Наружная реклама в Хабаровске: победит ли «диджитал» «лоскутные одеяла»

Количество стендовых конструкций сократилось

Наружная реклама для любого города – это краеугольный камень для местных администраций и представителей бизнеса. Она способствует продвижению товаров и услуг и приносит доход в муниципальный бюджет, но при этом конструкции не должны уродовать улицы и превращать их в пёстрое бесформенное месиво. Как раз этим вопросом сейчас озаботились в мэрии Хабаровска, где впервые с 2013-го года созвали коллегию, на которой обсудили информационное оформление городского пространства.

Количество стендовых конструкций сократилось
Фото: Восток-Медиа

Наводим порядок

Как сказал начальник отдела наружной рекламы и регистрации наружных конструкций департамента муниципальной собственности администрации Хабаровска Василий Иванович Аристов, наружная реклама — это не только неотъемлемый элемент внешнего облика города и важная часть визуальной коммуникации бизнеса с потребителями, но и источник дохода для муниципального образования. Что касается её эффективности, то она остаётся неизменной даже несмотря на популярность электронных средств массовой информации.

— Благодаря многообразию существующих видов и типов «наружки», можно оказывать влияние на любую целевую аудиторию. Прогресс не стоит на месте. За время, прошедшее с предыдущей коллегии, которая прошла в 2013-м году, в области наружной рекламы произошли значительные изменения в нормативных документах, что не могло не сказаться на специфике рынка, — отметил в своём докладе Василий Аристов.

Согласно данным из городского реестра, на территории Хабаровска сейчас зарегистрировано около 6,5 тысяч объектов наружной рекламы и информации. Из них около 4 300 (67 %) — это именно рекламные объекты, и более 2 тысяч — информационные. Из общего количества конструкций в городе выделяют 22 плазменных видеоэкрана, 42 суперсайта, 64 перетяжки, 127 ситибордов, 506 сити-форматов и 609 стендов размером 3х6 метров.

Врезка: Большинство ситибордов и сити-форматов размещены в центральной части города — там, где наблюдается наибольшая деловая активность. Если говорить про стендовые конструкции 3х6 метров, то, в основном, они установлены вдоль оживлённых дорог.

Сдачей конструкций в аренду в Хабаровске занимаются более 15 рекламных агентств и 45 индивидуальных предпринимателей. Если говорить конкретнее, то из общего количества около 69% стендов 3х6 метров и 48 % сити-форматов принадлежат крупным операторам. Остальными владеют индивидуальные рекламораспространители, которые используют конструкции для собственного продвижения.

Что касается динамики, в Хабаровске происходит сокращение количества размещённых конструкций, уменьшается число выданных разрешений на их установку. Так, если в 2013-м году их выдали 6 082, то в 2018-м эта цифра составила всего 4 300, то есть на 28 % меньше. Причин этому, как сказал Василий Аристов, несколько. Например, многие конструкции поменяли свой статус с рекламных на информационные — они не пополняют бюджет города, так как регистрируются бесплатно. В сравнении с 2013-м годом их количество возросло в 6,5 раз.

В качестве ещё одного фактора в администрации города отмечают вступление в силу запрета на размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия. До этого в таких зонах было смонтировано до 400 объектов. За период с 2016-го года 167 конструкций перевели из рекламных в информационные и более 250 просто демонтировали.

Нельзя не отметить уменьшение числа стендовых конструкций различного типа. Их стало меньше после утверждения схемы и выработки концепции размещения рекламы в городе. Согласно документу, большие форматы в центральной части Хабаровска заменили на ситиборды и сократили стенды 3х6 метров на трассах. За два последних года убрали 137 стендов, 55 перетяжек и 52 стационарные конструкции, а стенды у АЗС перевели из статуса рекламных в информационные. Так, за 2016-218 годы общее количество стендовых конструкций сократилось до 254-х – это привело к снижению поступлений в бюджет города почти на 21 миллион рублей.

Также сказался на общей ситуации отказ распространителей от размещения наружной рекламы в связи с её нерентабельностью. Практически ушли с рынка заказчики крупных брендов соков, одежды и обуви. При этом большинство местных компаний стали размещать информацию о товарах и услугах на зданиях и ограждениях. В основном это коснулось рекламных стела   и указателей — таких стало больше на 180 штук.

При этом от рекламораспространителей регулярно поступают различные заявки на включение в схему размещения стендовых конструкций центра города. Чаще всего они получают отказ — некоторые улицы итак перенасыщены рекламой. В результате получили на 60 % меньше реализуемых заявок. Выходом бы стал демонтаж устаревших и неприглядных сооружений, но оперативно их удалить не позволяет закон — требуется решение суда и немалые средства на их снос.

Для выработки единого подхода Василий Аристов предложил департаменту муниципальной собственности, департаменту архитектуры с привлечение представителей рекламного сообщества провести комплексный анализ размещённых стендов и подготовить предложение по их оптимизации для внесения изменений в схемы. При этом важно не допустить, чтобы сокращение привело к свёртыванию рекламного бизнеса в городе.

Положительные тенденции

— В таких условиях, чтобы не допустить резкого сокращения поступления денежных средств в бюджет города, департамент муниципальной собственности применил комплекс мер, благодаря которому удалось стимулировать заказчиков. Были оперативно внесены изменения в нормативные акты для создания благоприятной среды для распространителей и их развития, — сказал Василий Аристов.

Благодаря этому удалось стабилизировать поступления в городской бюджет на уровне 93-110 миллионов рублей и достичь максимума в 2017-м году, когда удалось собрать 125 миллионов рублей за счёт торгов на право размещать рекламные конструкции на земельных участках. Всего провели 608 аукционов на площадки, по которым закончился пятигодичный срок аренды площадей.

Несмотря на хорошие показатели, Василий Аристов отметил, что тенденция на увеличение поступлений в городской бюджет от наружной рекламы не может сохраняться долго. Так, за последние три года департамент отторговал около 70 % от общего количества мест размещения рекламных конструкций на земельных участках. И это при том, что с ноября 2015 года начали заключаться и долгосрочные договоры на 7 и 10 лет — аукционы по ним начнутся с 2020-го года, что позволит вновь показать высокую собираемость.

— Департамент также предусмотрел новые места для размещения наземных рекламных конструкций — всего их в Хабаровске около 500. Только в связи с тем, что они расположены в отдалении от центра города и оживлённых автомобильных дорог, деловая активность предпринимателей невысока. Новые позиции редко вызывают интерес. Только в этом году из 225 выставленных на торги мест удалось реализовать лишь 29 — это сити-форматы в центральной части города, — поделился Василий Аристов.

Реклама — лицо города

Мэр Хабаровска Сергей Кравчук отметил, что за последние годы город и вправду стал выглядеть лучше благодаря наведению порядка с наружной рекламой. Однако останавливаться на достигнутом пока рано. Нельзя забывать не только об оптимизации площадей, но и о внешнем виде используемых конструкций. К сожалению, в городе ещё обращают на себя внимание «лоскутные одеяла» из различных разномастных баннеров, которыми увешаны многие торговые центры и ограждения вдоль автомагистралей дальневосточной столицы.

С этим в городе также активно борются. Только в 2018-м году было направлено в правоохранительные органы около четырехсот административных протоколов о самовольной установке баннеров и других рекламных конструкций. Также помогает в борьбе с информационным “мусором” система «Автодозвон» — с её помощью с улиц исчезло около двух тысяч самовольно установленных баннеров.

В ходе коллегии владельцев легальных рекламных конструкций похвалили — предприниматели активно включились в процесс с наведением порядка. На сегодняшний день более 71 % площадей привели в порядок и осовременили. Так, с приходом новых технологий на территории Хабаровска нашли своё место призматроны и роллерные системы. В администрации города всячески это поддерживают и стараются применить к операторам понижающие коэффициенты при расчёте суммы оплаты по договору размещения.

— Сложившееся положение заставило владельцев конструкций пересмотреть свои взгляды, что позволило создать новые рабочие места в рекламных агентствах. Необходимые технологии изготовления позволили обеспечить более современный внешний вид и технические характеристики, — отметили на коллегии.

Благодаря современным технологиям в изготовлении конструкций, удалось добиться их относительной компактности, появилась возможность делать их более изящными. Следует отметить, что принятое администрацией города постановление, определяющее типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых, во многом позволило уменьшить избыточное давление на предпринимателей при принятии решений на установку рекламных конструкций. На сегодняшний день, чтобы получить разрешение на установку той или иной вывески или щита, необходимо просто выбрать её из утверждённого типа.

Кроме того, сейчас в город активно заходит так называемая «диджитал-реклама» — это различные видеоэкраны, которые позволяют увеличить количество размещаемых на одной точке рекламодателей. Новшество сразу преобразило город. Экраны сейчас устанавливаются не только на земельных участках, но и на фасадах зданий. Пробуют сейчас панели на светодиодах, которые отличаются экономичностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру