Новый, 2021 год принес с собой массу изменений, в том числе и законодательного характера. О том, какие новые продукты нормотворчества вступили в силу с этого года и чего ожидать от них дальневосточникам, мы побеседовали с сенатором Совета Федерации от Хабаровского края Сергеем Безденежных.
ГВОЗДЬ В КРЫШКУ ГРОБА МАЛОГО БИЗНЕСА
Самым резонансным изменением нового года эксперты уже называют отмену ЕНВД. Единый налог на вмененный доход долгое время оставался наиболее удобным для целого ряда малых предпринимателей в регионе. Почему? Ответ простой. В некоторых отраслях рассчитать реальный доход не представляется возможным, слишком много переменных: сезонность, предпринимательские риски разного рода и вида, элементарная невозможность контроля оборота для фискальных органов. Тут и приходил на помощь ЕНВД, где расчет производился с учетом потенциального, а не полученного дохода. С 1 января 2021 года этот налоговый режим ушел в прошлое. В чем же причина такого откровенно непопулярного решения в сложные экономические времена?
– Отмена ЕНВД – прямое следствие работы премьера Михаила Мишустина, который, как известно, выходец из налоговых органов, - отмечает Сергей Безденежных. – Не исключено, что именно для этого он и был поставлен на свой пост. Прошлый год оказался крайне сложным для страны и потребовал существенных расходов на социальные нужды. Очевидно, что образовавшийся дефицит нужно компенсировать. Как следствие, налоговые гайки подкрутили и, я думаю, закрутят еще сильнее.
Понятно, что у представителей малого и среднего бизнеса, а именно они больше всего пострадали от отмены ЕНВД, решение федеральных властей вызвало, мягко говоря, недоумение. Кстати, Сергей Вячеславович его вполне разделяет.
– Я полагаю, что мы должны работать на развитие общества и государства, а не искать сиюминутных выгод, – делится своими размышлениями сенатор. – Малый бизнес и микробизнес – это основа экономики, сердце предпринимательской активности регионов. И его нужно поддерживать, а не вставлять палки в колеса. То, что произойдет с отменой ЕНВД, нужно серьезно мониторить, наблюдать за деловой активностью и в случае необходимости, а я уверен, что такая необходимость может возникнуть, иметь возможность оперативно отреагировать и отыграть обратно. Следует выделить отдельно ИП и ООО, а именно эти формы собственности чаще всего работали с режимом ЕНВД, наблюдать за их экономическим здоровьем после смены налогового режима и быть готовыми протянуть руку помощи.
Может, сенатор преувеличивает масштаб бедствия, и общество вовсе не заметит того факта, что «ЕНВД-шники» сменили налоговый режим и внесли свое налоговое бремя в ценник конечной продукции? Кто чаще всего использовал принцип единого налога на вмененный доход? Налоговый кодекс относил к ним ветеринарные клиники, автостоянки, магазины розничной торговли, арендодателей, общепит, рекламщиков, парикмахеров и мастеров маникюра, организаторов пассажирских и грузоперевозок, аниматоров и фотографов. То есть тех, чьими услугами мы, рядовые граждане, пользуемся каждый день.
– ЕНВД придумали неглупые люди, – убежден Сергей Вячеславович. – Сегодня ссылаются на то, что по ЕНВД очень трудно отследить фактический объем выручки, а значит и суммы, с которых предприниматель обязан уплачивать налог, могут быть сильно выше предписанного. Но ведь это лишь предположения. На всей территории Российской Федерации свыше двух миллионов предпринимателей пользовались режимом ЕНВД. Теперь им придется либо изменить налоговый режим, либо уйти в тень, либо просто закрыться. Не факт, что государство от такого решения получит существенную прибыль. Я встречался с представителями бизнес-общественности и уверяю, настроения там царят вовсе не радужные. Многие всерьез опасаются, что им придется закрыть свой бизнес. А значит пополнить ряды безработных, проблемных заемщиков, несостоятельных должников… Лично я считаю, что трогать малый бизнес не надо – та схема, которая была, работала и приносила в федеральный бюджет реальные деньги. Были и другие способы для решения поставленных задач, к примеру, введение географического коэффициента, прогрессивной налоговой ставки с оборота, но ими не воспользовались.
По словам Сергея Вячеславовича, делать какие-либо выводы о том, насколько работоспособной оказалась идея с отменой ЕНВД, можно будет уже по прошествии двух-трех кварталов текущего года.
ЗАРАБОТАЛ – ЗАПЛАТИ
К другой налоговой инициативе – прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц – сенатор, наоборот, относится положительно.
– Я думаю, что это нововведение имеет большое будущее, – подчеркивает Сергей Безденежных. – В этом направлении нужно было двигаться давно. Нужно больше работать с олигархами, а не с малым бизнесом. Прогрессивное налогообложение – реальность для большинства европейских стран, и вполне логично, что эта тенденция пришла и в нашу реальность. С другой стороны, любую, даже самую лучшую идею можно испортить даже не в нужном месте поставленной запятой. Здесь нужно работать хирургам, а не мясникам. Любое налогообложение должно меняться и применяться для устоявшихся игроков. Определенный имущественный ценз для уплаты НДФЛ по повышенной ставке, это как раз работа с такими игроками – с теми, кто стабилен и крепко стоит на ногах.
