Чему учиться на курсах для взрослых в Хабаровске

17.11.2019 в 10:40, просмотров: 1473

Сегодня Хабаровск настолько перенасыщен познавательными лекциями и мастер-классами, что горожане порой не знают куда пойти. Но мы не стали долго думать и отправились на самую заманчивую: «Где жил Айболит. Критический способ анализа фактов». Оказалось хабаровский ученый занимался этим вопросом два года. Но мы попытались выяснить – а нужно ли взрослым учиться? И чему можно научиться на лекциях? Ну и где, все-таки, жил Айболит?

Чему учиться на курсах для взрослых в Хабаровске

Учиться и учиться

Встреча в неформальной обстановке прошла 13 ноября, поздним вечером, когда все уже спешили с работы по своим делам. Но не те 40 человек, что собрались в аудитории «М-холл». Молодые парни и девушки спешили в аудиторию и занимали места поудобнее. Для одних тема предстоящей лекции вызывала смех и недоумение, а другие с нетерпением ждали начала.

Долго ждать им не пришлось – после 10-ти минутного ожидания вышел лектор Дмитрий Штарёв. Хабаровский учёный-физик решил выяснить, был ли реален доктор Айболит, пожалуй, самый известный герой сказок Корнея Чуковского. К слову, Айболиту в этом году исполняется аж 100 лет со дня первой публикации, так что исследование ученого завершилось как раз на юбилей сказочного героя. Однако не только громкая дата так захватила хабаровского ученого: по его словам, такой подход к информации может пригодиться для развития критического мышления и понимания, что на все вопросы всегда есть ответы.

Площадку для выступления кандидата физико-математических наук предоставили организаторы проекта «Глаголь» – Роман Авилов и Эмилия Хмеленко. Они решили создать новый формат общения: есть тема, собеседник-эксперт и гости. Ограничений по тематике нет никаких: бизнес, наука, политика, литература, музыка, управление и т.д. Эти ребята причастны ко многим проектам в краевой столице: СМИ и авторские программы в них, управленческие тусовки и семинары, деловые игры, творческие вечера всевозможных форматов и фестивали.

Но  вернёмся лучше к Айболиту. Так вот, лектор Дмитрий Штарёв два года изучал знаменитого доктора и дошёл до того, что выяснил на какой улице и в какой стране жил персонаж Корнея Чуковского.

Думаете шутка? Нет, если учёному поставлена задача, то его мозг начинает работать совершенно особым способом. Он видит, как эту проблему можно разложить на отдельные составляющие и начать её решать.

– Такая идея возникла после того, как я начал читать известное произведение Корнея Чуковского вместе с сыном, – рассказывает Дмитрий Штарёв. – Оно довольно небольшое, но у него очень насыщенный сюжет. В этом, я считаю, проявляется большой талант Чуковского, ведь писать стихотворные произведения детям – верх мастерства. Меня, как учёного, заинтересовал вопрос – занимался ли кто-нибудь анализом того, где жил доктор Айболит? Я начал исследование с литературного поиска и в доступных источниках нашёл несколько вариантов того, с какого континента Айболит приближался к Африке. Мне эти теории, как учёному, в корне не понравились, потому что в них я увидел очень много вольностей и каких-то не подкреплённых фактами аргументов.

Например, в одной из теорий Дмитрий Штарёв нашёл предположение, что маршрут доктора Айболита начинался с территории американского континента. Но простейший поиск по ряду открытых источников показал, что не было китов, которые бы мигрировали в конце 19 века с американского побережья через весь индийский океан до африканского побережья. Всё, значит эта теория разбита в пух и прах – понял хабаровский физик.

Ключ - в плане

Для себя Дмитрий составил первый тезисный план, который родился буквально за пол дня. В нём учёный проследил путешествие доктора Айболита. Он выделил для себя три вопроса: из какой точки герой книги начал своё путешествие, каким был его маршрут и когда он его начал.

– Я попытался разложить исходные данные для расследования, и обозначил для себя шесть решений: Айболит жил в том месте, где живут животные описываемые в начале произведения, по пути к Африке доктор бежал по полям и лугам, по пути он упал в снег, где его спасли волки, на них он добрался до моря в котором плавал кит, затем он высаживается на сушу, где полз через гору, после чего на орлах добрался до места назначения. Эти шесть условий взяты из самой сказки, – делится со слушателями Дмитрий Штарёв.

А в Африке, а в Африке...

Дальше учёный восстановил маршрут Айболита по Африке. По его словам, доктор начал свой путь по континенту с пустыни Сахары, после чего был перелёт на о. Биоко, потом был Занзибар, Калахари и Лимпопо.

– Но если с этим боле-менее понятно, то, как мы можем восстановить отправную точку Айболита? – продолжает свою гипотезу Дмитрий. – Здесь немного сложнее, но гораздо интереснее. Предлагаю вспомнить, что часть своего путешествия доктор совершил на китах. И если мы обратимся к карте тех лет, то увидим, что к территории африканского континента подходит довольно обширное стадо китов. После, эти исследования были мной уточнены.

