МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Хабаровск

Тишина, в которой ожила Цветаева: как перформанс «Бессонница» соединил Хабаровск с 1916 годом

О том уязвимом и растерянном «я», что ищет ответы в кромешной темноте

Фото: «Белого театра»

Трогательная и пронзительная тишина воцарилась в зале в тот момент, когда на сцене появилась актриса. А вместе с ней, будто раздвинув время, вошла живая, израненная бессонными ночами 1916 года Марина Цветаева. С первых секунд граффити-перформанса «Бессонница» от частного «Белого театра» стерлись все привычные границы - между сценой и залом, прошлым и настоящим, поэзией и жизнью. Это был не просто спектакль, а погружение в ту самую ночь, где рождались бессмертные строки.

- 13 декабря в жизни нашего театра случилось нечто особенное. Премьера перформанса «Бессонница» собрала полный зал, но дело было не в этом. Главное - это тишина, которая повисла с первых секунд. В той тишине, когда дышишь осторожно, боясь спугнуть момент», - делится Андрей Трумба, художественный руководитель Белого театра.

Фото: «Белого театра»

В этой красноречивой тишине слова, написанные больше века назад, зазвучали как самые личные, узнаваемые переживания каждого зрителя. Они говорили о наших ночах, когда сон не приходит, а приходят воспоминания. О любви, которую невозможно отпустить, и потерях, которые не получается принять. О том уязвимом и растерянном «я», что ищет ответы в кромешной темноте.

Фото: «Белого театра»

Этот глубоко личный и вдохновляющий перформанс стал прекрасным финалом четырехмесячного культурного проекта «Халирика». На протяжении этого времени «Белый театр» вместе с жителями Хабаровска исследовал поэзию во всех ее проявлениях - от классики до современного стрит-арта. И «Бессонница» стала тем самым волнующим итогом, где слово окончательно обрело плоть и голос.

- Несколько человек, которые были на перформансе, спрашивали меня: каково мне было пропустить через себя поэзию Цветаевой, наверное, тяжело? А мне было не тяжело в эмоциональном плане, мне было очень сильно то, что рождалось во мне во время репетиций. Так получается, что и жизнь заставляет быть во многих вопросах сильной, и «Бессонница» мне помогала. Я чувствовала невероятное расширение от слова, словно сама расту через звук. Чувствовала, что слова могут обретать телесность, поэтому на сцене я точно была не одна. Мне очень повезло работать с такой командой как «Белый Театр», потому что я пока не встречала никого, кто также умеет работать с поэзией. И, если честно, я до сим пор удивляюсь, что мне доверили быть внутри поэтического текста, - размышляет исполнительница главной роли Алиса Кошелева.

Фото: «Белого театра»

Когда действие закончилось, в зале повисло новое, наполненное смыслом молчание. Что-то важное и тихое сдвинулось внутри. Какая-то застарелая боль - отпустила. Что-то давно забытое - бережно вернулось. Люди не спешили расходиться: они стояли, обнимались, тихо говорили или просто молчали, понимая, что слова здесь не всегда уместны, когда душа говорит сама.

 - Мне сложно сформулировать впечатление. Я вышла с ощущением: «что это было?». Я хочу посмотреть перфоманс еще раз. Посмотрю, конечно, фильм, но это не то. Хочу посмотреть именно живой спектакль. Чтобы понять, что это за напряжение внутри меня рождается. Я увидела внутренний мир другого человека. Как можно описать мои впечатления? Мне было интересно. Это была не истерика, это было общение между актером, Цветаевой и бессонницей. Это было про исследование Цветаевой пространства бессонницы и исследование актёром Цветаевой в этом исследовании одновременно», - делится впечатлениями зритель Анна Крылова.

Самые искренние отклики приходили позже, когда пережитое отстоялось и оформилось в мысли.

- Вторую неделю веду внутренний диалог, связанный с переживаниями от просмотра граффити-перфоманса «Бессонница». Послевкусие от спектакля, внутреннее осознание и воспоминания из жизни - затронуты тонкие струны Души, невозможности переживать, испытывая сопротивление в моменте, когда надрывный голос прекрасной актрисы передавал всю невозможность, бессилие и страх перед бессонницей. Согласие, умиротворение и бомибический танец актрисы! - написала зрительница Татьяна Кириллова.

Фото: «Белого театра»

Татьяну впечатлила невероятная пластика, харизма и прекрасное владение телом актрисы и все это завораживало, останавливало взгляд.

- Я любовалась. Читала почерк режиссера, и это так классно отмечать, у себя внутри, - продолжает Татьяна. -  Неповторимый, талантливый почерк! А как много смыслов можно увидеть в черной стене, граффити, когда Алиса переписывала, переправляла это неприятное слово «бессонница», сколько было энергии в этом и отчаяния - как в жизни! Прекрасная игра. Заставила меня перечитать цикл М. Цветаевой и прочитать ее историю. Большая благодарность за творчество, возможность прикоснуться к поэзии и обогатить свою жизнь новым опытом.

Проект был реализован с использованием финансовой поддержки комитета по внутренней политике Правительства Хабаровского края при софинансировании Фондом Президентских грантов. Главным итогом стала не официальная отчетность, а тот самый коллективный, затаенный вдох в начале спектакля и тихое, продолжающееся после финальных аплодисментов, преображение в сердцах людей, которые на полтора часа действительно встретились с живой Цветаевой.

Следите за яркими событиями Хабаровска в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах