Правда глава государства отметил во время той же встречи, что суммы, которые придется затратить на создание необходимой инфраструктуры на севере Хабаровского края по своим затратам приблизятся к стоимости самого моста.
Желающие быть ортодоксальнее ортодоксов тут же отметились. Так, в конце ноября 2020 года в итнервью «Интерфаксу» специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов назвал проект «дико дорогим» и выразил сомнения в его необходимости. По его мнению, полумиллиону жителей острова вполне достаточно паромной переправы, закрытой в непогоду (а Охотское море весьма беспокойно) и авиасообщения (также метеозависимое, а к тому же дорогое).
- С точки зрения психологии мост нужен. Вот, мол, Крым соединили, теперь бы не мешало и Сахалин. А с точки зрения экономики - нет. Для этого моста нет грузов, - цитирует слова политика «Интерфакс».
НЕЧЕГО ИЛИ НЕНАЧЕМ?
Грузопоток на линии «Ванино – Холмск» в 2020 году действительно снизился. В минтрансе Сахалинской области его определили приблизительно в 4,5 миллиона тонн. И, причина не только и не столько в коронавирусе. Президент Хабаровской краевой ассоциации автотранспортников Виктор Шпаков назвал главной причиной новации в тарифах и ценах, которые ввело новое руководство ПАО «Холмский морской торговый порт». Своими действиями оно еще в январе 2020 года едва не спровацировало перевозчиков на бунт. Тогда ситуацию удалось решить с помощью правительства Сахалина. Но в течение всего 2020 года ситуация оставалась напряженной. Дошло до того, что в 30 ноября акционеры порта проголосовали за смену руководства, включая генерального директора. Бывшие руководители порта решение о переизбрании считают незаконным, обращаются в правоохранительные органы и оспаривают эти действия в суде. А это значит, что в любой момент Холмский морской порт может запросто закрыться на лопату.
А как же авиасообщение, могут спросить наши читатели. Увы. Число воздушных судов способных стать достойной заменой морскому сообщению в Хабаровском крае исчизающе мало, а за перевозку груза в чреве пассажирского борта придется раскошелиться. Так, по состоянию на конец 2020 года, перевозка 32 килограммов груза по маршруту Хабаровск – Южно-Сахалинск (а это максимум, что может предложить хабаровская компания-перевозчик) обходилось около 5000 рублей. А значит, говорить об авиарейсах как об альтернативе морским перевозкам – преждевременно.
Так может не прав Сергей Иванов и проблема не в том, что нечего возить, а в том, что некуда и неначем?
МОСТ В БУДУЩЕЕ?
Примерно такими же соображениями руководствовались в 2018 году разработчики проекта моста на Сахалин. Мост через Татарский пролив, протяженностью в семь с половиной километров должен был изначально обойтись в 540 миллиардов рублей. Предполагалось, что он свяжет материк и остров в качестве железнодорожной и автомобильной магистрали и существенно удешевит грузовое сообщение между Хабаровским краем и Сахалином. В прекрасном будущем предполагалось строительство еще одного моста, через пролив Лаперуза, который должен связать Россию с японским островом Хоккайдо.
Идею встретили «на ура». Разработали проектную документацию, представили на суд общественности и презентовали на самом высоком уровне. Но вот беда! На перспективное начинание денег не нашлось ни у государства, ни у частных инвесторов. Правда, решил было выделиться РЖД.
Во время сессии Первого Евразийского конгресса в ответ на вопрос председателя ВЭБа Игоря Шувалова глава компании РЖД Олег Белозеров заверил, что строительство моста – вопрос времени. Хотя, думается, скорее все же вопрос денег. 576 миллиардов рублей, а именно до такой суммы выросла цена проекта за два года, денежки немалые. И выделить их из своего оборота РЖД вряд ли сможет. А значит, неизбежно встанет вопрос о софинансировании, субсидировании и льготных кредитных линиях.
Есть и еще один существенный вопрос. Гигантский проект требует сотен специалистов, мегаватт электроэнергии, тонн сырья и материалов. А, значит активного развития севера Хабаровского края, где вместо дорог сейчас – направления, а вместо вышек сотовой связи – елки. А значит, реанимации успешно банкротящейся «Амурстали». А значит, наращивание производственных мощностей горнообогатительного комбината в Солнечном. А значит… многое.
А теперь вернемся к вопросу, заданному в заголовке. Как мы видим, строительство моста на Сахалин дело решенное. И более того, подготовительные работы к ней уже начаты. Приняты интересные кадровые решения, готовится будущая инфраструктура. Правда пока не ясен ответ на вопрос, кто же даст денег на стройку века. Что же. Как говорится, поживем – увидем.