Строительство крупнейшей транспортной развязки на территории Хабаровского края дело не быстрое. 27 километров дорожного полотна, по не самой простой местности, 24 мостовых перехода, оперативное решение проблем с логистикой, прокладка инженерных сетей и установка трансформаторных подстанций. Амбициозную задачу планировали решить за три неполных года – к осени 2020. Но не вышло.
- Летом 2019 года из-за повышения уровня рек Амурского бассейна в Хабаровском крае распоряжением правительства края был объявлен режим ЧС, - комментировал ситуацию в интервью «ТАСС» генеральный директор ООО «Национальные транспортные концессии» (транспортный субхолдинг Группы «ВИС», представитель концессионера - Региональной концессионной компании) Павел Овчинников. - Массовое подтопление территорий значительно ограничило проведение строительных работ. Были проведены внеплановые работы по защите участка строительства, изменен план выполнения некоторых видов работ, а часть дорожно-строительной техники была передислоцирована в места проведения противопаводковых мероприятий для защиты города.
Так сроки сдачи объекта были перенесены на осень 2021 года. Транспортная развязка, которая должна была соединить сразу три федеральные трассы – «Восток», «Уссури» и «Амур» забуксовала. Общую готовность в июне 2020 года оценивали в 60 – 65 %. После этого отчеты об успехах на стройке обхода Хабаровска прекратились. И новый врио губернатора Михаил Дегтярев на объекте не был. Почему? Корреспондент «МК» в Хабаровске» побывал на нескольких участках развязки.
ВЕДУТСЯ ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ
На участке, который, в перспективе, вольется в трассу «Амур» затишье. Знак объезда, два бетонных блока с выцветшей краской – проезд для транспорта закрыт. Изредка проезжают служебные самосвалы, иной техники, несмотря на будний день не видно. Впрочем, зима не подходящее время для строительства.
На участке возле малого аэропорта нас встречает забор. За ним песчаные барханы и грунтовые холмы. Здесь работают специалисты – вахтовики. Рассказывают, сроки соблюдают, материал доставляют вовремя, денежным довольствием обеспечены.
- По прибытию провели две недели на карантине из-за «короны», - отмечает один из сотрудников. – Но на зарплате это не сказалось. Сроки тоже выдержали – задержалась предыдущая бригада. Мы в начале вахты, а это было в октябре-ноябре, тестировали системы электроснабжения. Так что в порядке все.
Значит работы идут.
ВОПРОС В ДЕНЬГАХ?
В отличие от большинства проектов подобного рода «Обход Хабаровска» финансируется с помощью механизма государственно-частного партнерства. Более десяти миллиардов в проект вкладывает компания «ВИС» (это 25% заявленной стоимости развязки). Остальные 75%, а это более 30 миллиардов, дают федеральный и региональный бюджет. «Отбить» вложенные средства планировали с помощью введения платы за проезд. В 2018 году эта сумма составляла 6 рублей за километр. То есть 162 за всю протяженность объездной. Сейчас эта цифра, очевидно, будет больше. Сколько – неясно. Ведь кроме строительства, необходимы средства на постоянное обслуживание дороги. А значит рентабельность ее под вопросом. Не случайно, в октябре первый заместитель председателя правительства края Мария Авилова озвучивала возможность того, что «Обход Хабаровска» станет федеральной собственностью.
- Уже рассматривают вопросы, которые касаются мероприятий по сдаче объекта в эксплуатацию. Речь идет о возможности передачи новой магистрали «Обход Хабаровска», которая является связующим звеном для трех федеральных трасс «Амур», «Уссури» и «Восток», в федеральную собственность. Так собираются обеспечить высокий уровень содержания трассы, - рассказала она во время заседания правительства в октябре.
Любопытно, но изначально речи о полной передаче транспортной развязки в федеральную собственность вроде бы не шло. Наоборот, в 2016 году, когда было подписано соглашение между правительством региона и «Региональной концессионной компании» стороны были уверены, проект ни только не будет оттягивать на свое содержание средства из федеральной казны, но и будет приносить прибыль. Инвесторы рассчитывали, что проект свяжет Россию с сетью автодорог Китая через остров Большой Уссурийский к Фуюаню и Харбину. Уже очевидно, расчет не оправдался. Большой Уссурийский с российской стороны, по-прежнему глухая окраина, а со стороны Китая – зона рекреационного туризма, через которую никто не планирует гонять большегрузы.
Очевидно, «Обход Хабаровска» все же достроят – слишком много амбиций в него вложено. А вот экономическая его востребованность уже под вопросом.