Почему туристы не задерживаются в Хабаровске?

Не цепляет

Проблемой «как привлечь туристов» в Хабаровский край снова и снова озадачиваются эксперты отрасли. Но пока официальные лица отчитываются о тысячах приезжих, по словам отельеров, большинство прибывших у нас проездом. Переломить ситуацию и заинтересовать городом можно, уверены туроператоры. Вот только городское пространство при этом потребует серьезных перемен.

Не цепляет
Фото: Екатерина Васюкова

В Хабаровске уже не первый год работает Дальневосточное региональное отделение Российского союза туриндустрии. По информации отраслевого сообщества, ежегодно растет поток туристов в Хабаровский край. Например, еще два года назад на улицах краевого центра нельзя было встретить корейцев или японцев. Теперь же у жителей этих стран просыпается интерес к нашему региону.

В свете недавних разговоров о том, что между Россией и Китаем возможна отмена визового режима, наши туроператоры оживились: мол, это может увеличить туристический поток. Вот только таможня бы не подвела.

— У российской пограничной службы есть официальный норматив – обслуживание одного клиента – три минуты. Нигде в мире такого больше нет! В Китае эта же самая процедура занимает 25 секунд, да и в других странах примерно столько же. – рассказал Александр Осауленко, вице-президент Российского союза туриндустрии.

– Как рассказывают туристы из того же Китая, им чуть и не с самого пункта пропуска не хватает указателей и меню на английском, меню, все это нужно дорабатывать. Да что говорить о пунктах пропуска, когда в заведениях общественного питания на красной линии иностранцы не могут найти меню на английском, – поддержала коллегу Анастасия Степашко, председатель Дальневосточного регионального отделения Российского союза туриндустрии.

Облегчить ситуацию может переход на электронные визы: Хабаровск, как соседний Владивосток тоже может присоединиться к этому проекту.

Во Владивостоке, напомним, электронные визы ввели в 2017 году. Как сообщает Приграничное управление ФСБ России по Приморскому краю, в одну неделю августа в регион по электронной визе вехали больше 2 тысяч человек. Приморское побережье привлекло жителей Китая, Японии, Сингапура, Алжира и Марокко. Но на первом месте, конечно, китайские туристы. Всего с августа 2017 года электронные визы получили около 36 тысяч человек.

Есть, конечно, в туристической сфере Хабаровского края и позитивные моменты. Так, отмечают туристы, необходимость безопасности отпала в последнее время.

Но, как отметила Александр Осауленко, в Хабаровске как ни крути, не за что «зацепиться» глазу. Едут туристы по «красной линии»… а у нас на главной площади фонтан за решеткой.

Даже несмотря на то, что в Хабаровске есть, что показать, некоторые китайские туристы считают, что российские туроператоры предлагают некачественный турпродукт. Почему? Как рассказал Александр Осауленко, это все благодаря китайским «гидам».

– У нас туризм сейчас «дикий»: иностранным гражданам можно работать на нашей территории. Вот только и деньги идут мимо наших туроператоров, бюджеты от туркомпаний могли бы получать налоги… Но нет, китайцы сегодня сами себе организуют туры, – отметил Александр Осауленко. – Кстати, закон о гидах мы не можем принять уже третий год. Мы пытались добиться, чтобы только наши гиды могли работать с приезжими. Но есть структуры, которые лоббируют интересы такого «дикого» туризма. У них главный аргумент: мол, наши не понимают менталитет китайского народа, не умеют работать с китайскими группами. Но проигрывают все – даже статистика показала это. Так по итогам 2017 года есть данные о том, что турпоток в Россию вырос. А вот денег в бюджеты от турдеятельности поступило, напротив, меньше.

К слову, в Хабаровске есть российские гиды-китаисты. Но по словам вице-президента НП «Хабаровской краевой Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков» Ирины Коробковой, китайские группы давно не работают с ними. И такая ситуация длится уже пару лет.

Другой гид – специалист как раз по китайским туристам, рассказала о том, что ей не раз приходилось слышать о том, что китайские гиды на своих экскурсиях рассказывали туристам практически «небылицы». С китайскими группами специалисту не приходилось работать уже около трех лет – приезжие все делают сами: от логистики до экскурсий.

– Некоторые китайские гиды утверждают, что наш собор на Комсомольской площади является четвертым по величине в России. Много неприятного говорят возле памятника Муравьеву-Амурскому. Это объяснимо. Мне как-то попался учебник китайский по истории мира. И там о Дальнем Востоке только одно: он был наш, а Муравьев-Амурский забрал нашу территорию. Вывод у китайской стороны только один: и надо ее вернуть. Они говорят даже, что он смотрит на то, что хочет завоевать, провинцию Хейлунцзян. И они все подают все со своей точки зрения, вспоминают территориальные претензии. Я, конечно, делала несколько раз замечания. Кто-то из туристов смотрит, кто-то ухмыляется, кто-то просто отходит. При виде русских сопровождающих они как-то поспокойнее, а некоторые с пеной у рта рассказывают вот это все. Они вообще мало что рассказывают по делу, а если и говорят, то, как правило, поверхностно. Бывает, что китайские руководители рассказывают про зарплаты – а это, вообще, какое имеет отношение?

И сами гиды и представители отраслевого сообщества надеются, что и у нас только экскурсии смогут проводить сертифицированные гиды, а деньги от туристической деятельности будут оставаться в регионах. Но пока это только перспективы.

Между тем, в туристическом сообществе насторожены и повторяющимися случаями обмана российских туристов. Случаи, когда наши люди не могут выехать по путевкам к заветному отдыху, происходят каждый год.

Но часть вины в этом лежит на самих отдыхающих, считает Александр Осауленко.

– Наши туристы не знают законов, поэтому и получаются такие случаи. Чтобы избежать проблем обязательно, еще до покупки, нужно проверить, числится ли ваш туроператор в реестре. Есть и реестр турагентов. Там указаны все данные – и о размене фонда персональной ответственности и о том, сколько работает эта компания, по каким направлениям. Обязательно потом проверить, что указано в договоре – те ли данные операторов? Если уделять этому больше внимания, то можно избежать большого количества проблем. – считает Александр Осауленко. – Например, по недавней ситуации с «Натали Турс», который, кстати, не исключен из реестра туроператоров. Подано на возврат денег около 30 тысяч заявлений! Из них, собственно с «Натали Турс», как оказалось по документам, заключен договор только у 18 процентов туристов. И это еще не последний «фильтр», к сожалению. Сколько человек поучат назад свои деньги? Выходит, единицы. Нужно внимательно смотреть, кому вы платите.

Так что, выходит хабаровской, да и российской в некоторых вопросах, туриндустрии расти и расти по всем «фронтам». Причем как со стороны самих туристов, так и в законодательной базе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру