Исчезли в спецхранах
К примеру, в Екатеринбурге, есть целый литературный квартал! А что у нас, на Дальнем Востоке? Во Владивостоке чуть не застроили многоэтажкой старинную усадьбу 1880-х - дом Элеоноры Прей в Почтовом переулке, 5/2 (успели снести флигель) - американки, которая в письмах прекрасно описала целую эпоху России - жизни Владивостока в конце XIX - начале XX века. Об этом вышло несколько книг с ее дневниками и заметками. Еще в краевой столице Приморья в 2013 году открыли книжный клуб «Невельской» - проект Тихоокеанского издательства «Рубеж» и Владивостокского ПЕН-центра - Pacific Book Club. Пожалуй, это все.
В Хабаровске давным-давно снесли двухэтажный дом, где жил писатель, путешественник Владимир Арсеньев. Музей-квартиру писателя Анатолия Вахова в Хабаровске, по ул. Ленина, 69, так и не выкупили.
Ах, да! Был еще у нас Дальневосточный литературный музей (с историко-литературными функциями - единственный за Уралом!) по адресу - Хабаровск, ул. Тургенева, 69. Его торжественно открыли 24 декабря 1981 года - в день 80-летия со дня рождения Александра Фадеева - одного из основателей Дальневосточной писательской организации.
Музейная коллекция насчитывала 30 тыс. экспонатов основного фонда. В 1992 году музей, якобы, вошел в состав краевого музея им. Н.И. Гродекова и исчез в спецхранах. Но на самом деле, я убежден, что его попросту разгромили... По-тихому растащили... Здание отобрали. И мало что осталось теперь в тех спецхранах...
Наши литературные достижения
В России больших историко-литературных музея теперь всего два - это Государственный литературный музей (ГЛМ) в Москве и Музей института русской литературы в Санкт-Петербурге - Пушкинский дом.
А ведь уникальная и бесценная экспозиция Дальневосточного литературного музея в Хабаровске была расположена в пяти залах отдельного здания и показывала развитие литературы на Дальнем Востоке, начиная с XVII века. В музее были собраны уникальные документы, первые издания русских писателей, книги с автографом, рукописи, личные вещи, фотографии. Пройдемся по тому музею...
В экспозиции первого зала (XVII-XIX вв.), если верить путеводителю 1991 года, была книга священномученика и исповедника «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Также изданный в Париже в 1768 году на французском языке труд С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки», книги: «Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке России» Г.И. Невельского, «Путешествие в Уссурийском крае» Н.М. Пржевальского, «Путешествие по Маньчжурии, Китаю и Японии» М.И. Венюкова, оттиск карты Сибири XVII в., составленной С.У. Ремезовым в 1699 году.
Кроме того, труд И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада» и подлинные куски обшивки царского фрегата российского военного флота «Паллада», на котором с дипломатической миссией в Японии побывал вице-адмирал Е.В. Путятин, и затем, в январе 1856 году корабль был затоплен в бухте Константиновской (сегодня Постовая) Императорской гавани - ныне Советской Гавани.
Экспозиция второго зала рассказывала о развитии литературы на Дальнем Востоке в годы революции, Гражданской войны, в 20 - 30-е годы. Здесь был на обозрение выставлен сборник стихов Н.Н. Асеева (Штальбаума) «Бомба», изданный во Владивостоке в 1921 года, который является раритетом (тираж был сожжен интервентами вместе с разгромленной типографией).
Также, представлен сборник Г.Я. Отрепьева (псевд. Амурский, Алмазов) «Лучи красных дум», изданный в Хабаровске в 1920 году и иллюстрированный городским художником-графиком Н.П. Наумовым (участник объединения хабаровских художников-авангардистов «Зелёная кошка», автор выставки, организованной Красным поездом им. Л.Д. Троцкого в 1921 году).
А еще были произведения П.С. Парфенова, автора партизанского гимна «По долинам, по загорьям» памяти Сергея Лазо, оттиски стихов поэта К.Л. Рослого, военного комиссара, поэта и журналиста В.М. Кручины, публициста А.П. Гайдара (Голикова) - с 1932 года разъездного (специального) корреспондента «Тихоокеанской звезды», начавшего в Хабаровске повесть «Военная тайна» («Такой человек»), где потом появился и знаменитый на весь мир герой - Мальчиш-Кибальчиш.
Первые издания книг нашего земляка-дальневосточника, «писательского министра» А.А. Фадеева - «Разгром», «Последний из Удэге», «Молодая гвардия» с дарственными надписями. Детство и юность Фадеева в 1908-1921 гг. прошли в Южно-Уссурийском округе - ныне Приморском крае, в Хабаровске он был ответственным редактором журнала «На рубеже» - впоследствии - «Дальний Восток» в 1935-36 гг.
Экспозиция третьего зала рассказывала об участии дальневосточных писателей в Великой Отечественной войне. Четвертый зал - о послевоенном периоде и о литературе в 60-е годы. В частности, здесь был экземпляр журнала «Дальний Восток», где в первоначальном варианте (1946-1947 гг.) опубликован роман В.Н. Ажаева «Далеко от Москвы», отмеченный Сталинской премией I степени за 1948 год, стихи П.С. Комарова - лауреата Сталинской премии III степени (посмертно, 1950 года).
И пятый зал - выставочный, для проведения встреч, вечеров и чтений. Но это все было, было... Где теперь все эти книги и экспонаты?
Для нового, современного Дальневосточного литературного музея, полагаю, кроме восстановления прежних, необходим и шестой зал - многофункциональный трансформируемый мультимедийный комплекс, который позволял бы побывать в музее и показать достижения русского литературного Дальнего Востока всему миру.
Нужна система ценностей
Напомню, в соответствии с поручениями главы нашей страны, по итогам Российского литературного собрания, 12 февраля еще прошлого года в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям под председательством Михаила Сеславинского состоялось расширенное совещание по подготовке предложений о проведении в 2015 году в России Года литературы. Это и было закреплено Указом №426 от 12 июня 2014 года.
«О том, что нам нужна прочная духовная, историческая основа, что мы должны беречь свои национальные истоки», глава говорил уже в Послании Федеральному Собранию 4 декабря прошлого года. Тогда же, все ближе, мы подходили из Года культуры (2014) к Году литературы (2015).
Указом №808 от 24 декабря 2014 года также утверждены «Основы государственной культурной политики России». В этом документе отражено отношение к культуре как к миссии, как к общественному благу и историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов. Ведь именно их нам сегодня особенно и не хватает.
Глава государства заявил, что в фокусе внимания в 2015 году должны быть «вопросы обеспечения свободы творчества, сохранения и использования в целях воспитания и просвещения материального и нематериального культурного наследия народов России, развитие русского и национальных языков, литературы, создание благоприятной для формирования личности информационной среды».
А уже на совместном заседание Госсовета и Совета по культуре и искусству 24 декабря прошлого года подчеркнул, что «каждому региону было бы полезно составить своеобразный «культурный пакет»...»
Вот поэтому я и призываю в этот «культурный пакет» достижений и примечательных мест включить новый старый литературный музей. Его еще нет, но он же был и его надо восстанавливать. А еще достать и предъявить из спецхранов обществу 30 тыс. экспонатов Дальневосточного литературного музея! Если они сохранились.
Открыть музей возможно 24 декабря 2015 года - к 114-летию со дня рождения русского, советского писателя-дальневосточника Александра Фадеева, годовщине принятия «Основ государственной культурной политики России» и спустя 23 года после закрытия закрытого Дальневосточного литературного музея.
Времени должно хватить. А мы, хабаровчане, готовы и будем помогать в восстановлении литературного храма. Об этом я и написал письмо Владимиру Путину.
Комментарии
Борис Сумашедов, публицист, исследователь судьбы В.К. Арсеньева (Москва):
- Статья убедительная, могла бы быть еще больше. В новом музее должен быть прослежен куда шире, чем в советском, путь дальневосточной литературы, включая тех, кто оказался в эмиграции, был репрессирован, ну и т.д. Еще бы надо было бы в этом музее открыть и филиал книжного магазина (не просто киоск, а тоже современный, о которых сейчас стали писать и говорить), где бы посетители музея могли и книгу купить и обсудить ее, и с детьми придти, встретиться с писателями...
Но вот письмо Путину наверное более весомо надо было бы подписать группой писателей и журналистов. Может быть и издателей, и краеведов, историков, ученых, лидеров Народного фронта... Пусть бы было подписей 10-15... И в письме нет самого главного: о чем просишь главу? Чтобы он только поддержал? Но это - не тот масштаб. Если бы было сопротивление местных властей, отказ и т.д., тогда какой-то повод лично написать Путину появился бы. Но, прости, письмо до него, думаю, просто не дойдет. В лучшем случае отдадут Толстому или Мединскому, или министру по делам ДВ (или как он там называется), или спустят губернатору... Может быть я ошибаюсь... Но послать надо! Если уж бить, то во все колокола!
Владимир Иванов-Ардашев, историк и публицист (Хабаровск):
- Я полагаю, письмо должно быть открытым, с публикацией во многих СМИ. И резонансным - тут уж и литераторы должны подключиться.
Что касается экспонатов, то они, разумеется, в краеведческом музее, но не надо обольщаться, что когда-нибудь будут востребованы (слово-то какое, паскудно-канцелярское, но некогда заниматься синонимами!), у экспонатов тоже есть свой век, а демонтаж любой экспозиции зачастую означает утрату либо порчу экспонатов.
Так что лично я, не уверен, что затея с Литературным музеем удастся, и все же нужно побороться. Пусть даже все переместится в виртуальную, информационную сферу... Самое разумное, на мой взгляд, это все же чисто Литературный музей или музеи-квартиры, но, увы, и это хабаровчанам не дано. Так что слава романтикам и безумцам, сражающимся с ветряными мельницами, но их хотя бы помнят.
Кстати
В первоначальном варианте принятой госпрограммы «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона», в подпрограмме №11 «Развитие туризма на Дальнем Востоке» значилось, что «в качестве одного из проектов, которые смогут увеличить туристский потенциал региона, является возможность поднятия и музеефикации затопленного царского фрегата «Паллада»...»
А житель из п. Ванино Виктор Киселев написал нам, что «остов фрегата «Паллада» погребен в шлаке и иле, мореный дуб изъеден червем, сам фрегат разграблен: надстройку и борта спилили водолазы... на сувениры (!), на мебель, на камбузные шкафчики адмиралу. А все, поднятое на поверхность, начинало интенсивно разрушаться в руках».
Справка
Музеи литературные - музеи, специализирующиеся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями и ходом литературного процесса.
* * *
Письмо Владимиру Путину
У нас в Хабаровске был Дальневосточный литературный музей (с историко-литературными функциями - единственный за Уралом!) по адресу - ул. Тургенева, 69. Его торжественно открыли 24 декабря 1981 года - в день 80-летия со дня рождения Александра Фадеева - одного из основателей Дальневосточной писательской организации.
В 1992 году музей, якобы, вошел в состав краевого музея им. Н.И. Гродекова и исчез в спецхранах. Но на самом деле, я убежден, что его попросту разгромили... По-тихому растащили... Здание отобрали. И мало что осталось теперь в тех спецхранах...
Музейная коллекция насчитывала 30 тыс. экспонатов основного фонда, раритетные книги с автографом, в том числе, подлинные куски обшивки царского фрегата российского военного флота «Паллада», на котором с дипломатической миссией в Японии побывал вице-адмирал Е.В. Путятин.
Прошу в объявленный Вами 2015 год - Год литературы помочь и содействовать нам в возвращении здания и экспонатов, восстановлении и открытии Дальневосточного литературного музея - литературного храма.
Полагаю, что времени хватит, и открытие возможно 24 декабря 2015 года - к 114-летию со дня рождения русского, советского писателя-дальневосточника Александра Фадеева, годовщине принятия «Основ государственной культурной политики России» и спустя 23 года после закрытия закрытого Дальневосточного литературного музея.
Приглашаю Вас, Владимир Владимирович, от имени простых хабаровчан, благодарных за помощь при расселении после наводнения на Амуре, на открытие литературного музея, тогда его точно никто больше не закроет и не растащит!