Напомним кратко суть новеллы. Начиная с 1 января 2021 года, для физических лиц, имеющих доходы свыше пяти миллионов рублей, вводится повышенный размер налога на доход физического лица. Вместо 13% сумма налоговых отчислений составит 15%. При этом дополнительным доходом будет облагаться только сумма, превышающая пять миллионов рублей. Кстати, а почему была выбрана именно цифра в пять миллионов?
– Сложно сказать, чем руководствовались специалисты, называя эту сумму. Возможно, это как-то связано с курсом доллара, – рассуждает Сергей Вячеславович. – Хотя это величина нестабильная. Возможно, по мнению экономистов, именно с этой величины начинается переход в средний класс. Действительно, если ты обладаешь автомобилем, равным по стоимости квартире, значит это уже предмет роскоши, а не необходимость. Значит и налоговая ставка должна быть выше.
ИЛИ ПАН ИЛИ ПРОПАЛ
От федерального законодательства мы перешли к региональному. И, конечно, главная новелла краевого законодательства – инициированный врио губернатора Михаилом Дегтяревым и принятый депутатами краевого законодательного собрания закон о снижении транспортного налога. По ряду наиболее популярных автомобилей ставка стала ниже действующей. Например, на машину до 100 лошадиных сил возрастом до трех лет транспортный налог составит 12 рублей за лошадиную силу, с 3 до 10 лет снизится до 10 рублей, а старше 10 лет - 8 рублей. Для автомобилей мощностью свыше 100, но менее 150 лошадиных сил будут действовать следующие ставки: до трех лет – 16 рублей, от 3 до 10 – 15 рублей, старше 10 – 12 рублей. Дифференцированные ставки транспортного налога в отношении легковых автомобилей теперь учитывают такой параметр как количество лет, истекших с года их выпуска. На автомобили от трех до 10 лет снижение ставки налога в среднем составит 11 процентов, старше 10 лет – в среднем 29 процентов. По мнению парламентариев, позитивные изменения должны почувствовать 96% владельцев. А бюджет региона недополучит 226 миллионов рублей.
– Вопрос со снижением ставки транспортного налога решали долго, – отмечает Сергей Безденежных. – Безусловно, для жителей региона новость о снижении транспортного налога хороша. А вот каков будет результат ее для края, вопрос спорный. Недополученные налоговые поступления – это недофинансированные отрасли. В Хабаровском крае и без того принят дефицитный бюджет. Семь миллиардов – колоссальная цифра. И под шестьдесят миллиардов госдолга. В таких условиях более разумной представляется оптимизация расходов при сохранении доходной части. Предполагается, что искомые 226 миллионов даст бюджету сокращение расходов на управленческий аппарат. Нужно смотреть, что мы получим на практике, и морально быть готовыми к тому, что вместо дохода мы получим дырку от бублика. Что же до амбициозных планов местных властей на бюджет-2022, то эти сказки я слышал, начиная с 2017-2018 годов, когда я был членом комитета по бюджету. Всегда в министерстве финансов нам говорили: «Вот сейчас примем дефицитный бюджет, потом скорректируем в сторону уменьшения, а уже в следующем году примем нулевой». Эту историю рассказывают каждый год, и депутаты к ней уже привыкли.
ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ БЕНЗИН
Стоимость топлива в Хабаровском крае, да и на всей территории Дальнего Востока – одна из самых высоких в стране. Парадоксально, но в городах, в которых построены и успешно функционируют нефтеперерабатывающие заводы, стоимость бензина стабильно растет, повинуясь собственному, одной ей понятному алгоритму. В начале осени 2020 года, едва вступив в должность врио губернатора, Михаил Дегтярев дал опрометчивое обещание решить проблему дорогого бензина. Но не решил.
– И вряд ли сможет решить, – уверен Сергей Безденежных. – К сожалению, вопрос этот не уровня губернатора. Максимум, доступный главе региона, это обращение к полномочному представителю президента с соответствующей просьбой. А вот вопрос, почему подорожание бензина оставлено без внимания полпреда – действительно стоило бы ему задать. Думаю, он будет задан.
ДИАГНОЗ – КРИЗИС
Все вышесказанное, по меткому выражению Сергея Безденежных – это симптомы хорошо известной хронической болезни региона, имя которой финансовый кризис. Можно было бы и порассуждать о том, кто или что послужило катализатором для начала падения в кризисную яму. Однако, думается, что наши соотечественники сами могут припомнить тот момент, когда самостоятельный край с профицитным бюджетом подсел на кредитную иглу, цеха заводов опустели, а природные ресурсы пошли на экспорт по бросовым ценам. Гораздо более важным в сложившейся ситуации выглядит главный вопрос российской интеллигенции: «Что делать?».
– Правительству нужно предпринимать реальные шаги, – убежден Сергей Безденежных. – Время раздавать обещания уже закончилось, их теперь нужно подкреплять делами – реальными стройками, возрождением производства, созданием нормальной логистики, то есть всего того, что формирует налоговый базис и, в конечном счете, доходную часть бюджета.
Последние два года власти региона проводили политику, направленную на финансовое оздоровление края. Оптимизировали расходы, привлекали инвесторов, вели переговоры с федеральным центром. И добились определенных подвижек. А значит, при реализации оптимистичного сценария у Хабаровского края есть шансы остаться самим собой.