Почему мы не ощущаем эффект от особых привилегий для развития

От гектара к ТОРам

По призыву президента весь 21 век был назван веком Дальнего Востока. И уж сколько особых, дальневосточных программ и инструментов создано за последние годы: территории опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток (СПВ), даже оффшорная зон на острове русском уже утверждена. Но все как-то не видит простой дальневосточник перемен и того самого опережающего развития. Кто виноват и что делать: обсуждают чиновники и инвесторы.

От гектара к ТОРам
Екатерина Васюкова

Все для развития

Дальневосточный гектар – один из нескольких основных инструментов развития Дальнего востока и Хабаровского края. Если с успехом этой программы все более-менее понятно – осваивают люди землю, значит, все работает, то с другими инструментами, еще более глобальными можно сказать, все не так очевидно.

Очереди в резиденты особых экономических территорий пока не наблюдается, констатируют и чиновники, и инвесторы. Но почему? Ведь там и льготы, и налоговые каникулы. Что мешает одному из перспективных направлений развития дальневосточной экономики вывести регион на первые позиции по всему и вся?

В предпоследний день третьего Дальневосточного форума предпринимателей состоялась тематическая сессия, посвященная как раз этим инструментам развития Дальнего Востока.

По словам Владимира Руденко, заместителя директора департамента ТОР и Свободного порта Владивосток в Минвостокразвития, за последний месяц инвесторы серьезно активизировались. По озвученным данным, за этот период потенциальными резидентами ТОРов стали 12 компаний, а Свободного порта – 54 компании. Потенциально эти компании создадут в регионе по 54 тысяч рабочих мест в каждом особом экономическом режиме.

Уже привлеченные инвестиции, продолжил Владимир Руденко, показали свою эффективность. Так, 1 бюджетный рубль, вложенный в проекты, превратился в 18,6 рублей инвесторов. Ранее была поставлена задача привлечь на 1 потраченный бюджетный рубль около 10 рублей инвестиционных. Выходит, опережаем все-таки планы?

Очень помогли инвесторам, считает Владимир Руденко, некоторые законодательные меры, касающиеся особенных экономических режимов. Например, за последний год в закон об особых экономических зонах добавили новые ОКВЭДы, которые расширили список потенциальных инвесторов, приняли решение о возврате средств инвестору за построенную инфраструктуру.

Также на уровне правительства РФ была введена так называемая «дедушкина оговорка»: как объяснил Владимир Руденко, она предполагает неизменность условий для резидентов ни при каких изменениях в правительстве. То есть, если был установлен страховой платеж в пенсионный фонд для резидентов в 7,6 процентов (вместо 30 процентов для всех остальных предприятий) на весь срок реализации проекта, то он и останется, не взирая на смену правительства и экономической ситуации в стране.

А хабаровчане могут…

Но проблемы у инвесторов еще есть, отметил Владимир Руденко. Мешает развиваться невнятные правила по предоставлению льготы на недвижимость. Сейчас на законодательном уровне есть некоторые разногласия: то ли вводить установленную для ТОРов льготу с момента получения статуса резидента, то ли с постановки этого имущества на баланс предприятия. Это, к слову, влияет на налоговую базу резидента ТОР или СПВ.

Но это все бюрократические проблемы. Для всего Дальнего Востока характерна и другая серьезная помеха при входе резидентов в ТОРы и СПВ. Это, по словам Владимира Руденко, отсутствие социальной инфраструктуры. Да, в ТОРах отстроены современные предприятия по высшему разряду, но в самих населенных пунктах нет ни достаточного количества школ, ни детских садов, ни больниц, ни дорог. Как рассказал один из несостоявшихся резидентов ТОРа, его высококлассные специалисты просто не могут жить в таких условиях. Звучит для дальневосточников несколько обидно: они-то могут так жить.

И действительно, как заметил Сергей Мазунин, руководитель хабаровского отделения «Опора России», люди не ощущают эффекта от ТОРов и СПВ. Более того, по наблюдению некоторых источников, Дальний Восток, в частности Хабаровский край, потерял якорных резидентов, а значит и идея с ТОРами может не сработать в ближайшее время.

Уже на 90 процентов готова дорога «Обход Хабаровска», которая связывает сразу три площадки ТОРов. А якорных резидентов мы, напротив, не теряли, а работали с ними три года, отметил министр. в подтверждение своих слов он продемонстрировал спутниковые снимки площадок особых территорий, на которых виден уровень застройки и готовности объектов. И правда, за три года, по данным представленных снимков, резиденты не сидели на месте, а наращивали инфраструктуру и производственные мощности.

Более того, последние два года правительство Хабаровского края плотно работало с Минвостокразвития России. И за это время удалось добиться несколько важных изменений. Например, теперь авиастроительный завод «Сухой» может проводить закупки у единственного поставщика, если он является резидентом ТОРа. Ранее он не мог проводить госзакупки в таком режиме. Улучшился и доступ к финансовым инструментам.

Но есть еще один важный момент, который мешает инвесторам придти в Хабаровский край, это «стоимость» наших работников. Работники в Хабаровском крае – очень дорогие. Так, к примеру, житель Ярославля обходится работодателю в условную единицу. А вот хабаровчанин, с учетом всех северных льгот, дополнительных дней отпуска, «стоит» уже как 1,25 ярославца. А с комсомольчанами вообще беда: один работник в городе Юности равен 1,85 специалиста из центральной России.

При этом, и зарплата в наших краях выше средней в центральной России. Так что не все работодатели могут позволить себе таких работников.

Между тем, Вадим Заусаев, доктор экономических наук РАНХиГС, отметил, что некорректно сравнивать зарплаты и стоимость работника. Ведь не учтено множество факторов: как минимум стоимость жизни на Дальнем Востоке. Но действительно, для работодателей это высокая нагрузка. Но пустое подсчитывание цифр и средней зарплаты ничего не изменит: в первую очередь нужно повышать эффективность производств, считает экономист.

Все в порт

Коллеги из Сахалинской области рассказали о своих проблемах в ТОРах и СПВ. У них, по большому счету, история та же, что и у нас. После подхватили обсуждение приморцы: у них резиденты жалуются еще и на невозможность расширить границы особых экономических зон на уровне региона: такие решения принимаются сейчас на уровне правительства РФ. А специалисты из правительства Амурской области отметили, что у них тоже есть перспективные территории для входа в режим СПВ, вот только администрация Благовещенска не проявляет активности оп отношению к инвесторам, опасаясь, что те поработают и уйдут.

Толчком к освоению Дальнего Востока мог бы стать вновь обсуждаемый мост на Сахалин, отметили участники дискуссии. Вот только, по словам Алексея Успенского, министра экономического развития Сахалинской области, мост на материк сам по себе не выгоден. По его данным, по железной дороге могли бы перевозить только около 4 миллионов тонн грузов.

Лучшей идеей, по его мнению, было бы строительство транспортного перехода с глубоководным портом. Но тогда нужно отстраивать большой промышленный район, чтобы порт с подходящей к нему жд инфраструктурой мог функционировать на полную мощность. Перспективы для этого есть, отметил министр. И для Сахалинской области такое строительство стало бы мощным толчком для развития экономики острова.

Но пока подходящего глубоководного порта с нужными жд путями на Сахалине нет. И планы об этом так и остаются на уровне разговоров: что с мостом, что с портом с жд сообщением. Хотя в перспективе, конечно, этот путь мог бы стать хоршим транспортным коридором для грузов из Китая в Хабаровский край.

Свои грузы

Правда, в Хабаровском крае свои планы на грузопоток из Поднебесной. Например, на острове Большой Уссурийский можно было бы построить перегрузочный хаб, который бы концентрировал груз из Китая в Россию и обратно.

Это, по словам члена «ОПОРЫ России», возглавляющего группу по созданию концепций развития острова, настоящая «золотая жила». Но сейчас она не используется, в то время как на китайской стороне всего за 10 лет создали прекрасную экологическую зону.

На заграничном Большом Уссурийском в год бывает по 650 тысяч туристов: там создали парк водно-болотных угодий, несколько музеев. И этот туристический маршрут – «самая восточная точка Китая» - широко востребован у китайских туристов. Есть даже специальные туры для свадеб, семей. Включено и знакомство с Российской частью острова. Но погранперехода на Большом Уссурийском нет, а значит все туристы, которые хотели познакомиться со своим восточным соседом, едут все равно до краевой столицы. Кстати, о создании перехода никто из хабаровских чиновников так и не смог ничего добавить: пока эти планы повисли в воздухе.

Другая группа хабаровчан разработала для Большого Уссурийского очередную, 12-ю концепцию развития. По словам Игоря Оринова, все остальные документы безнадежно устарели. Теперь на Уссурийском хотят создать инновационный центр роботостроения, изучению нанотехнологий и все это в системе «умного острова».

Правда, последние 60 жителей острова Большой Уссурийский о таких планах пока не знают. У них ни грузового хаба, ни нанотехнологий. Хорошо, что каменные печи топятся исправно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру