В Хабаровском крае и ЕАО почтили память репрессированных

Под тремя зонтами

День памяти жертв политических репрессий обычно проходит 30 октября, но в Хабаровске активисты общественного движения «Мемориал» еще в прошедшее воскресенье зачитали имена тех, кто пострадал в годы Сталинского террора. Ни дождь, ни штормовой ветер не помешали вспомнить их имена.

Под тремя зонтами
Фото: Екатерина Васюкова

- Я-то думала она железная, а тут керамика. Красивая ваза была, - с расстройством заметил кто-то из участников акции, собирая осколки у памятника на Комсомольской площади.

Ветер в этот день не только разбил вазу, но и норовил уронить баннер с названием акции. Пришлось держать его, а несколько красных гвоздик просто положили на парту, принесенную организаторами. Ровно в 13-00 – объявленное время начала акции, к организаторам подошел сотрудник полиции с предупреждением о правилах проведения акции. «Мы здесь не протестуем, и ни за что не агитируем», - обратился минутой позже к собравшимся член «Мемориала».

- Мои студенты сразу сказали, если дождь будет – не придем. Хорошо бы кто-нибудь пришел, - заметила Люция Болотова. Для нее этот день личный: ее родители были репрессированы, а сама она родилась в ГУЛАГе.

Но, несмотря на непогоду, около 25 хабаровчан пришли вспомнить о тех, кто пострадал от репрессий. Среди них были и молодые люди, и целые семьи. Акция проходила почти два часа, и люди подходили и подходили. Вставали в очередь и зачитывали по нескольку фамилий репрессированных с годом рождения и годом расстрела.

Александра Хегай – молодая учительница русского языка и литературы вместе со всеми решила поддержать акцию, которая по ее мнению может стать маленьким шагом к пониманию и принятию истории нашего народа.

– Я считаю, что история моего народа – это история и моя личная. Мы, к сожалению, не знаем прошлого своей страны, а многие и не хотят этого знать. Когда мне открылась эта тема, я поняла что нельзя больше жить правильно, если мы не знаем, почему так произошло в прошлом. Мое сердце откликнулось еще и потому, что и моя жизнь связана с этим вопросом. Я сама кореянка, а мои предки были переселенцами. В Россию они приехали еще при Николае, но в 1937 году, во время конфликта с Японией, они были депортированы. Им дали сутки на сборы, посадили в вагоны и вывезли, как дживотных, в Среднюю Азию. Моя бабушка тогда была ребенком, но рассказывала мне о том, как с ними обращались. Эта история коснулась всего народа, и нельзя забывать те события, которые тогда были. Я работаю учителем, смотрю на наших детей, и они так оторваны от нашей истории, живут в каких то иллюзиях и виртуальном мире, что я считаю своим долгом рассказать им об этом. И таким маленьким шагом мы можем что-то сегодня изменить или  хотя бы задуматься об этом вопросе и не закрываться от него, – рассуждает Александра Хегай.

Некоторые пришли возвратить имена репрессированным целыми семьями.

– Для нас это важно, потому что мой дедушка воевал на войне, он был верующим. И всегда он рассказывал нам про эти времена, - поделилась Ирина Цивинько, которая пришла на акцию с мужем и двумя дочерьми. – Поэтому мы пришли сегодня, чтобы показать детям, как важно знать, что было и как все было в прошлом нашей страны.

Для представителей старшего поколения эта акция стала еще более личной. Петр Иванович попал в лагеря еще в девятилетнем возрасте вместе со своими родителями.

- Вместе с родителями мы – пятеро детей – сидели в тюрьме. Нас сослали из Украины. Сейчас наши мама и папа похоронены где-то на лесоповале, в селе Джонка, они там просто загублены были и даже не почувствовали счастье родительства. Я сам только через 40 лет узнал о том, что они были невиновны, когда мне дали карточку о их реабилитации, – со слезами на глазах рассказал Петр Иванович. - Но все равно надо отдать им должное, что воспитали они нас в уважении к России. Но они неповинны ни в чем. Моя мать знала три языка и ей инкриминировали вину, что она работала на французскую разведку. Это потом стали разбираться и выяснилось, что она зарабатывала на переводах иностранной литературы, чтоб прокормить семью. Но мы все равно сохранили любовь к России, так как страдали одинаково все.  Это трагедия для всего Советского Союза. Вот читают фамилии, казалось бы, нанайцы, какое отношение они имели к политике? В основном ведь репрессировали непричастных, тех, кто просто хотел прокормить свои семьи. Главное сейчас, чтобы это не повторилось. Своим детям и внукам рассказываем о том времени. Показываем немногие сохранившиеся фото и истории. Например, о расстреле старшего брата, который служил в группе советских войск, а демобилизовавшись – он даже форму снять не успел – его обвинили в участии в каких-то группах. Но всегда, когда рассказываем детям, исключаем ненависть, но чтобы они понимали, что самое важное на свете – это человеческая жизнь.

Во вторник, 30 октября в краевой столице прошло еще несколько памятных мероприятий. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе состоялась панихида, возложили цветы к мемориальному комплексу на городском кладбище. Также память репрессированных почтили у памятного знака возле Хабаровского Государственного института культуры, где в 30-40 годы XX века находилась большая пересыльная тюрьма. В Биробиджане тоже почтили память репрессированных на митинге и траурном шествии.

Всего, по данным шеститомного мартиролога «Хотелось бы всех поимённо назвать» (Хабаровск, 1995-2004), больше 33 тысяч имен репрессированных в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру