Стратегия как ключ к успеху

Круглый стол, посвященный работе бизнеса в условиях ковидных ограничений, прошел в деловой гостиной «МК в Хабаровске»

Круглый стол, посвященный работе бизнеса в условиях ковидных ограничений, прошел в деловой гостиной «МК в Хабаровске»
Стратегия как ключ к успеху ФОТО: Кристина Панина

Пандемия коронавирусной инфекции в России официально не завершена. Однако с введением ограничений жизнь, в том числе и деловая, не замерла. О том, как трансформировалось бизнес-пространство в условиях кризиса, и о том, каков теперь вектор развития хабаровского бизнеса, говорили участники круглого стола в деловой гостиной «МК в Хабаровске» - Николай Долгушев, управляющий дальневосточным филиалом банка «Открытие»; Ольга Жменько, директор консалтинговой компании «ГОСЗАКАЗ» и заместитель председателя Общественного совета при комитете государственного заказа правительства Хабаровского края, член правления Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей; Дмитрий Платонов, директор рекламной компании «Моторр» и Екатерина Чабан, директор ЦОУ «Мой бизнес». Дискуссия получилась интересной и содержательной.

- Закончились кредитные каникулы, прекратил действие мораторий на банкротство. Пришла пора исполнять обязательства, а рынок не восстановился в прежних масштабах. Что делать, если нет денег платить зарплату, налоги, кредиты, исполнять обязательства перед контрагентами? Должен ли в этом случае банк пойти навстречу своим клиентам?

- Это вопрос нетривиальный, - отмечает Николай Долгушев. - Поскольку по большому счету у предпринимателей было достаточно времени, чтобы понять, как оптимизировать свой бизнес, как адаптировать его к текущим реалиям. На мой взгляд, те меры государственной поддержки, которые действовали в 2020 году и начале 2021 года, в целом позволили предпринимателям относительно комфортно пережить этот кризис и позволить оптимизировать свою бизнес-модель под пандемийные и постпандемийные условия. Поэтому, если к сегодняшнему дню компания пришла к ситуации, когда ей нечем рассчитываться со своими обязательствами, то это в большей степени вина компании. И здесь, наверное, банк как коммерческая организация, у которой тоже есть свои обязательства, будет смотреть на то, насколько эффективно бизнес ведется. Если будет понятно, что ситуация эта временная, полагаю, банк пойдет навстречу. Причем более того - в ряде банков, в том числе и в банке «Открытие», разработаны собственные программы кредитных каникул, рассчитанные на этот случай.

Итак, у банков есть отработанные механизмы, но желание работать и решать финансовые трудности должно быть и у самого предпринимателя. Помощь и поддержка правительства в этой истории оказалась, по мнению участников дискуссии, вполне уместной и своевременной.

- Правительство активно включилось в поддержку предпринимательства, что оказалось востребованным, чем пользовались сами бизнесмены?

- Действительно, помощь государства участникам предпринимательской деятельности была разноплановой, - рассказывает Екатерина Чабан. - Какие-то меры пользуются большим спросом, какие-то меньшим. В ЦОУ «Мой бизнес» наибольшей популярностью пользовалась услуга продвижения продукции, поскольку когда наступила кризисная ситуация, а пандемия - это форс-мажор, которого до этого не знал мир - меры поддержки для бизнеса подбирались интуитивно. Компании начали отсекать траты, которые относят к второстепенным. При этом очень важным остается вопрос продвижения на рынке, именно на это сделал ставку наш центр.

К первоочередным, по словам Екатерины Чабан, относятся налоговые и кредитные отчисления, фонд оплаты труда, аренда и расходы на сырье и материалы, то есть то, без чего бизнес не может функционировать. Своим опытом решения проблемы нехватки средств для оплаты труда в разгар пандемии поделилась Ольга Жменько.

- Для нашей компании воспользоваться льготным кредитом на пополнение фонда оплаты труда оказалось очень просто, - делится она. - У меня был оформлен резервный счет в одном из банков, и в онлайн-приложении я в какой-то момент увидела кнопку «оформить». С момента оформления продукта до зачисления средств на счет прошло около десяти минут. Считаю, что это прекрасная мера поддержки. Она позволила мне сохранить кадровый состав и даже увеличить его.

Простоту и удобство использования мер поддержки предпринимателей отметил и Дмитрий Платонов. Его бизнес - оказание услуг изготовления и размещения наружной рекламы - оказался в числе тех, которые многие предприниматели посчитали «второстепенными».

- Этот период дался нам, как и любому, наверное, представителю малого бизнеса, непросто, - отмечает он. - Были кассовые разрывы, сложности с финансами. В разгар пандемии оборот упал примерно на 40%. И это понятно. Если идет снижение деловой активности, не открываются новые предприятия, не оформляются залы, не нужны вывески. Меры поддержки предпринимателей пришлись очень кстати. При оформлении их у нас также сложностей не возникло. Все было просто и понятно.

Впрочем, снижение деловой активности не означает ее полного прекращения. Даже в самый сложный период предприимчивый делец с активной жизненной позицией может рискнуть и попробовать открыть свое дело.

- Обращались ли в банк «Открытие» с идеями для стартапа? Ведь общеизвестно, что вложения в такие проекты весьма рискованны?

- Действительно, большинство крупных универсальных банков не финансирует стартапы, потому что очень сложно прогнозировать риски, - отвечает Николай Долгушев. - Единственное, пожалуй, исключение, когда уже существующий бизнес открывает новое направление и поручается за него своими активами. В этом случае банк пойдет ему навстречу. Вообще, это очень интересный вопрос. Как раз ситуация с пандемией для каких-то клиентов оказалась неблагоприятной, а какие-то, наоборот, находили для себя новые потенциалы. Как ни странно, кризис - это время возможностей. Например, все, что связано с онлайн-продажами, онлайн-сервисами предоставления услуг, получило новый импульс для развития. И банк «Открытие» не стал исключением. На сегодняшний момент 90% всех операций банка можно провести в дистанционном режиме. А в офисе оформляются только самые сложные операции.

Как отмечает Николай Долгушев, некоторые отрасли от пандемии даже выиграли.

- Фармацевтика, медицинский бизнес, все, что связано с тестами на ковид - эти отрасли существенно повысили свои продажи, - говорит он. - Но были и потери. Мы в банке «Открытие» регулярно проводим социологические опросы на наиболее острые темы. Был у нас опрос и на эту тему. Из тысячи респондентов на всей территории России оказалось, что с кризисной ситуацией не справились 8% - их бизнес перестал существовать. Треть бизнесменов вынуждена была снизить заработную плату. 29% при этом сказали, что их бизнес восстановился к третьему-четвертому кварталу 2020 года, и 44 % сказали, что их бизнес восстановится в течение года. То есть предприниматели адаптируются к текущим условиям, оптимизируют расходы, пробуют новые направления. Единственное, что по мнению экспертов может угрожать рынку сейчас, это гиперинфляция. Меры поддержки, которые страны вкладывали в свою экономику, привели к избытку денежной массы и как следствие к удешевлению денег.

Успешным примером работы в условиях кризиса можно назвать консалтинговую компанию «ГОСЗАКАЗ».

- Все процедуры госзакупок и тендеров перешли с января 2020 года в электронный вид, - отмечает Ольга Жменько. - И поэтому к удаленному режиму работы мы оказались превентивно готовы. Мы во всеоружии встретили переход в цифровую эру. Операционная деятельность наша не пострадала, но мы, конечно, ощутили влияние со стороны клиентов. К примеру, выросла дебиторская задолженность, некоторые просто ушли с этого рынка, мы потеряли клиентов. Но меры, предпринятые правительством в части цифровизации, сыграли нам на руку. Наша деятельность такова, что большая часть переговоров может происходить в дистанционном режиме, так что оперативно пересмотрев нашу бизнес-стратегию, мы смогли даже шагнуть за пределы своего региона.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру