МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Хабаровск

Эксперт: «Отечественные автомобили не по карману жителям Хабаровского края»

Экспорт автомобилей из стран АТР на Дальний Восток растет

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Эта крылатая фраза Остапа Бендера уже давно переросла из разряда шутки в унылую констатацию факта. По данным «Автостата» на конец первого квартала 2024 года, личный транспорт имеет каждый третий дальневосточник. Причем это  машины преимущественно производства стран АТР.

Эксперт: «Отечественные автомобили не по карману жителям Хабаровского края» Фото: Евгения Молотова

Несмотря на санкции, рынок японских подержанных автомобилей в Приморье и Хабаровском крае устоял. Иномарки из Страны восходящего солнца остаются в приоритете по многим причинам. Это и надежность, характерная для японского автопрома, и соотношение цены и качества, и наличие автосервисов и специалистов, знакомых с такой техникой, и просто сила привычки. И, конечно, сама цена. На авторынках вполне приемлемые предложения можно найти за 300-400 тысяч рублей. А цены на новые автомобили у дилеров стартуют от полутора миллионов.

Существенно выросло количество транспорта, ввозимого из Китая. И если раньше это была преимущественно спецтехника или автобусы, то теперь можно говорить именно о личных автомобилях. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главное таможенное управление КНР, за первый квартал из Китая в Россию было ввезено легковых автомобилей на $2,3 миллиарда (+30,7% г/г), за второй квартал - на $3,9 миллиарда (+38,4%). В июне объем их поставок в Россию составил $1,36 миллиарда, превысив результат мая на 2%, и был самым высоким с ноября 2023 года, когда аналогичный показатель был на уровне на $1,38 миллиарда. Экспорт легковых автомобилей из КНР в Россию помесячно растет четвертый месяц подряд. При этом речь идет как о новых, так и о подержанных моделях. По количеству продаж в Хабаровском крае и Приморье «китайцы» уступают «японкам» - несмотря на довольно демократичный ценник, покупатель относится к новинкам насторожено.

Ценник на подержанные автомобили может быть весьма умеренным Фото: Евгения Молотова

Что же до отечественного автопрома, то он проигрывает иномаркам практически по всем фронтам. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых технологий Президентской академии в Хабаровске, председатель общественного совета комитета государственного финансового контроля правительства Хабаровского края Марина Ковалева объясняет, существует ряд проблем, которые мешают российскому автопрому быть в числе мировых лидеров: бюрократические вопросы и коррупция, недостаток инновационных технологий, отсутствие высококвалифицированных специалистов.

- Результаты опроса агентства «Автостат» указали, что 25% россиян планируют сменить автомобиль в этом году. В то же время в три раза снизилась доля жителей страны (с 5,1% до 1,7%), которые думают отказаться от эксплуатации личного авто из-за дороговизны его содержания и обслуживания. Увеличилось количество людей, желающих поменять автомобиль, но пока они не имеют финансовых возможностей. Сегодня приобрести новую машину может себе позволить лишь каждый пятый россиянин, потому что покупательная способность значительно снизилась. В 2013 году данную покупку мог себе позволить каждый третий. Следовательно, оживление рынка в таком формате не соответствует сложившимся представлениям, а призывает к осторожным обдуманным действиям, - сообщила эксперт. - Поэтому легко объяснить повышенный интерес жителей к автокредитам. Заметно наращиваются темпы кредитования граждан на покупку автомобилей. Российские банки в первом полугодии этого года выдали около 1,2 триллиона рублей в виде автокредитов, это почти вдвое больше показателя аналогичного периода 2023-го. За шесть месяцев 2024 года в России реализовали 773 тысячи автомобилей. С марта наметилась негативная тенденция снижения продаж. На первый взгляд, ситуация выглядит оптимистично, и к декабрю возможно ожидать объема продаж до 1,5 миллиона машин.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых технологий Президентской академии в Хабаровске, председатель общественного совета комитета государственного финансового контроля правительства Хабаровского края Марина Ковалева

Марина Ковалева подчеркнула, что Lada остается самой популярной маркой в России с ценой в сегменте до 1,5 миллиона рублей. За полгода продажи составили 207 тысяч автомобилей. И доля «АвтоВАЗа» приблизилась к отметке в 29%, а в 2019 году была равна 22%. Производство автомобилей Lada в первом полугодии 2024 года выросло на 73% и составило 235,8 тысячи авто.

- Умеренный рост продаж показывают автомобили марок Lada Vesta, Lada Granta. И эти процессы предсказуемы, потому что модели являются популярными среди россиян на западе страны, где автомобили отечественного производства более востребованы, - рассказала доцент кафедры экономики и цифровых технологий Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС. - В дальневосточном регионе, в частности, в Хабаровском крае, жители не торопятся на них пересаживаться. Жители ДВ не привыкли жить без японских машин. Отметим, что в последнее время дальневосточники стали приобретать китайскую технику. Нельзя сказать, что это носит массовый характер, скорее это «пробные испытания». География ввоза авто физическими лицами сохраняется в прежнем виде: Япония, Южная Корея, Китай.

Вопросы кредитования решают на месте продажи Фото: Евгения Молотова

Эксперт отмечает, что в Хабаровском крае спрос на китайские автомобили растет. Самые ходовые марки - Changan, Chery, Geely. Аналитики всероссийского автомобильного портала зафиксировали взлет продаж «китайцев» с пробегом. И сразу можно наблюдать увеличение цен на подержанные авто. В настоящее время удорожание составляет около 200 тысяч рублей. В нашем регионе существенно сократился ассортимент автомобилей сегмента массмаркета: во многих салонах представлены машины премиального класса.

- В Хабаровске выросло количество китайских и корейских авто. Многие жители увидели в них больше удобства, доступности и преимуществ при оптимальном приоритетном сочетании «безопасность - цена - качество», обращая внимание на современные требования экологической составляющей автомобилей. Актуальные вопросы повышения качества жизни и роста благосостояния жителей края пока не позволяют отказаться от иностранных автомобилей в пользу отечественных, - уверена Марина Ковалева.

Следите за яркими событиями Хабаровска в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах