О происшествии в комсомольской школе

«А она право имеет?»

28.11.2018 в 02:47, просмотров: 737

После того, как Комсомольск-на-Амуре стал городом президентского внимания, его поминали на федеральных каналах не часто. Но на прошлой неделе опять вспомнили. Правда, внимание к городу Юности приковал не президент, а видео, на котором учитель «применяет меры воспитательного характера» к второкласснику – наносит удары в коридоре школы. На защиту учителя встали, судя по подписям уже двух петиций на популярной платформе Change.org больше 3500 человек.

О происшествии в комсомольской школе

Какие факты?

Но вернёмся к самому событию, о котором, быть может, страна бы и не узнала, не живи мы в эпоху интернета. Видеоролик, на котором учитель лупит младшеклассника, сопровождая действие вопросом: «Я тебе кто, спрашиваю?», в считанные часы увидела вся Россия. Как говориться, ловкость рук и никакого мошенничества – Татьяна Юрьевна дубасила мальчишку, и даже не предполагала, что её же ученики снимают всё на сотовый телефон.

«Это его мама? А она право имеет?» - недоумевали одноклассники. Потом пара кликов – и мини-фильм об учителе из школы №37 города Комсомольска уже гуляет по просторам интернета.

На выложенный в социальных сетях сюжет отреагировали оперативно и повсеместно. Учительницу Лескову, несмотря на педагогический стаж почти в четверть века, хорошую профессиональную историю и образование, премии, грамоты, уважение коллег и учеников, тут же отстранили от работы.

Экстренные совещания с соответствующей повесткой провели в городском управлении образования и краевом министерстве образования и науки, готовятся провести вебинар по правилам поведения педагогов в конфликтных ситуациях с учениками.

Следственное управление СК России по Хабаровскому краю возбудило по факту рукоприкладства уголовное дело, и даже губернатор края Сергей Фургал посвятил школьному происшествию специальное совещание.

Как в зеркало!

Власть на то и власть, чтобы реагировать и принимать меры. А вот выводы должно делать общество.

В оценках события выделилось как минимум три стороны. Одни категорично и однозначно говорят, что распускать руки учитель не имеет права ни при каких условиях. А если не обладает талантом убеждать и воспитывать по заповедям выдающегося педагога Макаренко, то не место ему в школе, пусть идет кондуктором в автобус работать. Кто-то даже вспоминает о Конвенции ООН по правам ребенка, но таких меньшинство.

По другую сторону баррикад те, кто считает, что педагоги сегодня беззащитны перед малолетними хулиганами, которые могут учителя и послать, и плюнуть в сеятеля разумного, доброго вечного, и даже руку поднять. И всё потому, что нет на таких управы, с ними будут цацкаться, лишь бы дотянуть до неполного среднего, когда можно от школьного монстра избавиться на законных основаниях.

Хотя некоторые комментарии подписавшихся по-настоящему поражают. Чего только на второклассника не «навешали» сетевые эксперты: от психического заболевания до будущего убийцы. И, к слову, большинство подписавшихся комментаторов, судя по никам, женщины, которые совсем не против физических наказаний. Да и матом эти матери или педагоги, кем они не преминут себя называть, чтобы подчеркнуть свою компетентность, по всей видимости, выражаются в адрес школьника вполне свободно.

«Считаю что учитель в данном случае абсолютно права! Тот ребёнок очень даже заслужил, и нет ничего страшного, что она его немного проучила. В наше время считалось указкой или учебником по голове – это нормальный воспитательный момент, а если об этом родители узнают так еще и дома влетит!» - пишет одна из подписавших петицию.

«Дети совсем оборзели, чувствуют себя безнаказанными, и во многом это вина их родителей. Считаю, что учительница ничего ребенку не ломала, это, скорее всего, было подстроено. А вообще, пора вернуть в школы физические наказания для провинившихся учеников», - верит в заговор и просит перемен другая.

«Я подписываюсь, потому что учитель была доведена неадекватным учеником до нервного срыва и потому что нужно вводить закон, защищающий учителя от хамства и произвола родителей и учеников. Кроме того, необходимо отменить «новшество» - обучение детей с психическими отклонениями в классе со здоровыми детьми. Заниматься ими должны специалисты», - поставила диагноз мальчишке и «отменила» инклюзивное обучение другая.

«Из-за таких недодетей страдают все вокруг!!!! Если родители с ним в 8 лет не могут справиться, что будет дальше???? Сейчас он бьёт всех вокруг, а через несколько лет убивать будет????» - кажется, через чур эмоционально страдает третья.

«Я полностью поддерживаю Учителя. И на месте родителей добавила бы затрещин этому ребенку, раз не могут дома мозги вправить как надо вести себя», - делится советом еще одна.

Опубликованное – только некоторые, самые печатные «перлы» комментаторов петиции. Кажется, пацан и впрямь, монстр, который методично и жестоко, наверняка еще и в сговоре с родителями, доводит взрослую женщину-педагога до нервного срыва, тем самым наносит вред ее здоровью и прочее, и прочее. Вот бы посмотреть на идеальных детей «экспертов».

К слову, такое обсуждение вошло в тон к федеральной повестке. В ток-шоу «Время покажет» Артёма Шейнина на «Первом канале» собрались обсудить «горяченькое» оперативно. Эксперты с ностальгией вспоминали про утраченные ныне рычаги управления школярами. Не тянешь учебную программу, оброс «двойками» – оставайся на второй год или даже на третий, авось, дозреешь до необходимости овладевать знаниями. Плохо учишься, да ещё и хулиганишь – не быть тебе пионером. И красный галстук  никогда не украсит твою недостойную шею. А уж если по тем же основаниям не приняли в ленинский комсомол, то закрыта тебе дорога в вуз и на будущей карьере поставь крест.

