Когда взрослый больше, чем просто друг

Новая жизнь

25.12.2018 в 02:47, просмотров: 581

В нашей жизни постоянно происходят изменения: иногда позитивные, иногда не очень. Но как бы не развивалась мировая политика, какие бы законы не придумывали депутаты, куда бы не шло развитие технологий и науки, главное во всем мире – человеческая жизнь.

Когда взрослый больше, чем просто друг
Фото: timeua.info

Как сложится судьба ребенка – не знает никто. Но есть дети, которые с самого детства уязвимее своих сверстников. У них нет родителей, маминой заботы и папиной теплоты. Им не с кем обсудить тревоги и печали, радости и успехи. Даже в подростковом возрасте нет тех, против кого можно было бы бунтовать. Но в уходящем 2018 году у нескольких десятков ребятишек в Хабаровском крае появились свои «путеводители» в большом мире.

В Детском доме №33 в этом году тоже случилось маленькое чудо – у десяти воспитанников детского дома появились свои наставники. Наставник – это такой взрослый, который, как родитель, направляет, помогает, выслушивает, советует. Подобные проекты работают практически во всех детских домах Хабаровского края. В некоторых детдомах это программа работает уже несколько лет: например, в Детском доме №4 состоялось уже шесть выпусков профессиональных наставников. Они прошли психолого-педагогическую подготовку и теперь могут полноценно заниматься с детьми.

Проект наставничества «Измени судьбу ребенка - стань ему другом» работает в Детском доме №33 села Тополево уже полтора года. Но даже за это короткое время дети сильно изменились, отмечают работники детдома.

Весной этого года прошел очередной набор в школу наставников. Правда, предварительный отбор прошли не все: в этом деле мелочей нет. Для наставника важен жизненный опыт, возможность как минимум раз в неделю видеться со своим подопечным, целеустремленность, любовь к детям. А еще умение слушать, терпение и многое другое.

Тем не менее, несмотря на такую серьезную подготовку, десять подростков из Детского дома №33 обрели «старших друзей». Как отмечают сотрудники детского дома, даже после полугода общения дети сильно меняются, и у каждого появляются свои маленькие победы и успехи. Кто-то начал заниматься танцами, кто-то подтянул учебу, а кто-то всерьез задумался о выборе профессии. Все это со стороны кажется мелочью, но именно такие детские шаги в будущем помогут выбрать правильный путь в жизни и не ступить на «скользкую» дорожку.

Для этого всего-то и нужно – подарить детям из детских домов немного времени. Как отмечают сотрудник детского дома, на совместных встречах ничего «особенного» не происходит. Наставник и его ребенок общаются, посещают какие-то мероприятия, ходят в походы, а бывает. Что и просто пьют чай и разговаривают. Беседуют дети со старшими друзьями обо всем: о трудностях в учебе, о проблемах с одноклассниками, о том, что у Маша вот такая, а Петя вот такой. Но в таких простых и, казалось бы, малозначительных беседах наставники передают свой жизненный опыт, в чем-то служат опорой и поддержкой.

Бывает даже, что в простом чаепитии с бутербродами наставник невольно передает бытовые навыки, которые сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей просто негде и не с кем тренировать. И если взрослый искренне готов делиться своим временем, знанием и силами с ребенком из детского дома, то такие дети становятся более подготовленными к будущей самостоятельной жизни.

Такие чудеса порой делать не просто, считает Елена Доставалова, куратор проекта наставничества в Детском доме №33.

– Многие говорят добро – это просто! Нет. Добро это не просто. Не просто отложить ворох нескончаемый дел и прийти на пару часов в детдом на школу наставников. Не просто понять, что эти дети превосходят тебя по скорости мышления, так что во многом не ты, а они тебя учат. Учат быть честнее, добрее, легче относиться к жизни, быть более открытым. Не просто побороть свои страхи, что маленький человечек к тебе привяжется, а ты к нему, но наступит переезд, коснутся санкции, свершится апокалипсис, а вы больше не увидитесь. Но насколько положительно меняется твоя жизнь и жизнь твоего наставника можно ощутить только тогда, когда все предрассудки и страхи вы перешагнули вместе, – поделилась мнением Елена Доставалова.

С ней согласились уже «бывалые» наставники и новички, которые решились помочь детям.

– Дружим с детским домом уже лет пять, наверное. Компания, в которой я работаю - шеф детского дома. Наставником являюсь три года. У меня достаточно запутанная история с наставничеством, так как мне иногда кажется, что я дружу с разными детьми в детском доме: и с теми, кто воспитывается сейчас в нем, и с теми, кто уже выпустился.

Для меня это в первую очередь дружба и поддержка, в которой нуждаются не только дети, но и мы, взрослые. Я всегда после встречи с ребятами и персоналом детского дома чувствую себя окрылённой – это необъяснимо. Я всех люблю и очень хочу, чтобы у ребят жизнь сложилась как можно лучше, пытаюсь предостеречь от возможных ошибок, как мама. Я и жалею их, и отругать могу, и радуюсь вместе с ними.

Я была наставником у четырёх ребятишек, это сестры и брат Ангелина, Маша и Гоша и мальчик из другой семьи – Рома. Сейчас ребятишки в приёмной семье, а Рома в другом детском доме. Конечно, мы иногда общаемся по телефону, и они мне рассказывают о своей жизни. Сейчас я наставник у Музы – она умница и красавица! Моей младшей дочери 15 лет, и я думаю, что они с Музой подружатся!

Недавно мы ездили с братьями и сестренкой Музы на пограничную заставу в село Николаевка. Мой муж служит в пограничном управлении, и он организовал для нас экскурсию. Ребятам показали технику, музей боевой славы, служебных собак, пограничники напоили нас чаем. Ну а о впечатлениях лучше расспросить самих ребятишек! – рассказала Ольга Щукина, наставник со стажем.

А вот у новичков сложилось несколько иное видение. Но даже «свежесть взгляда» не отменяет главного: детям готовы дарить тепло, тонко вплетая свой положительный опыт в судьбу еще вчера чужого ребенка.

– В проекте наставничества я новичок но уже могу сказать, что я отчетливо вижу то, как меняются и дети, и их наставники. У ребят горят глаза, когда им рассказываешь или показываешь что-то новое. Ты сам получаешь огромный эмоциональный заряд! Я помню, как мы раз в неделю ездили на курсы в Тополево и постепенно знакомились с ребятами.

Нам нравилось вместе проводить время. Сейчас мы контактируем больше индивидуально по парам: наставник-ребенок. Уже съездили на взрослые батуты, пообщались. Даже после простого разговора собеседник многое открывает для себя и видит со стороны, а значит, развивается, работает над собой. И взрослый и ребенок. Оказалось, всегда найдется о чем поговорить и чем заняться с новым другом!

Хорошим фундаментом дружбы послужила профессиональная подготовка службой психологов. Я помню как на школе наставников и замещающих семей ученицы, у которых уже взрослые дети, говорили: «Нам бы эти знания. когда мы своих растили!» - рассказала Марина, которая только готовится получить заслуженное звание наставника.

Новички получат сертификаты о прохождении школы наставничества уже в эту субботу, 22 декабря. А тех, кто хочет в новом году стать настоящим волшебником, хочет научиться творить чудеса, приглашают присоединиться к клубу наставников. С таких маленьких дел и начинаются большие изменения.

Справка:

Если вам 25 лет и больше, у вас есть желание помогать другим, вы открытый, искренний человек, обладаете терпением и желанием слушать, у вас есть опыт в любой сфере деятельности, вы умеете ставить жизненные цели и планировать время, если вы обучаемы и способны научить другого, а также любите детей – вы можете быть Наставником!

Обычно, к наставничеству ведет пять шагов:

1.Участие в информационной встрече. Знакомство с проектом. Заполнение заявления и анкеты участника.

2. Предоставление документов: копия паспорта; результаты флюорографии; справка из психоневрологического диспансера о состоянии психического здоровья; справка об отсутствии наличия судимости.

3. Обучение в Школе наставников.

4. Заключение соглашения о наставничестве.

5. Оформление разрешения на временную передачу воспитанника в дневное время (не менее чем через 2 месяца с момента подписания соглашения).

В Советско-Гаванском и Ванинском районах проект наставничества реализуется в КГКУ «Детский дом № 16»

Адрес: п. Октябрьский ул. Вокзальная д. 13,

(42137) 2-54-85

https://ddn16.edu.27.ru