Вороньи владения
Владимир Олейников, директор ООО «Лорд В.Б.Олейников», которому по суду Краснофлотского района Хабаровска теперь необходимо снести самовольную постройку на земельном участке, расположенном по ул.Мостовой, 2-б, заявил нам, что «о суде ничего не знал». И считает «решение незаконным».
На прошлой неделе он обратился в суд за разъяснением, но ему не смогли найти решение по сносу недвижимости на горе. По словам ответчика, «работники суда полчаса бегали с этажа на этаж, но ни дела, ни решения так и не нашли».
Сам директор фирмы Владимир Олейников уведомлен о суде не был и на заседании не присутствовал. Узнав о судебном решении от нас по телефону, он сразу же приехал в редакцию. И подтвердил, что именно по ул.Мостовой, 2-б в Хабаровске находится легендарная башня, которую почему-то прозвали «Воронье гнездо».
Секретная стройка
В 1994-95 гг. он получил разрешение на выполнение строительно-монтажных работ и стал строить шлакобетонную прорабскую (может, из-за нее сыр-бор?) около башни для жилья рабочих. Разрешение на строительство выдавала инспекция архитектурно-строительного надзора Хабаровска за подписью А.И.Кокотова. Все по закону!
По истечении 14,5 лет открытого владения и пользования башней, вдруг в суд поступило заявление от муниципалитета, который стал претендовать на башню и на два каменных резервуара. Суд иск удовлетворил и три объекта недвижимости, которые были в пользовании у Владимира Олейникова еще с 1992 года, в 2007 г. передал городу.
- Удивительное дело, по закону (ст. 234 «Приобретательная давность» Гражданского кодекса РФ) через 15 лет башня должна была перейти в мою собственность, так как я добросовестно, открыто и непрерывно владел ею как своей собственностью. Мне не хватило шести месяцев, - рассказывает бывший владелец башни Владимир Олейников. - Как раз в это время о башне вдруг и «вспомнил» муниципалитет, который в ее реконструкцию не вложил ни копейки. А я - более 18 млн рублей.
По его словам, «теперь это историческое сооружение рассыпается, его грабят, так как оно никем не охраняется». Получается, муниципальное имущество брошено с 2007 года?
Как предположил г-н Оленийников, «суд был нужен, чтобы лишить его собственности». Но в бессрочном пользовании у него оказалась еще и земля под башней - 40 соток, и отдавать он ее не собирается.
Кстати, Владимир Олейников с подробным заявлением о своих правах на башню и на землю ранее обращался к прокурору Хабаровского края Виталию Каплунову. А вот после этого визита и случился скорый суд, по которому Олейникову присудили снести недвижимость с горы по адресу ул.Мостовая, 2-б.
Владимир Олейников рассказывает, что если же суд постановил снести строение без указания конкретного здания, то по адресу ул.Мостовая, 2-б находится не только прорабская, которая была построена действительно позднее всех, но и сама башня и два резервуара.
И для пущего тумана, добавил: «башня эта построена в полном секрете войсками НКВД в 30-х годах прошлого столетия и даже тротилом ее невозможно взорвать. Как ее сносить - не известно. Специалисты сказали, что такие сооружения разбираются вручную, приблизительная стоимость разбора башни - 2 млн долларов США, или 60 млн рублей».
Крутая дорога
Мы выехали на место, чтобы самим во всем убедиться: действительно ли башня такая старинная? и каково ее было истинное предназначение?
К башне ведет крутая дорога. Срезав бульдозером часть сопки, именно такой проезд проделал в начале 90-х арендатор этого странного комплекса на семи ветрах Владимир Олейников. До этого, по словам нашего гида, к башне можно было добраться лишь пешим ходом по обрывистому склону, заросшему мелколесьем.
Рядом с башней располагаются еще два бетонных резервуара в форме массивных кастрюль, накрытых наглухо многотонными каменными крышками с воздухоотводами. Общая площадь каждого такого резервуара, опять же по документам - 132,6 кв.м. Между ними - совсем новое строение - прорабская из туфоблоков, которую наполовину уже растащили. Вот такой странный и необычный комплекс зданий и находится на сопке с адресом: ул.Мостовая, 2-б.
По-сути, именно в начале 90-х, когда началась активная реконструкция башни под бизнес-центр, специалисты стали гадать: что же это за сооружение хотели построить и не опасно ли здесь вообще находиться. Местные архитекторы высказывали разные версии. Одни говорили, что башню начали строить то ли в 30-е, то ли в 50-е годы прошлого столетия. В 70-е якобы ее пытались достроить, но потом, по неизвестной причине, опять бросили.
Одни версии
По одной из версий, здание строилось для Горводоканала. Правда рядом никаких водопроводных сетей не обнаружили. С какой целью надо было строить водонапорную башню в лесу, каким являлся данный район в 30-е, 50-е, 70-е, и даже сейчас?!
Еще говорили, что башню строили в одно время с подводным тоннелем под Амуром. Она должна была стать компрессорной станцией принудительной вентиляции. Ведь в те годы поезда тянули паровозы, а им для тяги в топках нужен был приток свежего воздуха. Но, как оказалось, декаподам хватало естественной вентиляции в тоннеле. Строительство башни было прекращено, а здание заброшено.
Привязку башни к тоннелю сделал и известный хабаровский краевед Анатолий Жуков. По его словам, строительство башни велось с 1936 по 1939 гг. для обслуживания тоннеля под Амуром: в башне должен был находиться водонапорный котел для откачки воды из тоннеля. Строительство приостановили, когда разведке стало известно, что в Китае башню видно как ориентир для бомбардировки железнодорожного моста. Объект планировалось разобрать, однако началась война и о башне забыли. Хотя неизвестно, как предполагалось откачивать воду из тоннеля, если башня находится так далеко от этого сооружения? А если башня наоборот, должна была служить для затопления тоннеля, то почему резервуары такие маленькие. Не проще ли было затопить тоннель через кингстоны речной водой?
Сам Владимир Олейников говорит, что при производстве работ было установлено, что под зданием, в скале, имеются обширные помещения, объемом намного больше, чем снаружи. Осматривать их полностью не стали - в связи с внезапным затоплением помещений водой. Входы замуровали бетоном и теперь туда не пробиться. Г-н Олейников предполагает, что здание предназначалось для производства и хранения бактериологического оружия. В пользу этой версии говорит и наличие на базе КАФ неких подобных хранилищ. Мол, строительство их начали войска НКВД в конце 30-х гг., и приостановили в начале 42-го. По версии Олейникова, строительство заморозили, поскольку стало ясно, что Япония не нападет на СССР.
Г-н Олейников также сообщил, что пытался найти строительные документы на башню. Однако его запросы в архивы, в том числе и в Москву, не принесли результата. Документы либо были уничтожены, либо строго засекречены, что подтверждает версию и стратегическом назначении здания. Так, к примеру, в 2005-м году начальник УФСБ по Хабаровскому краю А.Костиков сообщил, что «незавершенных строительством объектов в районе моста через Амур ФСБ не имеет». «Объектов в районе мясокомбината и около моста через Амур - построенных или законсервированных (недостроенных) никогда не существовало в Дальневосточном военном округе» - пишет зам. командующего войсками ДВО по строительству и расквартированию войск Н.Лудченко.
И никто не обратил внимания, что еще несколько лет назад хабаровчане на дне одного из резервуаров в башне нашли журнал под названием: Книга №9 - Техно-рабочий проект, с заглавием: «Министерство обороны СССР, войсковая часть 54240». Но никто про эту секретную часть толком узнать ничего так и не смог.
Рабочий проект
Как нам удалось выяснить, в/ч № 54240 - так шифровался Центральный проектный институт №20 (20 ЦПИ) Министерства обороны СССР. И занимался он исключительно проектированием объектов ПВО.
Известно, что Центральный проектный институт №20 был основан в 1945 г. в составе строительного комплекса Министерства обороны для решения задач укрепления обороноспособности страны. Поэтому и строить такую башню могли только после войны, когда было известно, что она не может быть ориентиром для противника. Противник тогда был разбит.
Зачем такие массивные сооружения было строить для «глушилок»? Так они сами были немаленькие. Вес одного КВ «Вяз-М2» - 1 тонна. Кроме того, этому прибору необходимо было интенсивное воздушное охлаждение (не менее 600 куб.м/ч притока воздуха). Ведь подобная аппаратура при работе сильно разогревалась.
Два купола - каменные кастрюли у башни - это местные кондиционеры. Разогретый воздух с передатчиков должен был там охлаждаться. А сам воздух для охлаждения засасывался сверху, фильтровался и нагнетался в резервуарах уже самой башни. Так что, похоже, тайна «Вороньего гнезда» раскрыта окончательно! Так зачем ее сносить?