К третьей стороне можно отнести тех, кто считает, что пришло время на официальной и законной основе защитить учителя от учеников, которые могут и унизить, и оскорбить, чему мы тоже не раз были свидетелями при помощи тех же социальных сетей.

Мол, судьи и полицейские у нас находятся под защитой, потому что у них профессия связана со всевозможными рисками, вот и педагогов надо к таким отнести. Тогда и будет соблюдён относительный паритет – ученик будет знать, что учителя нельзя свести до состояния унижаемого и оскорбляемого субъекта, учитель будет знать, что его защитит в сложной ситуации закон, у него не будет необходимости защищать себя самому. При помощи того же рукоприкладства или хамства в ответ на хамство.

Снова гаджет виноват

Какой будет форма учительской защиты? Пока всё на уровне предложений. А вот статья 117 УК РФ «Истязание» и статья 156 его же «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» для Татьяны Лесковой вполне реальны.

К слову, ей пришлось публично извиниться и покаяться, объяснить свой поступок тем, что не сдержалась, нервы подвели. И можно только представить, сколько валерьянки употреблено педагогом, которому такая неожиданная всероссийская известность стоила не только утраченного места у школьной доски, но и авторитета, и здоровья.

Петиция от родителей в защиту учительницы из Комсомольска появилась ещё и потому, что они конкретно «на себе» знакомы с ситуацией. По их словам, второклассник резко перешагнул планку дозволенного: несмотря на юный возраст ругается матом, срывает уроки, одноклассники нередко получают от него тычки и плевки.

Конечно, после произошедшего в школе инцидента девятилетний мальчишка окажется под пристальным вниманием и психологов, и иных соответствующих служб, и с родителями его школа будет сотрудничать на постоянной основе.

Штамп конкретного хулигана, считают специалисты, на нём ставить вряд ли стоит, что называется, перевоспитанию подлежит. Да и школа № 37 в Комсомольске в ряду успешных, с сильным педагогическим коллективом. И ситуацию с коллегой Лесковой здесь принимают близко к сердцу, считают исключительной и даже парадоксальной.

А вот детское непослушание и агрессию уже встревожено называют эпидемией. И специалисты объясняют её причину. Чуть ли не с колыбели ребёнок существует с гаджетами, вместо маминой сказки – мультик с уродливо-странными персонажами, станет старше – будут «стрелялки» и видеоигры из серии «убей, или проиграешь», смартфон с чатами.

И вот эти заменители родительской любви и внимания выталкивают ребёнка из реальной жизни. Взамен как раз те агрессия и злобный оскал на любую ситуацию, которая не по нему. Но хоть прокляни и выброси эти гаджеты, они вросли в жизнь нынешних детей и дозировать их «употребление» – порой непосильная родительская и учительская задача. Причем, порой «перебарщивают» и сами взрослые.

Да и в другом не стоит на зеркало пенять. Вчитываясь в орду комментариев под петицией, требующих чуть ли не высечь школьника, открываются интересные модели поведения родителей: решить все силой, наказанием, битьем, заклеймить, изолировать в спецучреждение. Только эти модели, на минуточку, дети как раз и копируют.

Вскользь намекает на то самое «зеркало» и одноклассница, снимавшая безобразную сцену. Она испуганно комментирует: «Наверное, это его мама!». Выходит – родителю бить можно, учителю – нельзя? Хотя уже давно известно, что физические наказания, кем бы они ни причинялись, ранят психику ребёнка, взращивают в нём агрессию и злобу пуще гаджетов и стрелялок.

Но как быть, чтобы не пришлось бить? На этот вопрос ответа пока не нашла даже учительница с почти двадцатипятилетним стажем, не то что современное общество.

Цитатник МК:

Инна Иванова, психолог:

– Руководствуясь положениями этического кодекса психолога, мы в первую очередь должны защищать интересы ребёнка. И лишь во вторую и третью — уже интересы родителей, педагогов, администрации школы, уполномоченных органов. С точки зрения психологии, мы должны принимать ребёнка таким, какой он есть, с его проблемами и сложностями, помогать ему, его защищать. Так что в любой ситуации я на стороне ребёнка.

Что касается учителя, он может быть подстрахован и защищён от ситуации, подобной той, что произошла в школе №37 Комсомольска. Если грамотно и полно использует административный ресурс.

Что я имею в виду? Ученик не понимает и не принимает школьную дисциплину и школьные правила? Не подчиняется требованиям учителя, грубит, срывает уроки, конфликтует с одноклассниками? Сразу же надо подключать к проблеме школьного психолога, родительскую общественность, педагогический совет, администрацию учебного учреждения. Попытаться решить проблему самому, это значит, её не решить.

И вот если все эти этапы пройдены и использованы, но результата нет, тогда у учителя есть право сказать: «Считаю, что этим ребёнком должны заниматься определённые специалисты. Мои педагогические компетенции исчерпаны».

Многие родители имеют предубеждения по поводу психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), мол, приведёт мы на неё ребёнка, а здесь его запишут в умственно отсталые, поставят клеймо на все школьные годы. Всё с точностью до наоборот. Есть проблемы с дисциплиной, характером, обучением и воспитанием – вам именно сюда. И не откладывая это в долгий ящик. Специалисты определят зону развития вашего ребёнка, предложат конкретную и под него работающую программу образования и выравнивания его проблем.