Темная комната. В ней - пожилая женщина. Одна. А вокруг нее звуки то ли из прошлого, то ли из кипящей жизни вокруг. Стук колес, разговоры людей: все это смешивается в один фон но, кажется, сейчас вся эта суета не имеет значения.
Потом женщина находит белый скотч и с его помощью на темном экране, словно оживляет образ пропавшего в лагерях мужа. Затем белая лента «создает» любимую много лет кошку, а актриса словно держит ее на руках и гладит, как когда-то. Сейчас она как будто не одна, а руки снова насыпают корм в маленькую пластмассовую миску.
С самых первых сцен зрители понимают – это спектакль обо всех нас. О наших бабушках, дедушках. О том, какими мы, скорее всего, станем и сами. И оторваться от происходящего уже невозможно.
Теперь героиня нашла старые вещи. Но для нее это не просто предметы – а целые истории-воспоминания о молодости. Они, как лампы, которые, то включаются, то выключаются по ходу действия – образы из прошлого вспыхивают и гаснут также внезапно. И единственное, что остается с героиней – это грусть.
***
Эту всемирно известную постановку несколько лет назад приметил в Омске хабаровский режиссёр театра кукол Элистин Михайлов. Больше всего его поразила реакция на спектакль: в Европе над ним смеются, а у нас в стране плачут. Ведь чаще всего в России старость – это не только одиночество, но и нищета.
К сожалению, привезти спектакль «вживую» пока не получилось: показ прошел с помощью трансляции на большом экране проектора.
– Конечно, запись не передаст всю ту атмосферу, которая была на сцене, – делится со зрителями Элистин Михайлов. – Но подобного в Хабаровске нигде не увидеть.
Автор постановки Полина Борисова из России, но несколько лет живет во Франции. Ее спектакль «GO!» уже объехал около 150 стран мира – благо перевод к нему не нужен. Все действие строится на чувствах героини и ее эмоциях. Так что слова и вовсе лишние в этой зарисовке. За главную героиню гораздо ярче и громче «говорят» метафоры.
Кстати, после спектакля режиссер охотно отвечала на вопросы зрителей по видео связи. По ее словам, ей больше всего хотелось сыграть саму себя – поэтому она перевоплотилась в себя-старушку.
– Мне не хотелось играть кого-то другого, я хотела посмотреть, какой старушкой буду я сама, – рассказывала актриса. - Вдохновляли меня русская писательница и мемуаристка Тэффи и актриса театра и кино Фаина Раневская. Конечно, были и наблюдения за пожилыми людьми на улице, в метро, магазинах и кафе. Но главная моя цель была – исследовать саму себя.
***
Между тем, зрители, затаив дыхание, следили за героиней. Снова мелькали лампы-воспоминания. Старые письма, попав в руки старушки, оживали и наполнялись новым смыслом.
В той, другой жизни, снова чадила обыкновенная печка – может из детства нашей героини, а может из ее старого дома. О ее прошлом мы узнаем очень мало, но мы видим ее настоящее: закрытая дверь, чемодан, телефон и окно. Вот по-большому счету все, что есть у нее, чтобы скоротать старость.
***
Многие хабаровчане признались: в одинокой бабушке с экрана они увидели своих старших родственников. Их родные также живут воспоминаниями, и им кажется, что многие события, которые происходили несколько лет назад – были ещё вчера.
Евгения Голубева увидела в героине Полины Борисовой свою 75-летнюю мамуОна также живёт в своём мире и закрывается в своей комнате, наполненной старыми вещами.
– Знаете, у меня от спектакля невыразимые впечатления. Где-то героиня находила старые письма, которые в ней пробуждали приятные и не очень воспоминания. Потом возникали мысли о любимом человеке, которого увёз поезд. И они, похоже, больше не свиделись. Дальше она снова впадает в небытие, а к памяти её возвращает старый чемодан, который она приоткрывает, а из него вываливается занавеска и слышны счастливые детские голоса. Многие вещи в комнате возвращают её в прожитую жизнь. У наших родителей же точно так же, - поделилась личным Евгения Голубева.
Между тем, мы так и не узнали, так ли одинока и несчастна наша старушка. В одной из сцен она вдруг наряжается в какую-то чудо-птицу и танцует под звуки старых советских пластинок. Патефон, к слову, она изображает сама. Или и нет никакого патефона, а только ее воспоминания о любимых песнях молодости? А может, старость не так страшна, и у нас и наших родителей все будет по-другому?