Цени Хабаровский край, где сохранился маяк 19 века с линзами из Парижа

Объект культурного наследия находится на берегу Татарского пролива в Советско-Гаванском районе

Объект культурного наследия находится на берегу Татарского пролива в Советско-Гаванском районе
Цени Хабаровский край, где сохранился маяк 19 века с линзами из Парижа ФОТО: правительство Хабаровского края

В 2021 году Хабаровский край отметит 83-летие со дня основания. История помнит, как 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край разделился на Хабаровский и Приморский края. Однако задолго до этого важного события и после него в регионе остаются места, которыми можно по праву гордиться. О них редакция «МК в Хабаровске» будет рассказывать в рамках спецпроекта «Цени Хабаровский край».

МАЯК «КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН», НАЧАЛО

Достопримечательность Советско-Гаванского района - маяк «Красный партизан». Он находится на берегу Татарского пролива южнее залива Советская Гавань на высоте 68,7 метра над уровнем моря. Строить его начали в 1895 году, закончили в 1897 году. Тогда Советская Гавань именовалась Императорской, а мыс, на котором теперь расположен примечательный маяк, впервые описал в 1853 году участник Амурской экспедиции 1851-1855 годов под руководством Геннадия Ивановича Невельского (1813-1876) лейтенант Николай Константинович Бошняк.

Маяк «Красный партизан» изначально назывался «Императорским». Его включили в «План работ по маячной части на новое шестилетие с 1892 по 1897 год» и выделили на работы 115 тысяч рублей. Кстати, в те времена вопрос экономии тоже был актуален, поэтому при возведении сооружения использовали местный строительный материал - гранитные блоки. На строительстве работали до 300 рабочих разных национальностей, населявших Дальний Восток России, и ссыльные.

Маяк был оборудован пневматической сиреной, а на случай, если она неисправна, предусмотрели колокол с будкой для служителя и артиллерийское орудие. Кстати, колокол высотой 1150 миллиметров, с диаметром основания 1035 миллиметров и весом 42 пуда 14 фунтов (694 килограмма) изготовили в Ярославле на «Литейном заводе товарищества П. И. Оловянинников и сыновья». Он находился на маяке с момента постройки. После упразднения в 1986 году колокол было решено оставить на маяке в качестве исторической реликвии.

При маяке построили также сигнальную мачту с реем, жилой дом для личного состава маяка, деревянную баню и здание служб. Была кладовая для керосина, склад пороховых зарядов для орудия, шлюпочный сарай, хозяйственный сарай и уборная.

ВОЙНЫ И СУДЬБЫ

На маяке трудились вольнонаемный смотритель, состоявший на государственной службе, и команда из нижних чинов Сибирского флотского экипажа в количестве от 9 до 12 человек. Машинисты следили за состоянием пневматической сирены. Первым смотрителем маяка до 1901 года включительно был знаменитый Рафаил Шульганович - бывший одесский мещанин, посвятивший свою жизнь служению маячному делу на Дальнем Востоке. С 1902 года на пост смотрителя заступил коллежский секретарь Яворский, получивший в 1903 году чин титулярного советника.

Маяк не работал в 1904 и 1905 году во время русско-японской войны. В это время личный состав под руководством смотрителя выполнял ремонтные работы. Маяк вновь заработал 1 апреля 1906 года и функционировал до 31 декабря. В 1919 году во время Гражданской войны случился самый настоящий раскол среди работников маяка. В помещения ворвался белогвардейский карательный отряд, подавивший выступление рабочих в Императорской Гавани. Часть маячников вместе со смотрителем маяка перешла на сторону белых, остальные ушли в тайгу в красный партизанский отряд, а позже были взяты в плен и расстреляны на берегу бухты «Маячная». В память о них маяк и мыс в 1931 году переименовали в «Красный партизан». Не стерлась с лица земли и могила работников маяка.

ЧУДО 19 ВЕКА И ЧУДЕСА СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ

Примечательная особенность постройки - фонарное сооружение, которое, как и светооптический аппарат маяка, изготовлено в Париже фирмой «Барбье - Бенард» в 1895 году из цветных, стойких к коррозии металлов. В отличие от отечественных фонарных сооружений послевоенного изготовления из черных металлов, произведенные в Великобритании и Франции, закупленные до революции фонарные сооружения в эксплуатации уже более 100 лет. Для сравнения: отечественные фонарные сооружения непригодны после 40-50 лет эксплуатации в условиях морского побережья.

В 1936 году в здании бани установили радиомаяк, который работал на частоте 300,6 кгц, на волне длиной 998 метров. Позже его перенесли в здание действующей сирены. С годами меняли саму сирену несколько раз, потом обновили радиомаяк, потом в ход пошли современные разработки, которые заменили сирену и колокол окончательно. В 1989 году французский светооптический аппарат, установленный в 1896 году, демонтировали, заменив его на отечественный марки ЭМВ-930М.

Сегодня маяк «Красный партизан» - это объект культурного наследия России, к которому добраться не так-то просто. Местные жители рассказывают как минимум о плохой дороге, ведущей к нему.

При подготовке материала использована информация с сайта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру