и больше от него удаляюсь. Теперь один. Но когда добрался до Тюмени, меня очень круто поддержали мои подписчики. И они сказали: «Чел, мы с тобой, езжай дальше». Я с этой мыслью переспал, успокоился и поехал дальше. Поддержка реально дает силы, чтобы справиться с неприятностями. Я над этим долго думал и пришел к выводу, что путешествовать комфортнее все-таки одному. Вот я еду один – у меня свой ритм, свой темп. Я никого не жду, никого не догоняю, я ни от кого не завишу. Захотел – остановился. Захотел - проехал 300 километров без остановки. Хотя, может быть, я сам себя так успокаиваю. Я как-то нагнал под Иркутском велосипедиста из Тулы, он тоже во Владивосток едет, и он тоже говорит, что ему одному комфортнее. Не надо ни под кого подстраиваться. И все-таки это дело привычки.
Впрочем, сейчас век информационных технологий и иногда Степан встречает самых неожиданных помощников в местах, о которых даже не предполагал. Так, например, в Красноярске он получил подарок от совершенно незнакомого паренька.
- Паренек просто мимо проходил. У меня на машине есть QR-код, который ведет на страничку с рассказом обо мне и моем путешествии. Он отсканировал, прочитал, а потом положил сверху в запаску диодные фонарики и медвежонка – символ Красноярска. Было очень приятно. Попозже мы с ним еще встретились. Люди по маршруту пишут, предлагают встретиться. Вчера ребята догоняли. Часа два за мной ехали. Догнали, поговорили, сфоткались, перекусили. Так-то людям интересно. Бывает, стою где-нибудь, люди подходят. Пока стоишь, очень многие подходят, предлагают помочь, воды… злых людей я не встречал. Самые злодеи - это те, кто на трассе ночью китайским ксеноном прям в глаза светят. Гаишники останавливают, интересуются, помогают всегда, показывают маршруты, иногда помогают машину завести. Им же тоже любопытно, да и мне интересно с ними поболтать.
ВЕРНУТЬСЯ В МУРМАНСК
Владивосток – конечная точка проекта, но не всего путешествия. В планах Степана – вернуться в Мурманск на тех же «Жигулях». Мысли погрузить автомобиль на поезд и вернуться уже с комфортом у блогера нет. Пока нет.
- У ребят, которые за мной наблюдают, такие мысли постоянно возникают, - смеется путешественник. – Они постоянно транслируют – давай, на автовоз и на поезд. Но я так думаю, что это получится какое-то неполноценное путешествие. Ну ладно я доехал, ну а обратно вернуться? Доехать и вернуться - это же солиднее, чем просто доехать? Доехать каждый может, а вернуться - в разы тяжелее. Так что я, пожалуй, вернусь.
Хотя планы с накопленной усталостью имеют свойство меняться. Сейчас Степан уже во Владивостоке и первая мысль в его телеграмм-канале по прибытии в новоиспеченную столицу Дальнего Востока была - «сжечь этот автомобиль и сесть на самолет». Но усталость прошла и Степан снова «в седле». Встретите на трассе его «зеленую ракету» - обязательно поддержите. Не многие способны на авантюры в наш век комфорта и диванных интернет-героев. Степан способен, за что ему респект и уважение.