МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Хабаровск

Запечатленная эпоха в музее Амурского моста

В Хабаровске есть музей, где к истории можно в буквальном смысле прикоснуться рукой

Вы успели побывать в хабаровском музее Амурского моста? Во время новогодних каникул его можно было посетить совершенно бесплатно, и не в составе группы, как обычно, а индивидуально. Музей этот удивительный - несмотря на то, что подобные есть и в других местах нашей необъятной родины, лишь хабаровский музей показывает развитие инженерной мысли на железной дороге.

Вид со смотровой площадки старинной мостовой фермы открывается особо величавый

Директор музея Виктор Паршин (он же смотритель, экскурсовод и дворник в одном лице) считает, что главное в этом музее - «не экспонаты посетителям показать, а заинтересовать их прошедшей эпохой». Эта эпоха - не только героическое строительство самого длинного железнодорожного моста, сначала в мире, потом в России. Это история нашей родины. Поэтому здесь можно не просто поглазеть через стекло и из-за ограждения на замершие экспонаты - их можно трогать руками, вертеть ручки, взбираться в кабины паровозов и даже прокатиться на дрезинах начала ХХ века.

Они разные. Первая простенькая, на которой пассажиры должны были сами дергать рычаг. Вторая - повышенной комфортности, на которой разъезжали по железной дороге высокие чины. На ней пассажиры располагались на передней скамье, а «водитель» толкал мускульный привод на задней. Управлению мускульный привод, как оказалось, поддается легко, мы попробовали, а скорость, по словам директора музея, дрезина способна развить до 30 километров в час.

В этом музее есть даже кандалы. Они найдены во время ремонта вокзала в Волочаевке: труд каторжников использовался и на строительстве железнодорожного моста в начале ХХ века. Есть вещи, поднятые со дна реки во время реконструкции моста, к примеру, старинный подсвечник.

Хранится в музее Амурского моста и пластилиновая модель стелы с двуглавым орлом, подаренная автором - хабаровским скульптором Максимом Ананенко. Он, к слову, изготовил современную стелу, что стоит у перрона железнодорожного вокзала в краевой столице.

На заре ХХ века на Дальнем Востоке было установлено две таких стелы: первая в Уссурийске, где располагалось управление строительством Уссурийской железной дороги (Хабаровск - Владивосток), вторая - в Хабаровске.

Эти памятники воздвигнуты в честь русских воинов (а не в качестве символа российской монархии, как считают многие), в тяжелых условиях почти семь лет строивших эту дорогу. Если вы в этом сомневаетесь, прочтите текст правительственной телеграммы, который содержится на восстановленной стеле у перрона хабаровского железнодорожного вокзала:

«Повелением императора Александра III Уссурийская железная дорога начата постройкой 19 мая 1891 года. 31 августа 1897 года, в царствование императора Николая II, ее постройка закончена. Войска Приамурского военного округа, будучи призваны к сооружению этого пути, значительную часть его выполнили своим трудом. Да свидетельствует этот памятник, что воины уссурийские, стоящие грозным оплотом на отдаленном участке империи, умеют служить Отечеству как оружием, так лопатой и топором. Слава русскому солдату!»

Это были специально обученные железнодорожные батальоны. Брали туда только после пяти лет службы в армии. В музее хранится документ - летний распорядок дня служащих железнодорожного батальона: подъем в пять утра, завтрак, работа до 11 утра; с 11 до 13 двухчасовой перерыв - час на прием пищи и час на сон; потом вторая часть рабочего дня; ужин, а после ужина - техническое обучение. В железнодорожных батальонах даже землекопы были грамотные - и это развенчивает советский миф о лапотной «Рассее».

Сейчас, в XXI веке, мы много говорим о патриотизме. Но зачастую это сводится к бессмысленным флеш-мобам и пустым слоганам. А вот в таких музеях и подрастающее поколение, и работающая молодежь, и даже люди старшего возраста наглядно, без раздражающего пафоса узнают: нам есть чем гордиться, есть что беречь и на кого равняться.

Еще один очень любопытный экспонат, на котором отпечаталась история не только ДВЖД, но и всего российского Дальнего Востока, - автомотриса.

Когда-то это был самый обыкновенный вагон. Но принадлежал он необыкновенному человеку - служил штабом маршалу Блюхеру. Вагончик с платформой прикрытия возил по рельсам отдельный паровоз. Когда ушел Блюхер, вагон передали ДВЖД. Здесь его переделали под нужды руководства железной дороги: обшивкой округлили корпус, поставили двигатель от автомобиля. Так штабной вагон превратился в автомотрису.

Сейчас у начальника железной дороги совершенно другая мотриса - на базе электровоза, оборудованная современной связью. И бывший штабной вагончик советского маршала Василия Блюхера встал на вечную стоянку во дворе музея Амурского моста.

Необычные чувства можно испытать и от подъема на сохраненную ферму прежнего моста - экспоната, с которого, собственно, и начался музей. Будете там - не поленитесь совершить этот подъем. Он нетрудный: невысокие, с удобным маршем ступени приятно пружинят под ногами.

И, поверьте, вид, который мы наблюдаем, проезжая мимо по современному мосту, меркнет в сравнении с тем величием, которое открывается со смотровой площадки старинной мостовой фермы. Выигрыш даже не в обозрении окрестностей - они всё те же, а в том, когда смотришь в глубину исторической фермы. Взгляду открывается не просто рельсовый путь, а сама сохраненная бесконечность.

Следите за яркими событиями Хабаровска в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах