Громкие случаи пищевых отравлений произошли в Хабаровске

Каждый четвертый травился?

28.01.2019 в 02:30, просмотров: 716

Под занавес 2018 года в Хабаровске грянули очередные громкие случаи пищевых отравлений. Так в начале декабря пресс-служба краевого управления Роспотребнадзора сообщила о том, что сразу 18 малышей заболели кишечной инфекцией в детсаде №37 «Рябинка».

Громкие случаи пищевых отравлений произошли в Хабаровске
Фото: zdorovejka.ru

Детсад временно закрывали на дезинфекцию. Стоит напомнить, что в январе 2018-го на всю страну печально «прогремела» хабаровская гимназия №3,больше сотни учеников которой обратились в медучреждения города с острой кишечной инфекцией. Два громких случая с детьми зафиксированы и в 2017 году: в феврале около 30 детей плохо восприняли обед в школе села Казакевичево Хабаровского района, а в мае в детсаду №5 Хабаровска также произошла вспышка острой кишечной инфекции.

С другой стороны, несмотря на периодически происходящие ЧП детские учреждения у нас находятся под контролем чиновников и правоохранителей: принимаются меры, виновные наказываются. Немного другая ситуация складывается в городском общепите.  

С одной стороны, периодически здесь тоже происходят скандалы - пожалуй, наиболее громкий был в 2014 году, когда Центральный районный суд Хабаровска рассмотрел с десяток гражданских дел по искам пострадавших граждан к владельцу кафе-пиццерии. Все иски по существу удовлетворены. Судом было установлено, что в пиццерии, до сих пор размещающейся на «красной линии» краевой столицы имели место грубые нарушения правил личной гигиены сотрудниками пищеблока, нарушена технология приготовления готовых блюд, обнаружены образцы бактерии сальмонеллы.

Других столь же громких ЧП с той поры сразу и не вспомнишь, однако все ли у нас хорошо в сфере общепита? Увы, официальной статистики - сколько россиян в год страдают от некачественных продуктов - в стране нет. В разных СМИ порой мелькает страшная цифра, что в год от пищевых отравлений умирает от 20 до 50 тысяч человек. А согласно прошлогодним оценкам московских экспертов, в больницы с этой напастью ежегодно попадает около 40 миллионов человек - почти каждый четвертый житель страны!

«Шумно и грязно!»

Нет точной статистики и по нашему региону. Хотя, скажем, недавно управление Роспотребнадзора по краю сообщало, что за 10 месяцев 2018 года к ним поступило около 120 обращений по поводу деятельности организаций общепита. Чаще всего наши земляки жалуются, правда, не на качество еды, а на шум, нарушение прав потребителей и низкое качество уборки помещений.

Но в том же сообщении указывалось: специалисты ведомства за этот срок провели расследования в 23 случаях обращений и в 20 случаях выявили нарушения обязательных требований санитарного законодательства. Составлено более 30 протоколов, общая сумма штрафов потянула 578 тыс. рублей. На приостановку деятельности трех предприятий было подано в суд.

В частности, в июне 2018-го по факту регистрации девяти случаев заболевания сальмонеллезом среди посетителей кафе «За обе щеки» проведена проверка в отношении ООО «Дамир».

Ну а в декабре, к примеру, на сайте Роспотребнадзора сообщалось, что в ходе эпидемиологического расследования на пищеблоке популярного кафе «Сациви» выявлены нарушения сантребований по соблюдению технологии приготовления и условий хранения готовых блюд, по соблюдению персоналом правил личной гигиены. Местная пресса дополняла: мол, более 20 человек обратились в больницы Хабаровска, где у них диагностировали у них острую кишечную инфекцию. При этом в июле пресса, опять же ссылаясь на данные ведомства, писала о другом случае в кафе грузинской кухни, когда после проведенной там свадьбы две посетительницы с предварительным диагнозом «острый гастроэнтерит» поступали в больницу.

Уже в январе этого года очередной сигнал: судприставы по Железнодорожному району Хабаровска исполнили постановление суда о приостановлении деятельности предприятия еще одного предприятия общепита за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, сообщили в пресс-службе УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО.

«А стоит ли овчинка выделки?»

Здесь стоит пояснить, что ответственность в подобных случаях может наступить и уголовная, по статье 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Но мы пока рассмотрим сложившуюся судебную практику по делам, в которых граждане заявляют требования о взыскании компенсации морального вреда. Некоторые истцы добавляют взыскание расходов на лечение, расходов на представителя, если такие имелись.

Если рассматривать такие дела в масштабах страны, то для пострадавших ситуацию в целом можно оценить как удовлетворительную. Достаточно часто суды встают именно на сторону истцов.

Однако в отличие, скажем, от сутяжников-американцев наши граждане чаще всего в суд в таких случаях не спешат. Почему? Все очень просто - судебная тяжба отнимет у вас время и нервы. Что вы получите взамен? Практика показывает, что, увы, в большинстве случаев сумма, которую суды назначают для взыскания морального вреда, не превышает 25 тысяч рублей. Так произошло недавно и в Хабаровске, когда пострадавшему от отравления в гимназии № 3 по результатам рассмотрения дела в суде назначили 25 тысяч за компенсацию морального вреда. Хотя просил истец более ста тысяч.

К компенсации морального ущерба добавьте обязательный по Закону о защите прав потребителей штраф в размере 50% от указанной суммы, а при наличии чеков на лекарства - можно взыскать и расходы на лечение.

