В Приморье действует тюрьма китового режима

Животные погибают

В Приморье в бухте Средняя под Находкой в так называемом «центре адаптации морских млекопитающих» содержится 98 белух и косаток. Зоозащитники требуют выпустить животных на волю, фиксируют множество нарушений содержания их в неволе, а предприниматели настаивают: все млекопитающие выловлены законно.

Животные погибают
Фото: Екатерина Васюкова

Косатки и белухи – не какие-то рыбы. Это сложные морские млекопитающие. У косаток, например, есть свои диалекты, которыми особи из разных морей могут опознать своих сородичей. Сами косатки живут около 50 лет, а совершеннолетия достигают к 16-17 годам. Это хищники высшего порядка – на них в морях и океанах не охотится никто, кроме человека.

Белухи во многом похожи на касаток. У них также есть свой «язык», своя организация в стае. Но они могут стать добычей в дикой природе – те же касатки могут охотиться на них.

В мире всего две страны занимаются отловом косаток – это Россия и Япония. На белух охотятся некоторые коренные народы в целях сохранения своего традиционного промысла.

В России ежегодно выдаются квоты на вылов косаток и белух в культурно-развлекательных и познавательных целях. Но такая витиеватая формулировка подразумевает собой не трудоемкие и обстоятельные научные исследования, а содержание их в океанариумах. Причем, по данным СМИ, сейчас настоящий бум на океанариумы с развлекательной программой в соседнем Китае. Туда и должны отправиться выловленные в российских водах млекопитающие.

По сообщениям зоозащитников Приморья сейчас в «Центре» содержится около сотни касаток и белух. Большая часть из них – еще совсем малыши, в возрасте до года, которые очень болезненно переживают разлуку с сородичами. Из-за стесненных условий содержания, постоянного стресса и болезней трое белушат уже погибли в «центре».

После того, как на проблемы обратили внимание зоозащитники Приморья, Следственный комитет Хабаровского края начал расследование дела по статье «Незаконная добыча водных биологических ресурсов». В Хабаровск дело перешло из Приморского СК по той причине, что в добыче белух и касаток фигурируют сразу две хабаровские фирмы: ООО «Афалина» и ООО «Океанариум ДВ». Вместе с ними квоты на вылов получали также ООО «Сочинский дельфинарий», зарегистрированный, почему-то, в Новосибирске, и ООО «Белый кит» из Находки.

Пока СК ведет расследование, 18 января в «центре адаптации» прошла проверка, организованная Приморским управлением Пограничной службы ФСБ России. К участию в проверке впервые были допущены и независимые экологи. Были взяты пробы кожи животных для генетического и микробиологического анализа, пробы воды и другие исследования.

Как описал на своей странице Дмитрий Лисицын, руководитель региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», участвовавший в проверке, предыдущее контрольное мероприятие проводил Следком по Приморскому краю ровно месяц назад. Тогда СК сообщал, что все животные в хорошем состоянии, а их жизни и здоровью ничто не угрожает. Представители следкома также отмечали, что бухта, в которой находятся вольеры с млекопитающими, зимой не замерзает.

Но в этот раз эколог увидел совсем другую картину. На момент проверки бухта Средняя в целом действительно не была замерзшей, однако весь «центр адаптации» вместе с прилегающей к нему акваторией был полностью покрыт плотным льдом толщиной несколько сантиметров. Это – большая проблема для всех вольеров, пишет эколог, и на борьбу со льдом работники тратят огромные усилия. Они вынуждены использовать тепловые пушки и компрессоры, разгоняющие воду и вручную ежедневно убирать лед из вольеров.

Белуха привычна к жизни в условиях льда, но она абсолютно не приспособлена к его постоянной обколке и расчистке людьми в непосредственной близости от себя. Эта работа создает беспокойство и является потенциальным источником сильного стресса для животных, о чем может свидетельствовать их поведение. Так, во время проверки в одном из небольших вольеров с белухами одновременно 12 человек ломами долбили лед и перекидывали его куски через ограждение – и в этом вольере животные проводили под водой намного больше времени и двигались заметно менее активно, чем в соседних.

В отличие от белух, которые в процессе эволюции приспособились к холоду и даже не имеют спинного плавника, косатки далеко не такие морозостойкие животные, продолжает Дмитрий Лисицын. В естественных условиях косатки северо-западной части Тихого океана до сих пор не наблюдались во льдах, однако в вольерах они вынуждены непосредственно с ним контактировать, что вероятно отразилось на состоянии их здоровья.

Трое животных имеют заметные, необычные изменения кожи спинного плавника и спины. Такие же изменения тех же участков тела, но большие по размеру и сильнее выраженные, частично с отслоением кожи, имеют еще трое млекопитающих. Но особенно в этом отношении выделяется один самец – у него измененные участки поверхности тела занимают частично плавник и верхнюю часть спины за плавником, при этом кожа с них слезает крупными лоскутами.

Изменения кожи могут быть связаны с линькой – естественной сменой наружных слоев кожи, но в форме отслоения целых кусков это наблюдается у гренландских китов и кашалотов, а у косаток такие процессы в природе встречаются редко. В данном случае это может быть следствием термотравм (переохлаждений и обморожений). Это вполне вероятно, учитывая, что в закрытых «косаточьих» вольерах ночью сильно охлаждается температура и накапливается шуга – мелкий лед, несмотря на все усилия работников «центра адаптации» по предотвращению оледенения. Некоторые косатки имеют и другие, по виду округлые повреждения кожи, что может быть следствием грибковых заболеваний.

У других косаток между грудными плавниками и на других участках поверхности нижней части тела отмечены трещины и царапины кожи, которые могли быть получены при перегрузке животного. Те, кто имеет доступ к предыдущим проверкам, по словам Лисицына, отмечает, что раньше таких повреждений не было.

Общее физическое состояние большинства косаток по визуальным признакам можно назвать в целом удовлетворительным, но состояние самца Кирилла вызывает большую тревогу. Он совсем неактивен, выглядит больным и подолгу «висит», выставив на поверхность часть спины и соприкасаясь с ледяной шугой, что может вызывать переохлаждение. Низкая температура на фоне гиподинамии может считаться наиболее вероятной причиной повреждения кожных покровов, которые у Кирилла проявляются больше всего. У него особое затяжное, так называемое «щадящее» дыхание, которое может быть признаком воспаления легких или других заболеваний внутренних органов. Рядом с его спинным плавником видны изменения кожи, похожие на следы от инъекций, что может свидетельствовать о лечебных процедурах. Прояснить состояние здоровья всех животных помогут взятые у них пробы выдохов и кожи, на исследование которых требуется время.

Косатки разделены на три группы по 3, 4 и 4 животных, общаются друг с другом и, судя по всему, с животными из соседних вольеров тоже. Все животные принимают пищу, их кормят сельдью и горбушей, что является приемлемым кормом в условиях содержания в неволе, однако ненормальным для всех этих косаток, поскольку они с очень большой вероятностью относятся к плотоядной популяции, и в природных условиях питаются другими морскими млекопитающими (тюленями, морскими котиками и даже китами).

Визуальный осмотр и подсчет белух показал, что их количество со времени прошлой проверки не изменилось, их по-прежнему 87 особей. Однако у них появились изменения внешнего вида, хотя и не столь ярко выраженные, как у косаток. Так, у многих из них в районе задней части головы, шеи и дыхала появилось множество странных темных точек, чего обычно не наблюдается у белух, содержащихся в условиях неволи в дельфинариях. У одной белухи замечены признаки похудения – в области шеи появилось выраженное снижение жирового слоя, не характерное для здорового, нормально питающегося животного.

Но в целом, по предварительным данным, общее состояние белух оценивается как более благоприятное, чем косаток. Все они принимают пищу – также сельдь и горбушу. Среди белух присутствовали животные возрастом от менее года до 3-4 лет. Количество особей, родившихся в 2018 году, будет уточнено после тщательного анализа фото и видеоматериалов.

Угрозу жизни животным создает полное отсутствие в «центре адаптации» санитарно-гигиенических средств и мероприятий, направленных на недопущение попадания патогенных микроорганизмов в вольеры к животным, в частности дезбарьеров и дезковриков, пропитанных обеззараживающей жидкостью, на въезде и входе в «центр», а также на входах в каждый вольер.

Также к местам содержания разных животных нет раздельного входа, проход ко всем вольерам возможен только через первый вольер с косатками. Ежедневно мимо них проходит множество работников «центра», перетаскивающих различное оборудование, инструменты для уборки льда и тяжелые тачки с рыбой, что является фактором беспокойства и, потенциально, стресса для этих косаток.

Зоозащитники Хабаровска провели пикет в защиту животных 1 февраля. Акция была согласована, но на таком морозе простоять около часа решились всего 13 хабаровчан.

Представитель ООО «Афалина» Алексей Решетов также пришел на пикет, где объяснил, что все животные выловлены законно. Но присутствие представителя компании-собственника морских млекопитающих никого не удивил, в отличие от другой группы молодых людей.

Практически сразу с началом пикета к зоозащитникам подошли пятеро мужчин.

- Они развернули плакаты с надписями о том, что мы «пятая колонна», начали обвинять нас в том, что мы якобы получаем деньги от США или еще от кого-то. Начали совать нам чуть ли не в лицо эти плакаты, - рассказала организатор  пикета Наталья Коваленко.

Никаких лозунгов выкрикивать, по правилам проведения пикета, организаторы и участники не могли. Однако пятеро «борцов с пятой колонной» всячески пытались вывести их на не конструктивный диалог.

- Ну и что, какая организация вам платит?

- Сколько заплатили вам, стоите тут?

- У этой девушки вот, ноги уже синие от холода, отпустите ее уже. Или что, она так денег не получит?

На призывы полиции и зоозащтитников прекратить необоснованные и неуместные выкрики, молодые люди реагировали слабо. А вот плакаты  по требованию полиции, сразу свернули, и больше не открывали.

- Так и я тут тоже за животных стою! – возмущался самый разговорчивый из компании. – Я хочу, чтобы мои дети приходили в океанариум и могли посмотреть на касатку, на белуху, смогли расслабиться! А вы устроили здесь что? По заказу США это?

- Я вот не хочу так расслабляться, - парировала другая участница пикета. – И вы вообще прекратите нести эту ересь. Вы знаете, зачем мы стоим и какие наши требования?

- Да пайку вы отрабатываете! – не унимался излишне активный парень.

- Я давно за этой ситуацией слежу, а вы, кажется, вообще не в курсе, какая цель пикета у нас. Животные там погибают, совсем еще малыши. Их разлучили с родителями. – культурно пыталась объяснить позицию хабаровчанка Ирина.

- И вообще, для сведения, наше требование в том, чтобы расследование и проверки Следственный комитет закончил быстрее, - дополнила ее Наталья Коваленко.

После перепалка так и не прекратилась. На бесконечные вопрошания о «пайке от госдепа», выяснении суммы, которая «упадет на карту» каждому участнику пикета. Зозащитники через полчаса пикетирования просто перестали отвечать на эти выпады, понимая, что объяснить уже ничего не смогут. Да и, по всей видимости, незачем.

Незадолго до того, как участники начали расходиться, за молодыми людьми – борцами с пятой колонной – приехал минивэн с номерами, зарегистрированными в ЕАО. Туда они сперва отнесли свои свернутые, аккуратно напечатанные плакаты, а потом и сели сами. Так и не узнав, сколько платит госдеп, но зато, как показалось зоозащитникам, сполна отработав свою «пайку» от заказчика.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру