Жители посёлка Заветы Ильича, вблизи которого будет строиться порт, по заверению представителей компании-инвестора, получат полный доступ к проектной документации и возможность контролировать каждый этап стройки, особенно в части экологической безопасности. А после того, как предприятие заработает, 10 процентов от его прибыли будет перечисляться в специально созданный общественный фонд – для решения насущных социальных и инфраструктурных проблем посёлка.
Сказать, что разговор был простым и проходил в исключительно в миролюбивом ключе, нельзя. Все-таки перспектива соседства с угольным терминалом не может не вызывать объективные опасения людей. Многие дальневосточные причалы строились еще в советское время, а внедрять современные технологии пыле- и шумозащиты их собственники до сих пор не спешат.
В этом плане проект холдинга «А-Проперти» можно назвать принципиально иным: уже на уровне концепции главной его особенностью была заявлена экологическая безопасность. В качестве примеров для подражания инвестор рассматривал терминалы Ванкувера и Брисбена – городов, жители которых практически не замечают «угольного» соседства, поскольку ни пыли, ни грохота в портах нет. Для эффективного пылеподавления в «Порту Дальнем» планируется реализовать целый комплекс специальных решений от известной компании Stacker, при том, что работы, связанные с повышенным пылеобразованием (такие как опрокидывание вагонов) на финальном этапе завершения строительства вообще будут производиться в закрытых ангарах.
Однако жители Заветов с этой концепцией знакомы не были, они делали свои выводы по материалам СМИ и первой, довольно общей, презентации проекта, где были представлены условные иллюстрации и фотографии других терминалов. Руководители «Порта Дальнего» признают, что им не удалось с самого начала в полной мере обеспечить полноценное информирование населения, и теперь они хотят скорректировать общественное мнение.
Для этого в Заветах Ильича в ближайшие дни заработает общественная приемная, где любой желающий может получить информацию по терминалу из первых рук.
Проект терминала, как было объявлено на встрече, ещё не закончен, он дорабатывается, причём с учетом тех критических замечаний, которые уже поступили от экологов и общественников. Вся дальнейшая работа над этим проектом будет вестись фактически при участии местных жителей.
Надо сказать, что далеко не все в Заветах склонны видеть в возведении порта больше минусов, чем плюсов. Поговорив с местными жителями, наши корреспонденты отметили: люди помоложе, особенно мужчины трудоспособного возраста воспринимают этот проект с большим интересом, тогда как пенсионеры – в основном, с опаской.
– Это нормальное развитие для поселка, наконец-то новые рабочие места появятся для жителей, – в один голос говорят Руслан Чувайлов и Андрей Лосицкий, жители Заветов.
– А не боитесь, что здесь будут проблемы с экологией, пойдет угольная пыль, поскольку были уже негативные прецеденты? – пытаемся спровоцировать молодых людей на критику.
– Я надеюсь, они устранят эти моменты. Надзорные организации должны не допустить этого, – уверен Руслан Чувайлов.
Татьяна Поркина, коренная жительница Заветов, тоже ничего против не имеет:
– Я тут с самого детства живу, я тут родилась, – говорит Татьяна. – На том месте, где собираются строить терминал, всегда была мусорка, ничего хорошего там не было.
– А когда будет построен терминал, вы не планируете устроиться туда на работу?
– Хотелось бы, если возьмут, - не скрывает заинтересованности Татьяна Поркина.
Юрий Краснов, еще один из «заветовцев», опрошенных нами на улице, тоже не выразил беспокойства по поводу «Порта Дальнего».
– Появятся новые рабочие места, население будет занято, начнется реальное благоустройство поселка, ремонт, – уверенно говорит он.
Вообще, создалось впечатление, что на улице и в месте, где проходила встреча, были люди из разных городов. Но нет – все из Заветов Ильича, просто по-разному относятся к проекту. Такая вот любопытная демократия в отдельно взятом приморском посёлке с населением около восьми с небольшим тысяч.
Что, безусловно, объединило две эти социальные группы – так это заявленная инвестором инициатива о создании общественного фонда Заветов Ильича. Идею делиться десятью процентами прибыли в интересах посёлка позитивно воспринимают все. При этом представители «Порта Дальнего» озвучили принципиальную позицию собственника: распределением средств из фонда должны заниматься только сами местные жители, предприятие не будет в этом участвовать.
В том, что процесс этот будет сопровождаться жаркими дискуссиями, можно не сомневаться: планов и пожеланий у жителей Заветов предостаточно. В этом мы тоже могли убедиться, общаясь с людьми на улицах. Вот лишь некоторые из их высказываний.
– На строительство детских площадок, дорог можно, если можно, бассейн – у нас тут ничего такого нет, или спортивный комплекс...
– Чтобы места были для отдыха вот такие, чтобы посидеть и отдохнуть вечером, прогуляться...
– Перво-наперво – это дороги, потом, у нас у всех внуки, дети, я бы очень хотела, чтобы что-то было для детей сделано: у нас ни секций нет по большому счету, ни спортивных комплексов, ни детских площадок...
– Еще у нас не хватает парка с аттракционами, куда бы можно было привести деток...
Сама по себе идея создания общественного фонда, который будет распоряжаться частью доходов от работы нового порта уникальна – ничего подобного нигде в России пока что не было. Она кажется людям действительно предельно простой и понятной. Предприятие строится «на нашей земле», говорят они, значит должно заботиться о посёлке.
Но инвестор «Порта Дальний» этому как раз не противится, и такое отношение местных жителей к «пришлым бизнесменам» считает совершенно нормальным. Теперь же, когда удалось вступить в конструктивный диалог с самыми ярыми оппонентами строительства, у этого соседства действительно начали появляться признаки складывающегося социального партнёрства. И есть надежда, что такое сотрудничество станет своего рода примером для всего российского бизнеса.