Пять лет — полёт нормальный: ТОРы и СПВ

Вот уже пять лет прошло с того дня, как президент Российской Федерации Владимир Путин, в послании Федеральному собранию предложил создать на Дальнем Востоке и в Сибири особые территории опережающего развития (ТОР) со специальными условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе на экспорт.

Пять лет — полёт нормальный: ТОРы и СПВ
Фото: Александр Янышев

Так появились ТОР и заработал режим Свободного порта Владивосток (СПВ). О том, каких успехов удалось достичь и какие перспективы для жителей они создают, выяснил корреспондент сайта Habinfo.ru.

С нуля до 400 миллиардов

Предложение президента о создании ТОР и СПВ датировано 12 декабря 2013 года, а уже 29 декабря того же года был принят Федеральный закон «О территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», благодаря которому в правовое поле ввели новые льготные территории, в дополнение к уже существующим «Сколково», ЗАТО и подобным.

Как подчеркнул глава государства, режим ТОР был создан для того, «чтобы усилить инвестиционную привлекательность тех регионов, которые нам нужно развивать в первоочередном порядке (Дальний Восток прежде всего)».

Все резиденты, использующие преференциальные режимы ТОР и СПВ, освобождены от уплаты налогов на прибыль, землю и имущество. При этом единый социальный налог (страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС) снижен с 30 % до 7,6 %. Каникулы им даются на пять лет с момента начала реализации их проектов. Это по-настоящему беспрецедентные условия, которые дают максимум возможностей для захода на дальневосточный бизнес-рынок.

В ДФО действует 20 территорий опережающего развития в девяти регионах. Режим Свободного порта Владивосток — распространён на 22 муниципальных образования в пяти субъектах региона.

На сегодняшний день резиденты ТОР и СПВ вложили в экономику Дальнего Востока уже более 400 миллиардов рублей. Чтобы было понятней — это больше, чем четыре среднегодовых бюджета такого немаленького субъекта, как Хабаровский край. Кроме того, по всему Дальнему Востоку инвесторы создали около 30 тысяч рабочих мест — и это, по сути, целый населённый пункт.

— По числу резидентов в лидерах сейчас ТОР «Камчатка» — в основном это субъекты малого и среднего предпринимательства. По этой причине количество инвестиций и рабочих мест там ниже остальных по объёму. По данным показателям у нас впереди всех ТОР «Свободный» в Амурской области. Прежде всего это обусловлено размещением там газоперерабатывающего завода, — рассказала генеральный директор акционерного общества «Управляющая компания ТОР «Хабаровск» Ирина Ивановна Серова.

Если говорить про режим СПВ, то тут по числу резидентов, объёму инвестиций и количеству рабочих мест лидирует Приморский край. Как отметила Ирина Ивановна, это весьма предсказуемо: Приморье является единственным дальневосточным субъектом, в котором режим Свободного порта Владивосток распространён сразу на 16 муниципальных образований, из которых семь — это крупные городские округа. Среди них Владивосток, Находка, Артём, Уссурийск, Партизанск и Спасск-Дальний.

Не налогами едиными

Пока оценить экономический эффект от введения режимов ТОР и СПВ для простых жителей Дальнего Востока сложно, так как пока ещё резиденты не платят налоги в субъекты тех регионов, где они работают. Однако уже косвенным благам можно однозначно порадоваться. Речь идёт об инфраструктуре. В частности, это касается обновлённых коммуникаций, которые должны уменьшить количество аварий при неизбежно растущей нагрузки на них. Но, что особенно должно радовать людей — это новые безопасные дороги.

Примером этому служит Хабаровский край. Так, в ещё в 2017-м году, была построена автомобильная дорога «Обход села Ракитное». В этом году данную магистраль должны соединить путепроводом с подстанцией «Восток» — его длина 960 метров, что позволит пропускать более пяти тысяч единиц транспорта. Также завершилась разработка проектной документации двухполосной дороги от площадки «Авангард» ТОР «Хабаровск» до улицы Новой. Всего же на площадках ТОР в эксплуатацию ввели восемь автомобильных дорог общей протяженностью больше 15 километров.

Особенно хочется отметить новый участок автомобильной дороги «Уссури», которому присвоили первую категорию (https://habinfo.ru/doroga-ussuri/). Полностью проект, общей протяжённостью 27 километров, планируют завершить в 2021 году. Территории опережающего развития в Хабаровске благодаря новому объекту будут иметь непосредственный выход к аэропорту. Дальнейшее же развитие проекта призвано создать новое транспортное сообщение с Китаем через Большой Уссурийский остров. При всех прочих плюсах, это первая автомобильная дорога высшей категории в Хабаровском крае.

Резиденты множатся

Популярность ТОР и СПВ среди представителей бизнеса не вызывает сомнений — количество заявок от заинтересованных лиц и количество резидентов неуклонно растёт с каждым годом, причём существенно. Так, на 1 января 2019 года относительно 2016 года их число увеличилось в три раза. В тоже время по СПВ мы имеем девятикратный прирост. Но, нужно признать, что случается и расторжение соглашений.

Дальний Восток является важным транспортным коридором, соединяющим Европу с Азией. Поэтому наиболее приоритетным для реализации у резидентов являются проекты, связанные с логистикой и транспортом — 63 из 392, или 16 %. Затем следуют туризм и рекреация — они характерны для Камчатки и Сахалина. Третье место за производством строительных материалов. Что касается иностранных инвестиций в ТОР, большая их часть представлена китайским капиталом.

— На четвёртом месте по популярности у инвесторов - проекты, связанные с сельским хозяйством. Интересно, что в этой области пять проектов реализуется даже на Чукотке. Это наглядно демонстрирует, что с использованием преференциального режима ТОР даже на крайнем севере можно заниматься столь капризным направлением, — поделилась Ирина Серова.

В режиме СПВ расклад по отраслям практически аналогичный. На первом месте там строительство недвижимости и сфера услуг (общественное питание, гостиничный бизнес, автотранспорт). Второе место за логистикой и транспортом, третье — за туризмом и рекреацией, четвёртое — за производством строительных материалов. Необходимо отметить, что львиная доля резидентов СПВ — это микропредприятия. Иностранные инвестиции тут также в основном китайские.

Уже реализовано 249 проектов, что составляет 13 % от заявленных. В режиме ТОР — 99, в СПВ — 150. На стадии строительно-монтажных работ — 20 % проектов. На этапе проектирования — 20 %. Остальные пока на начальной стадии реализации — собирается информация для начала проектных работ.

Меры поддержки

Для того, чтобы проекты резидентов активно развивались, а предприниматели имели возможность успешно реализовывать свои задумки, внедряется система профильных услуг. Наибольшим спросом у резидентов сейчас пользуется помощь в обеспечении инфраструктурой, выдаче технических условий и предоставлении земельных участков. Вообще, инфраструктурные вопросы наиболее важны при выборе территории для реализации проектов в рамках ТОР. Корпорация по развитию Дальнего Востока старается опережать спрос и вкладывается в это направление. Так, строится инфраструктура по всем ТОРам на сумму свыше 70 миллиардов рублей.

— Мы прекрасно понимаем, что у каждой площадки свои мощности по электричеству, газу, воде. Решаем вопросы, какие проекты мы можем обеспечить и привлечь на площадку наличием инфраструктуры. Понимаем, что все эти вложения бюджетные безусловно у нас окупятся, как только предприятия начнут формировать свои бюджетные поступления, — отмечает генеральный директор АО «Управляющая компания ТОР «Хабаровск» Ирина Серова.

Также актуальны для резидентов услуги по защите их интересов в судах, содействию финансирования проектов. Недавно появилось новое предложение — по предоставлению в аренду производственных помещений. Пионером в решении данного вопроса сейчас выступает Комсомольск-на-Амуре — там сейчас на стадии ввода в эксплуатацию находится первое здание. Уже есть заинтересованные резиденты, готовые взять помещения под свои нужды. Арендная плата будет льготная, существенно ниже рыночной.

Выдающаяся динамика

Как рассказал заместитель директора департамента ТОР и развития Свободного порта Владивосток в Минвостокразвития Владимир Руденко, всего за месяц после Восточного экономического форума, а проходил он в сентябре 2019 года, новыми резидентами стали сразу 156 компаний (в ТОР — 23, в СПВ — 133). По инвестициям прирост составил 348 миллиардов (ТОРы — 300, СПВ — 48). Если говорить про рабочие места, то их количество выросло на 11 тысяч. И это только за один месяц!

— Я про что хочу сказать. Динамика за месяц однозначно показывает, что режимы ТОР и СПВ интересны. Когда мы создавали ТОРы в 2015-м году, то смотрели на то, что необходимо бизнесу на Дальнем Востоке и сравнивали с особыми экономическими зонами в странах АТР. Когда в 2015-м закон вводился, то не было никаких льготных режимов, ни защиты прав инвесторов, никакой системной работы, — напоминает собеседник.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру