В Хабаровском крае не могут запустить транспортную карту

31.07.2019 в 00:42, просмотров: 1418

Краевой проект «Социальная транспортная карта» должен «заработать» в Хабаровске с 1 сентября. Но время идет, а договоры между сторонами, участвующими в процессе, до сих пор не подписаны. 

В Хабаровском крае не могут запустить транспортную карту
Фото: AmurMedia

Пару недель назад исполнительный директор хабаровской ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков» Елена Шадуя пыталась попасть на одно из заседаний по транспортной карте, которое проходило в минсоцзащиты. Но ее не пропустили дальше вахты.

После этого состоялось заседание в законодательной думе Хабаровского края. На нем лицом к лицу сошлись представители министерства социальной защиты края, краевой оператор, выигравший конкурс, депутаты, представители городского управления транспорта и городского оператора, обеспечивающего работу системы безналичной оплаты проезда «Электронный проездной – Хабаровск». Стороны смогли задать друг другу все наболевшие вопросы.

По словам министра социальной защиты Хабаровского края Светланы Петуховой, реализации краевого проекта всячески препятствует администрация города. Городской оператор – «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр» «ставит палки в колёса» москвичам – краевому оператору, в апреле выигравшему конкурс. В связи с этим министерство даже обратилось с жалобой в генпрокуратуру на действия городской администрации.

— Вопрос у нас сейчас в интеграции, — подчеркнула Светлана Петухова, министр социальной защиты населения Хабаровского края. — На всё только добрая воля городской администрации, и мы можем начать проект в краевом центре. В Хабаровске больше двух тысяч человек уже получило социальную транспортную карту (далее – СТК, - прим. ред.). Они используют ее на пригородных маршрутах. Но нужно, чтобы региональные льготники – пенсионеры и ветераны смогли рассчитываться ею за проезд в городских автобусах и трамваях. Ведь за последние пару месяцев еще порядка двух тысяч жителей написали заявление на получение социальной транспортной карты.
Демонстрируя заботу о региональных льготниках, министр соцзащиты немного лукавит: Светлана Ивановна ни словом не обмолвилась, о том, что многим пенсионерам и ветеранам социальная транспортная карта вовсе не нужна. Они предпочитают получать единовременную денежную выплату «живыми» деньгами, а не электронными символами, которые зачисляются на СТК. Умолчала она и о том, что социальную транспортную карту сегодня буквально навязывают региональным льготникам.

— Жить сегодня не просто, — говорит пенсионерка Наталья Трошина. — Когда я получаю доплату к пенсии – 720 рублей на проезд, я могу сама решать, потратить мне эти деньги на автобус или купить хлеба. К тому же, что мне эти 1000 рублей? Я получаю компенсацию за поездки на пригородном транспорте порядка четырехсот рублей, а значит, уже всяко больше, чем тысяча, которую мне хотят «всучить» на СТК от минсоцзащиты. Но, стоит только прийти в отдел соцзащиты по какому-нибудь вопросу, начинают уговаривать, убеждать, чтобы я написала заявление на получение этой карты.
Число изъявивших желание получить социальную карту по краю – меньше пяти процентов. А право на льготу сегодня имеют чуть больше трехсот пятидесяти тысяч человек.

Чтобы социальная транспортная карта считывалась на терминалах-валидаторах, установленных в городских автобусах и трамваях, нужно обновить их программное обеспечение. Ключевой вопрос: кто должен предоставить необходимую техническую информацию - краевой оператор, московская компания «Новое поколение» решает в свою пользу. И требует от муниципального предприятия «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр» «все явки и пароли».

— За интеграцию в действующую систему должны отвечать мы, — говорит Кирилл Поздняков, исполнительный директор ООО «ППБ Новое поколение». — Мы просим обеспечить нам доступ к системе «Электронный проездной – Хабаровск», чтобы та часть, которую мы доработаем и передадим, она помимо считывания будет давать некие команды валидатору, например, напечатать чек. И мы должны понимать, как это сделать. Вот что мы просим.

Но, во-первых, городской оператор не может распоряжаться подобной информацией. Он лишь обслуживает терминалы, которые находятся в собственности Сбeрбанка. И по закону договариваться об интеграции компания «Новое поколение» должна с владельцем оборудования.

— Передать техническую информацию о системе мы не можем, потому что она закрытая, ждем техническую информацию о картах краевого оператора и готовы реализовать его на городском оборудовании, — говорит Павел Тесельский, директор МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр».

Казалось бы, что мешает краевому оператору - компании «Новое поколение» передать техническую информацию городскому оператору МБУ «ХМНИЦ»? Все ссылки на время, которое может быть потеряно, выглядят совершенно несерьезными – ведь за окном уже конец июля, и до первого сентября – чуть больше месяца, а интеграции так и не произошло. 

К тому же, система безналичной оплаты проезда «Электронный проездной – Хабаровск», которая была запущена в Хабаровске в конце 2017 года, равно как и валидаторы, которые сегодня установлены в городском транспорте – инвестпроект ПАО «Сбeрбанк» и «Золотая корона». И они не готовы делиться с москвичами информацией о технической работе систем. И, кстати, имеют на это законное право.

Но ни у «Сбeрбанка», ни у «Золотой короны» нет задачи срыва краевого проекта. На заседании в городской администрации представители этих компаний сделали краевому оператору щедрое предложение.

— Предлагаем свой вариант решения вопроса: мы интегрируем ваши карты в нашу систему, делаем доработку вашей карты за свой счет, — обратился к представителю компании «Новое поколение» Кириллу Позднякову начальник управления по работе с госсектором ПАО «Сбeрбанк» Константин Верещагин .

Но и это предложение не устроило москвичей! Еще один возможный вариант - обеспечение кондукторов и водителей вторым валидатором, на котором бы читалась социальная транспортная карта, в городе даже не рассматривался. Против и перевозчики, и администрация города.
При этом спор, заложниками которого становятся региональные льготники, вообще не имеет под собой законных оснований. Ведь краевой оператор - компания «Новое поколение», обращаясь к городскому транспортному оператору МБУ «ХМНИЦ», так и не заключила с ним договор. Но это не мешает москвичам обвинять городскую администрацию в создании препятствий в реализации социально-значимого проекта и даже обращаться в прокуратуру.

— Мы, как власть, должны интегрировать, способствовать, убеждать, уговаривать, призывать к социальной ответственности представителей бизнеса, не знаю, Грeфу писать, в Москву, а не в Генеральную прокуратуру, — обратился к министру социальной защиты населения Светлане Петуховой член Совета Федерации Виктор Озеров.

По словам прокурора Хабаровска Кирилла Осипчука, ситуация складывается абсурдная. Претензии, которые предъявляются к городу, безосновательны, ведь нет официального договора.
— Я вот смотрю на всю эту ситуацию, и у меня такое ощущение, честно вам скажу, что просто кто-то у вас в министерстве чего-то напутал, недопонимая условия конкурса, и так вот все получилось, — высказался на собрании в администрации города Кирилл Осипчук, прокурор Хабаровска.
Мэр Хабаровска Сергей Кравчук дал задание разобраться с этим вопросом в десятидневный срок. Если краевой оператор не составит договор, который удовлетворил бы все заинтересованные стороны, и продолжит тормозить процесс внедрения социальной транспортной карты в городе, то рискует вовсе уйти с рынка. Ведь сегодня есть альтернатива краевой транспортной карте: «Сбeрбанк» разработал проект предоставления мер социальной поддержки посредством карты «Мир». Он уже успешно реализован в Санкт-Петербурге, а через неделю его начнут тестировать и в Хабаровске.