Так учёный выяснил, что те киты, которые перевозили героя сказки, были из семейства горбатых. Начали они своё путешествие с территории Белого моря, на границе с Карельским полуостровом и случилось это поздней осенью. В полном соответствие как описывал Чуковский в своём произведении, когда писал про снега, а в Карелии снега выпадают очень рано. 

– Дальше я задался вопросом – какие волки вынесли нашего героя к китам? Я решил восстановить ареалы распространения основных видов зверей и понял, что это были обычные евразийские волки семейства С.l.lupus, которые помогли доктору. Такой вывод помог мне определиться с тем, где была отправная точка в путешествии на материке. Я понял, что ареал обитания волков ограничен странами Прибалтики, западными регионами России и территорией Белоруссии. Это позволило мне очертить то место, где жил Айболит, и где же всё-таки он начал свое путешествие. Тут я понял, что у доктора славянские корни, и вся обозначенная территория принадлежит носителям славянского языка, – пояснил Дмитрий собравшимся.

Фактура - из книги

Вопросов у зрителей было много, кто-то предположил, что это был Китай, некоторые высказались в пользу России и Белоруссии. Но ответ на этот вопрос ждал всех впереди. Выслушав общие мнения, Дмитрий продолжил свой рассказ.

– Если мы с этим разобрались, то я предлагаю выяснить место начала путешествия по Африке. Здесь есть тоже некие отсылки в книге – звери ждут появления доктора с моря, не едет ли в кораблике Айболит, и горы должны быть высотой не менее 2,5 тысячи метров, потому что есть цитата о том, что горы уходят под облака. В Африке они присутствуют в большом количестве – это и Атласские горы, и Драконовы в южной части африканского континента, но мы делаем выбор в пользу Атласских гор. Потому что у нас есть близлежащие Канарские острова, куда подходит то самое стадо китов, и здесь одна из самых крупных вершин Гора Туркань высотой 4 тыс. метров, покрытая снегами. Видимо, здесь и переходил наш герой в Африку. Преодолеть горную гряду ему помогли орлы. На территории Африки их 10 видов, но путём анализа, я понял, что это был каменный орёл.

Возвращаясь к цитате из произведения Чуковского, где писатель пишет про зайчиху, у которой сын попал под трамвай, учёный начал выяснять о развитии трамваев. Рассмотрев историю и сопоставив их с ареалами обитания волков, он выделил 25 городов. Изучив биографию доктора Тимофея Шабата, который был прототипом героя сказки, Дмитрий выяснил, что Айболит мог жить в Москве, что подтвердило доводы слушателей в зале.

– Факт из биографии доктора Шабата говорит, что после того, как он закончил медицинский университет, он какое-то время работал в Москве, после чего поехал ликвидировать вспышку холеры в Астрахани. Я в архивах нашел список студентов и среди них нашел его имя. Но из истории узнал, что его потомки сейчас живут в Санкт-Петербурге. Его правнучка работает детским врачом в питерской поликлинике. Я связался с ней и ее заинтересовало моё исследование. Но самое обидное, что все архивы её прадеда погибли во время блокады, и они сейчас по крупицам создают всю биографию, – поделился Дмитрий.

Обратная связь

Лекция была настолько увлекательной, что зрители ещё долго задавали Дмитрию вопросы и не хотели расходиться. Они узнали, конечно, не только о сказочном Айболите, но и ещё много исторических фактов. Своим двухлетним исследованием учёный показал метод критического анализа на основе известной всем метафоры. Ведь кто не знает героя детской книжки, но все ли умеют критически мыслить?

– Я считаю, что прежде, чем начинать рассказывать людям о каких-то научных и физических теориях, общаться с людьми на языке формул, необходимо показать метод научного мышления. Каким образом учёные анализируют факты, строят теории и проверяют их. Надеюсь, моя лекция была интересной, потому что в планах у меня более масштабные исследования, – заявил лектор.

У проекта «Глаголь» впереди ещё много интересных лекций. Организаторы поделились, что следующая встреча состоится в декабре и будет посвящена математическому обоснованию законов… подлости! Хабаровские учёные расскажут о запутавшихся наушниках в кармане, и как с помощью математики побеждать, обосновывать и мириться с какими-то неприятностями, которые нас окружают.

Кроме проекта «Глаголь» в Хабаровске есть большое количество обучающих семинаров и тренингов. Кто-то предпочитает «Нестареющий мозг: инструкция к применению», кто-то выбирает практичное - «Мотивация персонала: от лидерства до материального вознаграждения», некоторые в мечтах разбогатеть играют в «Денежный поток», а самые продвинутые выбирают курс «Современный профайлинг» и другие. Куда идти – решать вам. Правда, удовольствие это не дешевое. Но знания – сила. Так что подумайте в следующий поход по супермаркету: купить безделушку или знания и вдохновение?