Важно: суд компенсирует вам расходы только на то лечение, которое прописал врач. Это касается обследований, лекарств и процедур. Поэтому, просите доктора, чтобы направляя вас на платное медобследование, назначая лекарства, он фиксировал все в вашей медкарте, а не на отдельном листочке из записной книжки. Другие расходы на лечение судья необходимыми, скорее всего, не сочтет.

Не стоит забывать, что «дело делу рознь». Размер компенсации морального вреда в первую очередь зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий. Проще говоря – от того, как вы намучились, получив отравление, какие, не дай Бог, последствия наступили в вашем организме в результате этого.

Об этих муках будут судить по продолжительности лечения, его форме (стационарное, амбулаторное), количеству и специфике лечебных процедур, степени тяжести вреда здоровью (ответит судебно-медицинский эксперт).

Дорога в суд: что надо знать

Хотя, в конце концов, кому-то важнее не деньги, а восстановленная справедливость. В таком случае, неважно - заказали ли вы еду домой, купили в супермаркете или поели в столовой, в основе доказывания лежат одни и те же правила.

Выделим несколько условных этапов на пути к судебному решению.

Первый: доказать факт приобретения продукта. На деле особых проблем с этим не возникает. Ответчики обычно не спорят, что реализовали продукт - конечно, если у вас есть копия заказа, чек, распечатка телефонных звонков.

Второй этап - вам надо доказать, что качество блюд стало причиной ваших проблем со здоровьем. И именно на опровержение этого факта «бросают в бой» основные силы ответчики.

Итак, вы поняли, что у вас пищевое отравление. Но, не обратившись за медицинской помощью, вы, во-первых, рискуете здоровьем и, во-вторых, судебной перспективой дела. Не тяните с этим. Время - ваш враг. Ответчик не забудет указать суду, что с момента заказа блюда и до вызова врача прошло время, в течение которого вы могли еще что-то есть и пить, помимо его закусок.

Официальный диагноз и анализ на инфекцию

Без официального диагноза врача ваши доводы по поводу пищевого отравления будут бездоказательны. Однако диагноз можно поставить по-разному. Анализы на инфекцию берут не все. В судах много дел, в которых неподтвержденный анализами диагноз стал одной из причин отказа в иске.

Обращайтесь за помощью в Роспотребнадзор

Один в поле не воин - эта пословица как нельзя лучше подходит к делам об отравлении готовыми блюдами. Вторым «воином» на стороне истца можно смело назвать территориальное управление Роспотребнадзора. Практика показывает, что к выводам этого ведомства суд прислушивается чаще, чем к доводам истца. Ваша жалоба - это основание для внеплановой проверки Роспотребнадзором юрлица или ИП. От результатов их проверки зависит судьба дела.

Так что чем быстрее вы обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор, тем лучше!

В жалобе вы в свободной форме излагаете обстоятельства приобретения продукта, последствия его употребления. При наличии прилагаете копию заказа (чека), меддокументы. Если у вас сохранились остатки блюда, можно передать их на исследование.

Выявив нарушения, Роспотребнадзор должен возбудить в отношении виновного лица административное дело по ст. 6.6 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения».

Так в июле 2015 года Оренбургский областной суд согласился с решением Новосергиевского райсуда по иску гражданина Х., который отравился салатом. Суды признали необоснованными доводы ответчика о том, что на исследование не брались продукты питания, заказанные истцом. Важнее для дела они посчитали то, что на предприятии ответчика была нарушена технология производства салатов, а повара нарушили правила личной гигиены, о чем указал Роспотребнадзор.

А вот Московский районный суд Санкт-Петербурга отказал в удовлетворении иска гражданке М., да еще и взыскал с нее в пользу ответчика расходы: а) на услуги его представителя; б) за проведенную судэкспертизу. Суд установил: согласно проверке, проведенной Роспотребнадзором, условий, способствующих заражению продукции, выявить не удалось...

Таким образом, доказать причинно-следственную связь без помощи Роспотребнадзора вам будет крайне затруднительно.

И, тем не менее, напомним, что от уплаты госпошлины вы освобождены, а за помощью в составлении и поддержании иска вправе обратиться организации по защите прав потребителей.

А пока будьте бдительны и - приятного аппетита!

Здесь граждане могут получить бесплатную консультацию и помощь при составлении претензии или судебного иска

Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю

Адрес: Хабаровск, ул. Карла Маркса, 109 б.

Телефон «горячей линии»: 8 (4212) 27-25-77

Отдел Защиты Прав Потребителей

Адрес: Хабаровск, ул. Нагишкина, 7

Телефон: 8 (421) 240-89-80

А также за помощью можно обратиться в общественные организации. Некоторые из них консультируют бесплатно, а где-то услуги по составлению исков и сопровождения в судах предлагают на платной основе.           

Справедливость, общество защиты прав потребителей

Адрес: Хабаровск, ул. Калинина, 131

Телефон: 8 (4212) 260-27-87

Общественный Контроль

Адрес: Хабаровск, Станционная ул., 29

Телефон: 8 (4212) 73-88-22

Первое региональное общество защиты прав потребителей

Адрес: Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 43

Телефон: 8 (4212) 93-37-16

Резонанс (Хабаровск)

Общество защиты прав потребителей.

Адрес: Хабаровск, бульвар Уссурийский, 9

Телефон: 8 914 209-62-52