На птичьих правах за рыбью долю

В раздел земли с прудами под Елабугой оказались вовлечены высокопоставленные лица

В раздел земли с прудами под Елабугой  оказались вовлечены высокопоставленные лица
За пять лет вместо рыборазведения Анатолий Бабешко хорошо освоил бумаготворчество

Пока специалисты определяются в объемах и видах рыбы, которую планируют вылавливать с прудового хозяйства бывшего рыбколхоза «Биксур», что в 15 км от Елабуги Хабаровского района - там все пересохло и вырос лес. Об этом нам рассказал рыбовод со стажем, хабаровчанин Анатолий Бабешко, который вот уже пять лет бьется как рыба об лед - предлагая чиновникам - краевым и районным - взять и за свой счет восстановить рыборазвод. Но его инициативу топят. А свежей рыбы: обещанных 800 т в год карпов и сазанов, на хабаровских прилавках до сих пор нет. Так кто мешает нам выращивать прудовую рыбы, как делают это в Китае, кормить людей, да еще зарабатывать на этом деньги?

Вода на бумаге

За пять лет вместо рыборазведения Анатолий Бабешко хорошо освоил бумаготворчество. Ведь дальше переписки, у него дело пока не пошло. Зато ему стало известно, как угробили в крае рыбную идею. Как сначала в 1982 году стали воплощать масштабный план Хабаровского крайрыбакколхозсоюза по строительству искусственных прудов недалеко от села Елабуга и разведению там товарной рыбы.

Как в 1994 году пруды наконец-то достроили и за подписью главы администрации Хабаровского района В.П.Филенкова (постановление №691 «О перераспределении земель рыболовецкого колхоза «Красный Маяк»), территорию в 750 га выделили в особое хозяйство. Эту землю отдали в бессрочное (постоянное) пользование специально созданному для ведения рыборазводного хозяйства - ТОО (товарищество с ограниченной ответственностью) «Биксур».

И как затем, в 2003 году, завязав без всякого успеха с товарной рыбой, решили разводить дикую птицу. Именно в тот год под те самые рыбные пруды появилось постановление губернатора Хабаровского края за №159 «Об организации на территории Хабаровского района памятника природы краевого значения «Утиный дом» - для экологического туризма и изучения водно-болотной птицы.

Анатолий Бабешко предлагал организовать выездную комиссию в район бывших прудов, чтобы на месте убедить чиновников: ни прудов, ни рыбы, ни утиного дома давно уже нет. Надо принимать экстренные меры! Но ехать туда никто не собирался. Ведь на бумаге там и вода, и птицы и рыба! К чему же такое чиновничье упорство, или как пишет в своих жалобах Бабешко - «твердолобость»? Оказывается, на то есть причина - бумага ведь не простая - напомним, это постановление губернатора Хабаровского края, за подписью Виктора Ивановича Ишаева.

Но главное, хоть с рыбой, хоть без рыбы, с водой или без, там есть большой кусок земли - 750 га (кадастровая цена 10,7 млн. рублей) и всего в 85 км от Хабаровска!

Преимущественная аренда

Уточним, борьба за землю в активную стадию перешла совсем недавно, а когда в 2008 году Анатолий Бабешко зарегистрировал и стал директором ООО «Рыборазводный комплекс «Вест», - то знать ничего про это противостояние не знал. Компанию он создал специально, рассчитывая, что для восстановления и дальнейшего занятия товарным рыбоводством получит в долгосрочную аренду земли бывшего рыбхоза «Биксур» с искусственными прудами.

Но чиновники вдруг уперлись, стали утверждать, мол, пруды находятся в федеральной собственности и Хабаровский районный комитет по управлению имуществом не вправе распоряжаться федеральной собственностью. В Росимуществе отписали, что эти «естественные водоемы» находятся в госсобственности и ведомство ими тоже не вправе распоряжаться.

Потом оказалось, что эти земли с прудами (то ли искусственными, то ли теперь естественными) как числились, так и числятся в бессрочном пользовании у бесславно почившего ТОО «Биксур». И Бабешко выдали доверенность от районного комитета по имуществу - для уточнения правового статуса прудов. Также на его имя в 2009-м году оформили договор хранения имущества ТОО «Биксур» с последующим, как заверяли, преимущественным правом аренды земельного участка.

В 2009 году, постановлением администрации Хабаровского района за №3534 право пользование земельным участком ТОО «Биксур» было прекращено, само товарищество из ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) исключено, ликвидировано. Стало быть - все стало кругом бесхозное. Но «последующего» и «преимущественного» права аренды на землю и пруды так и не последовало. Выяснилось, что это полносистемное рыбоводное хозяйство еще при жизни ТОО «Биксур» было тихо поделено между несколькими организациями: «Утиный дом» (158 га), охотничье хозяйство «ОНЭКС» с «головным прудом №1» (255 га), и др. А значит, если не ошибаемся, именно им и досталось преимущественное право аренды. Разве не так?

VIP-дом для чиновников

Г-н Бабешко считает, что в 2003 году губернатора края, тогда еще Виктора Ишаева, чиновники от минприроды ввели в заблуждение, подав на подпись обоснование о целесообразности организации на прудах памятника природы краевого значения «Утиный дом». В постановлении к тому же был указан не тот землепользователь, вместо ТОО «Биксур» (действовал с 1994 по 2009 гг), появился какой-то НПС (научно-производственный стационар) «Биксур». Получается, еще один претендент на землю?

Когда Анатолий Бабешко получил на руки отчет по комплексному обследованию территории памятника природы «Утиный дом» с оценкой его современного состояния (госконтракт №66/7 от 25.07.2007 г.)» - то вообще дара речи лишился. Памятник этот разрушили. Да и бы ли он тут вообще?

Вот к какому заключению пришли директор Научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и природопользования (НИИОХП) А.А.Даренский и старший научный сотрудник Ю.М.Дунишенко:

«Утиный дом включал в себя четыре водоема, разделенных дамбами и сетью дренажных каналов с перепускными шлюзами в бетонных плотинах, образующими единый гидрологический комплекс. Все гидротехнические сооружения пришли в полную негодность, и началось интенсивное зарастание древесной растительностью (кустарником) берегов, а там, где вода ушла - и ложа бывших водоемов. За пять лет «утиного дома» более трети памятника природы утратило свое первоначальное значение».

И главный вывод: «В сохранении и приумножении водно-болотной дичи территория, в силу своей незначительной площади и ограниченности кормовых ресурсов, а также расположения в непосредственной близости огромного количества естественных водоемов в бассейне реки Немты, существенной роли не играет. Предлагается ликвидировать памятник природы «Утиный дом», утративший свое значение».

Но неужели раньше тут не протекала река Немта и не было огромного количества водоемов? Неужели раньше размер природного памятника в 158 га - считался большим? Или же «Утиный дом» создавался для вытеснения истинного владельца земли?

При создании «утиного дома», ведь предполагалось, что орнитологический комплекс будет выполнять еще и роль буферной зоны заказника «Бобровый» (он граничит с прудами), так как только к «утиному дому» проходит единственная в районе автодорога. Но о каком буфере можно говорить, если там появилось охотничье-рыболовное хозяйство «ОНЭКС» и стало пользоваться успехом у краевой элиты. VIP-охотников не раз видел сам Бабешко.

Кроме того, на берегу прудового хозяйства вырос и необычный VIP-дом. По документам он числился в с. Елабуге, т.е. за 15 км отсюда, но почему-то материализовался в границах рыбхоза «Биксур». Как выяснил Бабешко, дом принадлежит тому самому охотничьему хозяйству, с научным уклоном (оказывается и такое бывает!) - Хабаровской общественной организации «ОНЭКС» (охота, наука, эксперимент). Именно это общество предоставило бизнес-план зампреду правительства Хабаровского края - министру природных ресурсов Г.Е.Почеревину (вышел на пенсию в 2009 г.), где открыто говорилось о завершении ремонта базы отдыха на 12-15 человек и недвусмысленно намекалось на вип-охоту. И тот его одобрил.

Рыбная территория

Анатолий Бабешко показывает документ - приложение №2 к тому самому губернаторскому постановлению №159 о создании «Утиного дома». Документ называется «Режим особой охраны памятника природы краевого значения «Утиный дом». Так вот, на территории «Утиного дома» запрещались всякие стройки, а еще - «любые действия, приводящие к уничтожению водоемов и их частей, а также к изменению гидрологического режима, в том числе забор и сброс вод, устройство запруд и т.д.».

Это приложение, заметим, вышло уже после отчета ученых, а значит, мы можем констатировать, все что запрещалось в постановлении, успешно выполнено!

Как подчеркивает Анатолий Бабешко, вся стройка велась на землях сельхозназначения, где запрещается любое строительство. Так может земли эти уже другого назначения? Что же за заколдованная это земля, которая меняет собственников как перчатки?

Действительно, первый замминистра природных ресурсов края А.А. Сидоренко сообщил, что «министерство собирается переводить земли сельхозназначения с водоемом «Биксур» в категорию земель водного фонда, сформировать на водоеме участок (уже даже не пруд!) для товарного рыболовства и передать его в пользование на конкурсное основе». Но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Лишь в очередной раз нашли повод отказать в передаче в пользование ООО «Рыборазводный комплекс «Вест» этой бывшей рыбной территории, которая высохла и заросла лесом.

- Еще год и рыбхоз с бывшими прудами, которые строили для продовольственной безопасности края, в том числе, что пополнения молодью естественных водоемов будет безвозвратно утерян, - констатирует Анатолий Бабешко. - Обидно, ведь вместо того, чтобы кормить свежей рыбой хабаровчан, мы тратим время на переписку с чиновниками, которые пока на берегу реки Бирксур устроили для себя охотничью заимку.

Как предположил Анатолий Бабешко, огромная территория может быть в любой момент выведена из оборота, как только ученые дадут заключения, что категория земель водного фонда не соответствует действительности. И строй себе коттеджи. Собственно из-за этой земли и начался многолетний бумажный переполох, куда оказались вовлечены высокопоставленные лица. Ну, а пока Анатолий Бабешко на птичьих правах бьется за рыбью долю.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру