«Если читатель рассказал все именно так, как и было, то действия Госавтоинспекторов, мягко сказать, незаконны», - оперативно прокомментировал эксперт, хабаровский правозащитник Сергей Табатчиков, пока на наш запрос краевые инспекторы отмалчиваются уже целый месяц, с 24 февраля с.г.
- Вообще, с таким случаем в практике не встречался, но по моему это бред, - говорит Сергей Табатчиков. - Это не коммерческий груз, и замороженный (зима), в ГИБДД должны были сослаться на правила, точнее ПДД и специальные правила (пункт правил), которые запрещают.
Как пояснил эксперт Сергей Табатчиков, вообще-то, в Правилах дорожного движения есть есть целый раздел №23 «Перевозка грузов», где как раз в подпункте 23.5 сказано: «Перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами». Они составлены на основе Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 1957 года и Правилами перевозок грузов (ППГ) автомобильным транспортом от 2011 года.
Читаем: «навоз является опасным грузом (инфекционные вещества - содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных), допущенным к перевозкам автомобильным транспортом (подкласс опасности 6.2, сюда же относятся фекальные вещества, порожняя тара и мешки, и даже брезенты)». Это указано в Приложение 7.3 к Правилам перевозки опасных грузов (ППГ) автомобильным транспортом.
А вот в самом европейском ДОПОГ, в приложении «А», указаны исключения, когда положения об опасных грузах не применяются. В частности, «положения ДОПОГ не применяются к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки».
И далее: «перевозка инфекционных веществ, в том числе навоза производится с соблюдением требований - предварительной обработкой кузова автомобиля, дезинфицирующими растворами и дезодорантами, уничтожающими неприятные запахи».
А также, «в зимнее время допускается перевозка инфекционных веществ в открытых кузовах».
То есть, Николай Семенко, который вез навоз, как частник - не мог быть оштрафован, как перевозчик опасного груза, так как попадает под исключения ДОПОГ, ведь груз он перевозил для себя. А предварительную обработка кузова авто он вполне мог произвести дезинфицирующими растворами типа «Доместос» или разведенной хлоркой.
- Поэтому он не мог быть оштрафован на 2 тыс. рублей, как нарушавшего ч.1 ст.12.21.2 КОАП РФ (перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы), так как опасный груз не вез, - заключил Сергей Табатчиков. - Он должен обжаловать постановление ГИБДД в суде, или же сами Госавтоинспекторы немедленно отозвать этот документ.
Кстати
К перевозке опасных грузов для коммерческих целей допускаются соискатели, имеющие непрерывный водительский стаж работы на автомобиле данной категории не менее 3 лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.
Программа представляет собой сочетание основного (базового), дополнительного и специального курсов и рассчитана на 2 дня.
По окончании обучения выдается удостоверение международного образца: ДОПОГ-свидетельство.
Стоимость обучения по курсу «Правила перевозки опасных грузов» для водителей от 5,9 тыс. рублей.
Справка
Реестр образовательных учреждений, допущенных в Хабаровском крае к подготовке водителей, перевозящих опасные грузы:
- Хабаровский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства, Хабаровск, ул. Карла Маркса, 96.
- «Инженерно-консультационный центр» (НОУ ДПО «ИКЦ»), Хабаровск, ул. Карла Маркса, 96-а, оф. 321.
- Хабаровская юношеская автомобильная школа (ФАУ «Хабаровская ЮАШ»), Хабаровск, ул. Иртышская, 28.
- Хабаровская объединенная техническая школа ДОСААФ, Хабаровск, ул. Локомотивная, 12-а.
По данным Ространснадзора.