МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Хабаровск

Развитие большого Уссурийского: ожидания и реальность

Как краевые власти в разное время планировали освоить 300 квадратных километров суши и что из этого вышло

Так сейчас выглядит большинство дорог на Большом Уссурийском Фото: Евгения Молотова

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Когда глядишь на Амур с городской набережной, кажется, что где-то в районе Красной речки он делает большую петлю. Однако, это совсем не так. Достаточно взглянуть на географическую карту чтобы понять, это несколько параллельных течений одной великой реки, огибающей острова. Прямо против набережной – Дачный и Кабельный, а дальше в сторону Большехехцирского заповедника – Большой Уссурийский.

Протяженность острова – 40 километров, а общая площадь 350 квадратных километров. Остров вытянут по течению Амура, а в ок ему упирается река Уссури. Потому за островом лежит довольно странная комбинация рек: Казакевичево протока Амура, сливаясь с Уссури, образует Амурскую протоку, этакий "совместный участок" двух рек, и в начале неё или в конце (то есть прямо перед Хабаровском) находится устье Уссури. Именно по фарватеру реки и проходила согласно Айгуньскому и Пекинскому договорам государственная граница между Китаем и империей. В тех же договорах было сказано, что левый берег Амура принадлежит России, а правый - Китаю, но ни слова не было сказано о многочисленных речных островах. То есть, фактически они были нейтральной территорией. Или даже – ничьей.

С падением империи и установлении в России коммунистической власти… ничего не изменилось. «Русский и китаец – братья на век!» гласила поговорка. Действительно, что могли делить между собой коммунисты в преддверии победы мирового пролетариата. И стороны подмахнули царский договор. Хотя посты на островах на всякий случай возвели.

ЛЭП - основа "экономики" острова Фото: Евгения Молотова

Понятно, ничто не вечно под луной и в начале шестидесятых между двумя великими державами произошел досадный конфликт. Ещё по итогам Первой Мировой войны западные державы постановили считать речными границами "по умолчанию" главные фарватеры, и так как непосредственно в договорах 1858-60 годов этому ничего не противоречила, в 1964 году Китай заявил претензии на прибрежные острова. И всё же в 1969 году на острове Даманском СССР взял над Китаем верх силой оружия, позволявшей по-прежнему трактовать царские договоры в свою пользу. Первую территориальную уступку Китаю в 1986 году делает Михаил Горбачев. Он признал границу по главным фарватерам Амура и Уссури. А значит, часть островов, лежащих южнее фарватера, в том числе и Даманский – отошли к Китаю.

Наследие советской эпохи

В конфликте обе стороны заинтересованы не были, но односторонних уступок в Китае не поняли бы точно так же, как и у нас. В итоге в 2004-05 остановились на среднем: Китай получит острова за главным фарватером, но устьем Уссури будет считаться начало Амурской протоки, а границей - прямая линия оттуда до Амура поперёк острова. Так в 2005-08 годах Россия понесла последнюю на данный момент территориальную потерю: Китаю отошло около 300 квадратных километров её территории - половина Большого Уссурийского (Хэйсяцзыдао) острова и целиком Тарабараров (Иньлундао), Виноградный и Корейский острова.

Население Большого Уссурийского на тот момент составляло около пятисот человек, плюс контингент военной части. После потопа 2013 года официального населения на нем не осталось.

НАСТОЯЩЕЕ

Сегодня о присутствии человека на российской стороне Большого Уссурийского напоминают только дороги, большей частью лишенные какого-либо покрытия, линии электропередач, по проводам которых отправляется экспортное электричество, да развалины разной степени живописности. И еще туристы – рыбаки и просто отдыхающие, которые приезжают на остров отдохнуть от городской суеты. Накануне потопа через Амурскую протоку был проложен мост, который продолжает единственная асфальтированная магистраль. Она же, по идее, ведет в Китай.

Мост построили в 2012 году Фото: Евгения Молотова

Остров низкий, и в периоды паводка существенно подтопляемый, поэтому после наводнения строить что-либо на нем запрещено. Сама местность болотистая, что весьма сомнительно с точки зрения применения ее для сельского хозяйства. Однако, власти не оставляют надежд на развитие территории.

Так, в 2019 году было озвучено предложение о распространении на Большой Уссурийский остров режима ТОР. Предполагалось отсыпать дамбу, которая бы защищала остров от подтоплений. Были даже идеи о софинансировании проекта, но дальше идей дело не пошло.

БУДУЩЕЕ?

В 2020 году власти вновь взялись за проектирование. Было предложено комплексное развитие российской части острова. По заказу АНО "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта" разработаны проекты концепций развития российской и китайской частей острова Большой Уссурийский. Концепции обсудили и начался подсчет необходимых средств.

В апреле этого года об острове вспомнили вновь. Был озвучен проект создания пограничного перехода через границу. После ознакомления с проектом становится ясно – он осуществим лишь на бумаге. Пропускная способность моста и подъездных путей к нему как со стороны материка, так и со стороны острова такова, что создание перехода вместо того, чтобы упростить международное сотрудничество приведет к транспортному коллапсу. Что бы решить эту проблему предложили включить трассу в проект «Объезд Хабаровска», но принципиально это проблему не решит – создать полномасштабный хай-вэй не позволит топография местности.

Тогда решили зайти с другой стороны. В конце мая на заседании Законодательной думы Хабаровского края Михаил Дегтярев предложил идею строительства на прикорневом берегу Амура, возле выхода «Обхода Хабаровска», сухого порта - терминала, непосредственно связанного автомобильным сообщением с речным портом. Проблему затопления Большого Уссурийского это правда не решит, но даст хоть какое-то движение в нужную сторону.

Следите за яркими событиями Хабаровска в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах