Смеются или плачут: театр заставил хабаровчан задуматься о старости

Российский режиссер предложила поразмыслить о деликатной теме

Старость… Кто-то ее страшится, кто-то ждет. Но когда она приходит, кто знает, какими мы будем или какими станут наши родители через пять, десять лет? На эту тему поразмышляла автор всемирно известного спектакля «GO!», на премьере которого побывал корреспондент «МК в Хабаровске».

Российский режиссер предложила поразмыслить о деликатной теме

Темная комната. В ней - пожилая женщина. Одна. А вокруг нее звуки то ли из прошлого, то ли из кипящей жизни вокруг. Стук колес, разговоры людей: все это смешивается в один фон но, кажется, сейчас вся эта суета не имеет значения.

Потом женщина находит белый скотч и с его помощью на темном экране, словно оживляет образ пропавшего в лагерях мужа. Затем белая лента «создает» любимую много лет кошку, а актриса словно держит ее на руках и гладит, как когда-то. Сейчас она как будто не одна, а руки снова насыпают корм в маленькую пластмассовую миску.

С самых первых сцен зрители понимают – это спектакль обо всех нас. О наших бабушках, дедушках. О том, какими мы, скорее всего, станем и сами. И оторваться от происходящего уже невозможно.

Теперь героиня нашла старые вещи. Но для нее это не просто предметы – а целые истории-воспоминания о молодости. Они, как лампы, которые, то включаются, то выключаются по ходу действия – образы из прошлого вспыхивают и гаснут также внезапно. И единственное, что остается с героиней – это грусть.

***

Эту всемирно известную постановку несколько лет назад приметил в Омске хабаровский режиссёр театра кукол Элистин Михайлов. Больше всего его поразила реакция на спектакль: в Европе над ним смеются, а у нас в стране плачут. Ведь чаще всего в России старость – это не только одиночество, но и нищета.

К сожалению, привезти спектакль «вживую» пока не получилось: показ прошел с помощью трансляции на большом экране проектора.

– Конечно, запись не передаст всю ту атмосферу, которая была на сцене, – делится со зрителями Элистин Михайлов. – Но подобного в Хабаровске нигде не увидеть.

Автор постановки Полина Борисова из России, но несколько лет живет во Франции. Ее спектакль «GO!» уже объехал около 150 стран мира – благо перевод к нему не нужен. Все действие строится на чувствах героини и ее эмоциях. Так что слова и вовсе лишние в этой зарисовке. За главную героиню гораздо ярче и громче «говорят» метафоры.

Кстати, после спектакля режиссер охотно отвечала на вопросы зрителей по видео связи. По ее словам, ей больше всего хотелось сыграть саму себя – поэтому она перевоплотилась в себя-старушку.

– Мне не хотелось играть кого-то другого, я хотела посмотреть, какой старушкой буду я сама, – рассказывала актриса. - Вдохновляли меня русская писательница и мемуаристка Тэффи и актриса театра и кино Фаина Раневская. Конечно, были и наблюдения за пожилыми людьми на улице, в метро, магазинах и кафе. Но главная моя цель была – исследовать саму себя.

***

Между тем, зрители, затаив дыхание, следили за героиней. Снова мелькали лампы-воспоминания. Старые письма, попав в руки старушки, оживали и наполнялись новым смыслом.

В той, другой жизни, снова чадила обыкновенная печка – может из детства нашей героини, а может из ее старого дома. О ее прошлом мы узнаем очень мало, но мы видим ее настоящее: закрытая дверь, чемодан, телефон и окно. Вот по-большому счету все, что есть у нее, чтобы скоротать старость.

***

Многие хабаровчане признались: в одинокой бабушке с экрана они увидели своих старших родственников. Их родные также живут воспоминаниями, и им кажется, что многие события, которые происходили несколько лет назад – были ещё вчера.

Евгения Голубева увидела в героине Полины Борисовой свою 75-летнюю мамуОна также живёт в своём мире и закрывается в своей комнате, наполненной старыми вещами.

– Знаете, у меня от спектакля невыразимые впечатления. Где-то героиня находила старые письма, которые в ней пробуждали приятные и не очень воспоминания. Потом возникали мысли о любимом человеке, которого увёз поезд. И они, похоже, больше не свиделись. Дальше она снова впадает в небытие, а к памяти её возвращает старый чемодан, который она приоткрывает, а из него вываливается занавеска и слышны счастливые детские голоса. Многие вещи в комнате возвращают её в прожитую жизнь. У наших родителей же точно так же, - поделилась личным Евгения Голубева.

Между тем, мы так и не узнали, так ли одинока и несчастна наша старушка. В одной из сцен она вдруг наряжается в какую-то чудо-птицу и танцует под звуки старых советских пластинок. Патефон, к слову, она изображает сама. Или и нет никакого патефона, а только ее воспоминания о любимых песнях молодости? А может, старость не так страшна, и у нас и наших родителей все будет по-другому?