Как «переодевают» Гулливера, Деда Мороза и Снегурочку в хабаровском парке «Динамо»

Одежда для великана

26.12.2018 в 03:51, просмотров: 564

Каждый год в конце декабря на входе парка «Динамо» появляются Дед Мороз и Снегурочка, а над одной из больших горок возвышается фигура Гулливера. Наш корреспондент побывал в производственных мастерских, где новогодние фигуры реставрируют к новому сезону.

Как «переодевают» Гулливера, Деда Мороза и Снегурочку в хабаровском парке «Динамо»
Фото: Дмитрий Волков

Сначала Деда Мороза и Снегурочку не узнать. Трехметровые фигуры из папье-маше за пару недель до реставрации краном затаскивают в мастерские. Там они должны отлежаться до комнатной температуры.

После с новогодних символов снимают всё старое и лишнее – много времени это не занимает. Скульптуры от Нового года до Нового года стоят под отрытым небом на базе предприятия и портятся от ветра и дождя.

– У них внутри металлический каркас, на него «наращиваем» папье-маше: в ход идут ПВА, бумага, клейстер, еще используем белую бязь, чтобы хоть немного укрепить скульптуру. Потом они сохнут несколько дней, мы их грунтуем и после расписываем акриловыми красками, – рассказывает Александр Старцев, генеральный директор ООО «Хабаровские художественно-производственные мастерские».

Рабочая смена у Деда Мороза и Снегурочки, которые встречают гостей на входе парка «Динамо», длится два месяца. Чтобы не расклеиться раньше времени, выдержать внимание детей и перепады температуры, нужен повышенный запас прочности. Городская администрация уже больше десяти лет не заказывала новых фигур. Не случилось обновления и в этом году – финансирование на оформление Хабаровска к зимним праздникам сократили примерно на 30%.

– Те фигуры, которые мы реставрируем, уже и устарели, и деформировались, им требуется какое-то новое продолжение, – говорит Александр Старцев. – Хотелось бы чего-то нового, например, не делать их по типу матрешки с широким основанием, а разработать макет с ногами, может быть, выполнить их уже в стеклоткани. Но на это нужны серьезные финансы, подобная работа обошлась бы примерно в 700-800 тысяч рублей.

Восьмиметровый Гулливер сделан как раз по такой технологии. Потому разрушается он намного меньше, чем Дед Мороз и Снегурочка. Ежегодный праздничный туалет великана не требует от художников большого внимания. Фигура собрана на металлическом каркасе и укреплена стеклотканью, пропитанной полиэфирной смолой.

Это уже вторая скульптура по мотивам бессмертного произведения Джонатана Свифта. Он «родился» у хабаровского скульптора Максима Ананенко больше 10 лет назад.

– Хорошо сохраняется, грязь, пыль стираем, моем его, ну и краски выцветшие подновляем, – рассказывает «папа» хабаровского Гулливера, скульптор, член Союза художников Хабаровского края Максим Ананенко. – Конечно, ставим заплатки – там что-то треснуло, тут по ноге кто-то стукнул, он же не каменный, тоже ломается. Раньше было сложнее с красками – наносили гуашь, делали темперу, добавляли ПВА, чтобы стойкость была, а сейчас есть акрил, надолго хватает.

По замыслу автора скульптуры великан держит в руке корабль, выполненный из металла. За его реставрацию отвечает Виктор Артеменко. Краска на железных парусах держится плохо – из-за морозов отслаивается, и потому фрегат нужно подновлять ежегодно. Цвет и форма камзола, гетры и шляпа героя – всё строго по эскизу, который разработан в соответствии с произведением Свифта. Но иногда художники позволяют себе маленькие вольности.

– Мы на парусах изобразили яйцо – помните, был конфликт в книжке, с какой стороны яйцо нужно разбивать. Его на парусе быть не может, это мы просто элементы содержания на внешнюю форму переносим, – улыбается художник-реставратор Виктор Артёменко. Сказочные персонажи уже встали на трудовую вахту в парке «Динамо». Кстати, сцену, с которой хабаровчан всю рождественскую неделю будут развлекать художественные коллективы, а в 19.00 31 декабря поздравит мэр города, перенесли в этом году поближе ко входу. Там же будет организован новогодний фейерверк.