СЕКСУАЛЬНАЯ КРОШКА БЕСИТ НЕМНОЖКО
Многочисленные обращения хабаровчан с жалобами на наружную рекламу «Центра медицинских комиссий» начали поступать в управление антимонопольной службы еще в декабре прошлого года. Образ девушки-медицинского работника, изображенной в весьма пикантном виде, вызывал раздражение горожан. Большинство сочли его не просто непристойным, но даже оскорбительным.
Полуголая девица, призывно приспустившая нижнее белье, которую столь щедро транслирует миру учреждение, оказывающее медицинские услуги, скорее рождает ассоциации с борделем, чем с серьезной организацией. Мысль создателей шедевра понятна - реклама рассчитана на мужчин, которые составляют основную часть клиентов центра. Но разве не оскорбительно и для мужчин, что их воспринимают как примитивных потребителей природных инстинктов? Впрочем, оставим мужчинам решать самим. Ведь они так на этом настаивают.
БОЛЬШИЕ КВАРТИРЫ?
Сексизм в рекламе явление не новое. Женский образ нередко становится предметом ее спекуляции. Порой прекрасных дам разбирают на филе. В дело идет все: попа, грудь, ноги, губы. Хабаровск в этом смысле не исключение.
В ноябре 2019 года внимание общественности привлекала реклама квартир ООО «Жилстроймонтаж» - «Большие квартиры, а не цены». Казалось бы, все вполне пристойно. Одна маленькая деталь - на баннер поместили изображение молодой женщины с большой грудью и сильно открытым декольте.
Реклама вызвала много споров. В адрес УФАС посыпались жалобы. В результате экспертный совет большинством голосов признал, что реклама нарушает часть шестую статьи 5 Федерального закона, содержит непристойный и оскорбительный образ.
ПЕРЕЙТИ ГРАНИЦЫ
Можно бесконечно спорить о том, насколько этична эксплуатация в рекламных образах женских прелестей. Безусловно, можно восхищаться красотой женского тела. Но где проходит та грань, которая низводит эстетику до вульгарности?
Еще мой преподаватель по эстетике говаривал, что вся современная реклама держится на трех китах удовольствия. Доказано, что ярче всего человеческий мозг реагирует на образы, связанные с едой, вызывающие страх и, конечно, сексуальные образы. Поэтому причины, побуждающие маркетологов эксплуатировать женскую сексуальность, более чем понятны. Однако проблема в том, что, как в приведенных выше примерах, женский образ в рекламе совершенно не связан с ее объектом. Он призван лишь привлечь потребителя за счет использования двусмысленных фраз. Женщина перестает быть объектом восхищения, становясь объектом исключительно сексуальным.
РАЗЛЮБИТЬ?
Как же в таком случае быть с рекламой женского нижнего белья? Ведь использование женских образов здесь объективно необходимо, но понимание общественности встречает далеко не всегда. Так, несколько лет назад в краевом центре разгорелись нешуточные страсти вокруг рекламы фирмы «Русский размер». Любопытно, что в компанию к ней угодила реклама «Оптики», точнее, очков от солнца популярного бренда.
Получив жалобы, хабаровский УФАС обратился за экспертной оценкой в СРО «Рекламный совет». Внимательно изучив рекламу, специалисты пришли к выводу, что каких-либо нарушений, связанных с неэтичным использованием женских образов, в рекламе нижнего белья нет.
«Реклама направлена на продвижение продукции фабрики нижнего белья, в связи с чем использование изображения женщины в нижнем белье является оправданным и уместным, оно выполнено в сдержанном стиле, обнаженное тело не выглядит вульгарным», - говорилось в заключении.
Что касается рекламы очков, несмотря на то, что нарушения закона о рекламе выявлено не было, эксперты отметили ее неэтичность, поскольку внимание потребителя привлекалось к сексуальному образу женщины, а не к товару, который она рекламирует.
«Необходимо также учитывать место размещения обоих рекламных макетов - в частности представляется недопустимым размещение такой рекламы в непосредственной близости от школ, иных детских учреждений, а также храмов, соборов и иных культовых учреждений», - резюмировали эксперты.
Ну а пока мы разбирались с женской сексуальностью в рекламе, в Хабаровск пришли новые тренды - жителям города показали средний палец, что мгновенно вызвало общественное недоумение.
Останется ли неприличный жест украшением витрины кафе «Нью-Йорк» - покажет лишь время. И решение хабаровского УФАС.