Хроника пикирующего ДОСААФ

Руководит воздушным подразделением краевого общества человек, не имеющий летного образования, до определенного времени работавший завхозом

 Сообщение об аварийной посадке самолета Ан-2 в лесу под Хабаровском 28 июня большого ажиотажа в прессе не вызвало. Да и распространяли его местные и федеральные СМИ, скорее, от того, что были выходные, когда ставить в информационные сводки нечего. И сообщали-то сдержанно, ссылаясь на данные ГУ МЧС, что это была «вынужденная посадка».

Руководит воздушным подразделением краевого общества человек, не имеющий летного образования, до определенного времени работавший завхозом

 Редкие медиаресурсы дали подробности этой аварии. К примеру, почти никто не сообщил, что на борту самолета находился генеральный директор Дальневосточной генерирующей компании (ОАО «ДГК») Михаил Шукайлов. А перевозил досаафовский борт туристическую группу, где старшим был заместитель генерального директора по сбыту ОАО «ДГК» Дмитрий Богдановский. Эти данные распространило руководство ДОСААФ России, уточним, федеральное, не местное.

В ведомстве уточнили, что на борту самолета Ан-2, принадлежащего Хабаровскому краевому аэроклубу им. Летчиков-героев спасения челюскинцев ДОСААФ, и выполняющего рейс: аэропорт «Динамо» на Втором Хабаровске - посадочная площадка Самарга в Тернейском районе Приморья, было пять пассажиров, а не семь, как передавали ранее в ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.

Бензиновая версия

Корреспонденту удалось поговорить с командиром воздушного судна Ан-2 Александром Дороховым, который госпитализирован с легкими ушибами в краевую клиническую больницу №1. По его словам, планируемое время в пути должно было составить два часа. Лету до Самарги - 400 км. Но они долетели всего лишь до контрольной точки - п. Сита района им. Лазо Хабаровского края. Это - 69 км от Хабаровска.

- Почувствовали, с двигателем что-то не то, - сообщил командир Ан-2. - И повернули назад.  Отказ двигателя произошел за 12 км до аэродрома Хабаровск-2. Он чихнул и мы посыпались. Планировали с высоты 200 метров. Немного не дотянули до поляны. Правой плоскостью зацепили за дерево, и нас развернуло на 180 градусов.

Жертв, слава богу, не было в результате этой аварийной посадки в лесополосе, недалеко от поселка Некрасовка.

После осмотра пострадавших, врачи констатировали тяжкие телесные повреждения у трех человек, а у остальных - многочисленные ушибы. Больше всех пострадал второй пилот Ан-2 Олег Федоренко, который находился в правой части кабины. У него сломано бедро. Сейчас он госпитализирован в краевую клиническую больницу №2.

Как рассказал первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю полковник Денис Ильинов, пострадавшие были эвакуированы двумя рейсами вертолета. К месту аварии прибыла комиссия от ДОСААФ России.

Уже известно, что на борту Ан-2 перегруза не было. В самолете общей вместимостью 12 человек, летела туристическая группа высшего энергетического менеджмента Дальнего Востока - 5 человек. Среди груза: надувной плот, лодочный мотор. Группа собиралась сплавиться по реке. А через три дня, в воскресенье, вылететь назад, в Хабаровск. Самолет должен был их ждать на стоянке.

Ан-2 ДОСААФ прошел ремоторизацию, и работал не на авиационном, а на обычном автомобильном топливе марки Аи-95. Эксперты говорят, что летом предел такого горючего плюс 28 градусов, потом он кипит в баке, перегревается движок. Это - одна из версий, по которой двигатель могло заклинить.

Военным следственным отделом СКР Хабаровского гарнизона по факту авиационного происшествия традиционно возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).

Напомним, это уже второе ЧП в Хабаровском краевом аэроклубе ДОСААФ за последний месяц. 8 июня в 37 км северо-западнее поселка им. Полины Осипенко Хабаровского края разбился вертолет Ми-8, принадлежащий все тому же авиаклубу. Подчеркнем, погибли пять человек. Военным следственным отделом СКР Комсомольского-на-Амуре гарнизона возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»). Прошел уже почти месяц, но пока не сообщалось об итогах расследования.

Рулят коммерцией

Бывший работник ДОСААФ рассказал редакции, что самолет аэроклуба вообще не имел права осуществлять пассажирские перевозки, поскольку на этот вид деятельности у него нет лицензии. По словам нашего собеседника, руководит воздушным подразделением краевого военно-спортивного общества человек, не имеющий летного образования, до определенного времени работавший завхозом.

- Когда шла реформа ДОСААФ, возглавлял аэроклуб настоящий летный офицер, но его «сожрали». Потом на эту должность выдвинули внука космонавта Павла Поповича, командира полка из Переяславки, - продолжает разговор бывший «досаафовец». - Однако кандидатура летчика по непонятным причинам не прошла. И вот на этом месте сегодня рулят совсем иные люди, которые, похоже, во главу угла ставят коммерческие приоритеты?

Как сказал наш собеседник, согласно уставным положениям, ДОСААФ может совершать полеты при поисково-спасательных работах, осуществлять авиадежурства в системе поиска, помогать органам власти в ликвидации последствий катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций.

- Возить рыбаков и охотников на пленэр эта организация не имела никакого права, - говорит наш источник. - И нынче отельные «предприниматели» военно-патриотического ведомства находят завуалированные формы для коммерческих полетов.

Полсотни зданий

Стоит напомнить, что краевую организацию ДОСААФ трясет уже несколько лет. Так, в 2010 году предъявили обвинение бывшему председателю - тогда еще регионального РОСТО. Уголовное дело, возбужденное по ч. 4. ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупных размерах»), даже передали в суд. Центральный департамент имущества федерального ДОСААФ провел ревизию и... не досчитался почти полсотни объектов.

Назначенный тогда новый председатель краевого отделения ДОСААФ полковник запаса Олег Докучаев на официальной пресс-конференции в феврале 2010-го объявил о том, что намерен вернуть «уплывшую» собственность.

- В период с 1991 по 2009 год РОСТО-ДОСААФ была брошена на произвол судьбы, - искренне возмущался перед микрофонами и телекамерами Олег Докучаев. - Краевая организация влачила жалкое существование. Нечистоплотные руководители этим пользовались и в мутной воде «ловили рыбку». В частности, в РОСТО было продано 47 зданий.

По словам г-на Докучаева, у всех на слуху объекты на Тургенева, 46 - бизнес-центр «Дальрео» с кинотеатром «Голливуд» и фитнес-клубом World Class - бывшее недостроенное здание морской школы. Нет и тира на так называемом «Орловом поле», где раньше готовили биатлонистов. Здание на Муравьева-Амурского, 26, 1937 года постройки просто бросили. А здание на Муравьева-Амурского, 26а, под аркой на «красной линии», внутри двора, где была радиошкола, прежний председатель и продал, не имея на то полномочий.

Прощать не будем

Пресса писала тогда, ссылаясь все на того же Докучаева, что двухэтажный особняк был продан бывшему депутату краевой думы. В РОСТО перечислили 4,5 млн руб., а на следующий день их тут же перевели на другой счет - коммерческой структуре, якобы для строительства нового здания оборонно-спортивной организации по Владивостокской, 20, за гостиницей «Заря». На том месте сейчас стоит китайский ресторан «Дракон Азии». А у ДОСААФ нет ни денег, ни здания. Фирма, которая бралась строить, стала банкротом. Эксперты предполагают, что все эти объекты не могли перейти в частные руки без содействия тогдашнего руководства края.

По словам Олега Докучаева, по всем потерянным объектам готовились материалы в прокуратуру. Руководство ДОСААФ рассчитывало, что хотя бы часть зданий все же удастся отстоять, или хотя бы получить денежную компенсацию.

- Мы обратились с письмом к Генеральному прокурору РФ, и пришел циркуляр в крайпрокуратуру и военное надзорное ведомство о содействии возврату нашей собственности, - говорил два года назад полковник Докучаев.

По словам г-на Докучаева, с возвращением своих бывших зданий и территорий ДОСААФ намеревалась после нескольких лет упадка возродить и свой имидж, став настоящей кузницей будущих защитников страны.

- Все документы по передаче наших объектов третьим лицам по Хабаровску, а также по Комсомольску-на-Амуре, Амурску и Советской Гавани мы направили в прокуратуру, - резюмирует полковник запаса. - Большей частью это должны были быть компенсационные выплаты. К примеру, по зданию на Тургенева, 46. Лиц, которые занимались незаконной продажей нашего имущества, мы прощать не будем.

Лучше плыть

Заметим, что Олегу Докучаеву не удалось вернуть утраченную недвижимость. Более того, он недолго поработал на посту руководителя краевого отделения ДОСААФ. Скорее всего, его «ушли». Теперь полковник занимается по-настоящему любимым делом - организует военно-патриотические и спортивные мероприятия самостоятельно, без ДОСААФ. И, естественно, отказывается от каких бы то ни было комментариев, в том числе, и по поводу упавшего Ан-2.

- Не хочу ничего говорить, - заявил по телефону нашему корреспонденту г-н Докучаев. - Мне нужно делом заниматься, вот международный заплыв опять проводим. По мне лучше плыть с чистой совестью и открытым сердцем. Пусть летают другие, если умеют.

Кстати, неназванный нами бывший работник ДОСААФ, слова которого мы приводили в первой части материала, на заключительный вопрос, куда вообще «летит» сегодня краевая военно-патриотическая организация, выразился весьма жестко и однозначно, почти матом. А потом разбавил это конкретными фактами: «Уже продали спортивно-технический клуб в поселке Горном, в планах - реализовать помещение военно-патриотического общества в Эльбане. Разве это реформа? Ведь, когда уйдут ушлые менеджеры, как из Минобороны, придется опять догонять вчерашний день».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру