Где ловим, там и строим: дальневосточные корабелы получили заказы на первые краболовы

Сбылась мечта дальневосточников: на судостроительный завод «Восточная верфь» во Владивостоке и Хабаровский судостроительный завод поступили заказы от рыбопромышленников на строительство четырнадцати краболовов. Причём, в Приморье уже приступили к работе.

Где ловим, там и строим: дальневосточные корабелы получили заказы на первые краболовы
Фото: cruiseinform.ru

Строительство краболовов на Дальнем Востоке

В августе текущего года было подписано постановление правительства РФ «О требованиях к проектам по строительству объектов, реализуемым в рамках договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, а также требованиях к объектам, строительство которых на территории Российской Федерации предусмотрено такими проектами, включая их технические характеристики, сроки реализации и примерную стоимость». Постановление регламентирует не только сроки строительства судов, но и методику контроля, условия приёмки судов и т.п.

Документ чётко определил Дальневосточный федеральный округ как регион, который получит от реализации «крабового» судостроительного проекта около пяти тысяч новых рабочих мест и свой судостроительный кластер, в который уже начали вкладывать средства местные инвесторы.

Как отметил первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, «главное преимущество корабелов из Хабаровского края – наличие собственных организаций по работе с рабочей документацией и проектированию. Этого нет в Приморье. Вместе с тем, ещё с советских времен сложилось так, что вся судостроительная отрасль на Дальнем Востоке сосредоточена в этих двух регионах. И логично предположить, что заказы на 25 краболовов в итоге разделят Хабаровский край и Приморье».

История вопроса

Такому решению предшествовала огромная работа. Строительство краболовов на дальневосточных верфях детально обсуждали весной 2019 года на заседании подкомиссии по рыбному хозяйству.

— Мы рассмотрели, какие меры надо принять для того, чтобы суда строились на Дальнем Востоке. Верфи у нас есть. Но, к сожалению, для строительства рыболовецких судов они по ряду причин не используются. Это не соответствует приоритетам развития Дальнего Востока. 94 млрд рублей инвестиций – деньги немалые — вкладываются дальневосточными компаниями в развитие других регионов. Нужно, чтобы эти средства помогали развивать Дальний Восток», — подчеркнул на заседании заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. — Денежные средства, которые тратит инвестор на строительство флота в рамках инвестиционных квот, должны оставаться на предприятиях Дальнего Востока. Это не вопрос административного распределения. Для того, чтобы инвесторы заказывали суда, наши верфи должны быть конкурентными. Мы договорились с Минпромторгом России, что дополнительно будут подготовлены предложения в этой части. Некоторые средства выделены на модернизацию Амурского и Хабаровского судостроительных заводов. На мой взгляд, этого недостаточно. Мы ещё раз соберёмся в Москве и продумаем программу: как сделать так, чтобы у рыбаков была возможность заказывать суда на Дальнем Востоке.

По оценке экспертов, программа по распределению квот добычи крабов в инвестиционных целях при условии соблюдения принципа «где ловим, там и строим», с инициативой которого выступили полпред Юрий Трутнев и зампредседателя правительства РФ Алексей Гордеев, как нельзя лучше соответствует наказу Владимира Путина «развитие Дальнего Востока — приоритет России в XXI веке».

Без поддержки — никак

Минвостокразвития ведёт большую работу по загрузке дальневосточных верфей. Совещание на эту тему прошло в октябре на Хабаровском судостроительном заводе. Корабелы предложили рассмотреть возможность предоставления льготного финансирования на модернизацию производства и субсидирования строительства краболовов.

Юрий Трутнев говорил о необходимости разработки механизма поддержки, чтобы «большая часть этого заказа на суда пришла именно сюда, на Дальний Восток, чтобы заказчикам было выгодно работать с дальневосточными верфями».

В итоге предложение о субсидировании двадцати процентов затрат на приобретение таких судов было одобрено главой государства – проект постановления сейчас находится в Минсельхозе РФ. Субсидии планируют предоставлять за счёт дополнительных доходов, полученных федеральным бюджетом в результате проводимых «крабовых» аукционов.

