Многие владельцы транспортных компаний дальневосточной столицы, проверяющие структуры пока не торопятся исполнять закон. Об этом говорили на конференции «Актуальные вопросы создания системы тахографического контроля Российской Федерации», которая прошла накануне в Хабаровске.
- Сегодня штрафы за отсутствие тахографов активно выписываются в Амурской области. В Хабаровском же крае водители и владельцы транспорта, попадающего под закон, пока получают лишь предупреждения, - рассказывает организатор конференции Вадим Раевский. - Но это только пока. ГИБДД региона уже получили специальные карты проверяющих. С помощью них сотрудники госавтоинспекции смогут считать информацию с любого тахографа, чтобы проверить, не нарушал ли водитель режим работы.
По словам г-на Раевского, существует четыре вида карт для тахографов. Одну из них получают сотрудники ГИБДД, второй вариант выдается автомастерским, которые имеют разрешение на работу с этими приборами, третий формат изготавливается персонально для каждого водителя, и еще один вариант клише с микрочипом получает руководство предприятия.
Именно изготовление и получение карт – одна из серьезных проблем, которые сегодня встали перед арендаторами и автовладельцами Хабаровского края, чьи транспортные средства попадают под закон о тахографах.
- Изготавливают карты для тахографов только в Москве. И все это занимает от 40 до 60 дней, - рассказывает участник конференции, директор одной из транспортных компаний Юрий Адамишин. - Водитель превысил скорость, я делаю ему замечание. Он бросает заявление на стол. Перешел дорогу, его там приняли на работу с удовольствием. Человек уволился. За карту, ладно, мы с него высчитаем. Но, чтобы запустить опять автомобиль, мне нужно еще 60 дней ждать, пока изготовят новую карту водителя.
Другая проблема, которую поднял г-н Адамишин, это отсутствие на Дальнем Востоке качественной дорожной инфраструктуры для нормальной работы водителей.
- При установке тахографов нужно выполнять профильное законодательство, но как это сделать, если нет ни стоянок, ни мест отдыха водителей, - продолжает директор компании. - К примеру, взять трассу Хабаровск-Благовещенск, на которой работают наши водители. С недавних пор, где-то на 350-м километре, в районе Облучья, мы стали останавливаться на отдых. Буквально месяц, и у меня там вскрыли контейнер - пока водитель спал. Что мне делать? Пускать машины до Новобурейска без остановки? Тогда я получу штраф от трудинспекции, потому что шоферы переработали 8-часовой рабочий день.
На самом деле, по словам Вадима Раевского, в приказе федерального минтранса №15 можно найти некоторые варианты решения подобных проблем. Правда, эти варианты лишь увеличивают нагрузку на водителя.
- Например, в документе есть 10-й пункт, в котором сказано, что если водителю необходимо доехать до места отдыха, продолжительность ежедневной рабочей смены может быть увеличена до 12 часов, - поясняет директор московской компании по установке тахографов Иван Метелев.
Обсудили участники конференции и юридические противоречия внедряемого закона. Так, в приказе №36 минтранса указываются категории и виды транспортных средств, в которых в обязательном порядке должны быть установлены тахографы.
А вот в федеральном законе №196 «О безопасности дорожного движения» в ст. 20 требования обязательного оснащения транспортных средств системами контроля сводятся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. А значит, документ дает возможность не устанавливать тахографы физическим лицам, которые занимаются перевозкой коммерческих грузов, оформляя их как бы для собственных нужд.
Организаторы конференции отметили, что все проблемы, озвученные участниками, будут в виде официальных писем направлены федеральным законотворцам.
- Мы повели уже около двух десятков выездных конференций, на которых осветили технические и правовые вопросы, услышали мнение и комментарии представителей контрольно-надзорных органов, участников рынка - мастерских, перевозчиков, общественных организаций, - поясняет коммерческий директор компании по производству тахографов Юрий Томашко. - Сейчас волна идет с центра страны и уже докатилась до Сибири. На Дальнем Востоке своя специфика. Здесь и удаленные территории, и низкие зимние температуры. Понятно, что вопросов пока больше, чем ответов. Все автовладельцы заинтересованы избежать дополнительных затрат.
По словам директора компании Ивана Метелева, оснащение автомобилей тахографами – это, реально, существенные расходы для предприятия. Но и их можно сократить. Например, включить затраты в статью социального страхования. Большая часть хабаровских участников конференции об этом не знала.
- Полагаю, что здесь виной всему слабая информированность владельцев транспорта, - резюмировал г-н Метелев.
Хабаровский организатор конференции Вадим Раевский напомнил, что с этого года в междугородных автобусах, грузовиках, перевозящих опасные грузы, в транспортных средствах с максимальной массой более 15 тонн, а также в грузовиках с максимальной массой от 12 тонн должны быть установлены тахографы с системой криптографической защиты.
Введение обязательной установки тахографов, по мнению законотворцев, должно привести к снижению аварийности на дорогах. Ведь теперь водитель транспортного средства, в котором установлено техническое средство контроля, после первых трех часов дороги в обязательном порядке должен отдохнуть не менее 15 минут, и далее предусмотрен такой же отдых каждые два часа.
Кстати, за управление автомобилем без тахографа, или с несправным средством контроля, согласно закону, предусмотрены штрафы: для физических лиц от одной до трех тысяч рублей, для должностных - от 5 до 10 тысяч.
При этом расходы на установку таких приборов почти неподъемны для небольших перевозочных предприятий. Самый дешевый прибор, который рекомендован минтрасом, обойдется владельцу автомобиля в 35 тысяч рублей. Еще около 10 тысяч нужно будет заплатить за установку, и около четырех тысяч отдать за изготовление карты водителя. Почти 50 тысяч рублей - это, уточним, только для одной машины. Видимо, поэтому директора транспортных компаний нашего края не спешат «тахографироваться»?
Почему у нас в стране сначала принимают закон, вполне возможно, что полезный, а только потом начинают думать, как его реализовать на практике?