По словам президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа Зверева, «идея о субсидировании при строительстве судов перспективна. Юрий Петрович Трутнев досконально изучил ситуацию и выступил с такой инициативой. Это совместная позиция Трутнева и Гордеева приведёт к тому, что появится реальный финансовый ресурс для восстановления и возрождения судостроения».

— Мы уже подписали один контракт на строительство краболова с рыбодобывающей компанией из Хабаровского края. На подходе ещё шесть контрактов с участниками конкурса. То есть будем строить семь краболовов в течение пяти лет. Мы к этому давно готовы, — отметил генеральный директор АО «Восточная верфь» Олег Сиденко. – Невозможно развивать производство, внедрять новейшие технологии и при этом не обеспечивать заказами дальневосточные предприятия. Мы поддерживаем это решение правительства. Размещение заказов — это работа для людей, это тот якорь, который удерживает специалистов от переезда в другие регионы. Это же позволяет привлекать молодёжь на рабочие специальности. Не стоит забывать, что у нас есть и учебные заведения, готовящие кадры для судостроения, и этим кадрам нужно трудоустройство.

На Хабаровском судостроительном заводе до конца текущего года также планируется разметить заказ на строительство семи краболовов. Соответствующая заявка, которая в настоящее время проходит процедуру согласования в Объединённой судостроительной корпорации, поступила от приморских рыбаков. Также сообщается, что в перспективе дальневосточные рыбопромысловые компании намерены разместить на ХСЗ заказ на строительство серии малотоннажных судов для прибрежного лова.

Кроме того, речь идёт о размещении заказов на строительство краболовов на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре и судоремонтном заводе в Находке.

— Да, мы готовы строить краболовы, — отметил генеральный директор ПАО «Находкинский судоремонтный завод» Николай Болгар.

— Мы сделали подготовительную программу и провели переговоры с несколькими потенциальными заказчиками на их строительство. Решение строить суда для дальневосточных рыбаков и добытчиков краба на дальневосточных верфях – однозначно правильное решение.

По информации министерства промышленности правительства Хабаровского края, в адрес президента РФ также готовится обращение Совета Федерации за подписью Валентины Матвиенко о том, что амурские корабелы способны построить на своих стапелях 13 краболовов за пять лет. К такому выводу пришла комиссия в составе представителей Совфеда, «Объединенной судостроительной корпорации» и рыболовецких артелей, побывавшая недавно на ведущих судостроительных предприятиях ДФО.

— Наш завод понравился гостям, теперь ждём заказы на краболовы, – пояснили нам в пресс-службе АСЗ. – Всю требуемую техническую документацию мы им предоставили. Наше предприятие всегда делало упор на высокоинтеллектуальное производство. Поэтому мы можем строить не только краболовы, но и подводные лодки. Мы единственный на Дальнем Востоке судостроительный завод, на котором применяется редкая технология – судовой электромонтаж. И сегодня мы успешно выполняем заказы для ТОФа по строительству военных корветов и паромов для Сахалина. Краболовы также очень важны для нас. Это позволит загрузить предприятие гражданскими заказами до 2024 года и сохранить рабочие места. На нашем предприятии есть очень хорошая база для подготовки высокопрофессиональных кадров, которые востребованы по всему Дальнему Востоку.

Кадровый резерв

Подготовкой молодых кадров для гражданского судостроения и их дальнейшим трудоустройством вплотную занимаются учебные заведения Хабаровского края. На Амурском судостроительном заводе с 2011 года действует базовая кафедра «Технология судостроения» Комсомольского-на-Амуре государственного университета с целью подготовки необходимых специалистов «прямо на месте».

Вводятся и дополнительные курсы по дефицитным специальностям. Так, на базе Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания и Комсомольского-на-Амуре судомеханического техникума созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций, реализующие краткосрочные образовательные программы, в том числе, по профессиям «сборщик-достройщик судовой», «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и «сварщик».

В любом случае, корабелы-дальневосточники поддерживают решение правительства о размещении заказов на строительство краболовов в нашем регионе. Такая мера позволит «оживить» судостроительную отрасль в ДФО, открыть новые дополнительные рабочие места и удержать высококвалифицированных специалистов от переезда в другие регионы страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру