Из Сочи – в Хабаровск: краевой музтеатр обрёл нового директора

23.07.2019 в 00:35, просмотров: 1233

В культурной среде Хабаровска произошло важное событие – назначение нового директора краевого музыкального театра, 30-летнего Константина Зайнулина.

Из Сочи – в Хабаровск: краевой музтеатр обрёл нового директора
Фото: Ирэна Виноградова

За последние десять лет это уже шестое назначение. И если верить пифагорейцам, то число «шесть» означает сотворение всего сущего, счастье и успех.

А сотворить в театре Константину Александровичу придётся многое. В наследство ему досталось беспокойное хозяйство. Обстановка в театре накалена до предела. Да и зрители, скажем прямо, не всегда довольны тем, что видят на сцене.

Посему мы напрямую обратились к молодому руководителю со множеством вопросов, касающихся будущего театра и его личных амбиций.

- Константин Александрович, как получилось, что Вы прямо из Сочи отправились к нам, в Хабаровск, когда сегодня более-менее состоявшиеся люди наоборот стремятся отсюда уехать?

- Что же плохого в том, что люди с Запада едут сюда, чтобы показать свой опыт, передать его другим, сделать что-то полезное для дальневосточников? Тем более, по своей природе я глубоко романтичный человек. Всегда мечтал увидеть Хабаровский край. По роду своей деятельности мне приходилось бывать во многих регионах, но здесь я никогда не был. В апреле инкогнито посетил Хабаровск, чтобы познакомиться с городом. Посмотрел два спектакля в музыкальном театре. Понравилось. Решил принять приглашение его возглавить.

- Кто Вас пригласил в Хабаровск и почему?

- Пригласил министр культуры Александр Федосов. Вероятно, был наслышан обо мне ранее. Театральный мир уж очень узок. Тем более, что в 2014 году Александр Вячеславович представлял сразу пять творческих коллективов, в том числе и знаменитый ансамбль «Дальний Восток» на Сочинской Олимпиаде. А я с 2011 года и до недавнего времени работал заместителем генерального директора концертно-филармонического объединения в Сочи и в тот момент участвовал в подготовке и проведении Культурной Олимпиады «Сочи-2014». Так что выбор пал на меня. Хотя был далеко не единственным претендентом на эту должность. Пока заключили договор на год.

- Иными словами, будут смотреть, как Вы проявите себя в следующем, 94-м сезоне?

- Совершенно верно. Поэтому передо мной сейчас стоят три главные задачи. Во-первых, плотное знакомство с коллективом театра, поскольку для меня в дальнейшем очень важно создать крепкую команду единомышленников. Чтобы, как единый организм, работать на достижение высокого результата. Поверьте, это очень непросто.

Кроме того, я должен вникнуть в хозяйственную деятельность, облазить чердаки и подвалы, подсобные помещения, каждый сантиметр, чтобы выяснить все слабые места. Во-вторых, на долгосрочной основе разработать концепцию развития театра на ближайшие семь лет – вплоть до его 100-летнего юбилея.

- В чём будет заключаться новая концепция развития театра?

- Она основана на том, что Хабаровский краевой театр по-своему уникален. Он имеет легендарную историю, богатые традиции, прекрасный коллектив. Надо вернуть ему былую славу, но и то же время, вдохнуть в него вторую жизнь, сделать его самым приятным местом для отдыха горожан и гостей краевой столицы. Ну и для самого коллектива это очень важно – чтобы здесь было уютно и спокойно работать. В общем, поднять на достойную высоту и по комфорту, и по внутреннему содержанию.

- Что нужно сделать на первом этапе?

- Сегодня театр крайне нуждается в ультрасовременном, высокотехнологичном оборудовании. К примеру, софиты здесь ещё с 80-х годов прошлого столетия. Необходимо приобрести более современный световой пульт, микрофоны, музыкальные инструменты. Огромная потребность в пианино и кабинетных роялях. Сценическое оборудование нуждается в модернизации. Зритель сразу реагирует на любой, с первого взгляда, незначительный нюанс. И очень печально, когда в зале, рассчитанном на 850 мест, бывает продано лишь четверть билетов. Такова реальность.

Помимо этого театр испытывает сложности с хранением костюмов. Ведь на каждый спектакль пошивочный цех готовит до 80-100, а то и 200 костюмов. Плюс ещё прежние, а их скопилось немало. Это же настоящее произведение искусства, целое богатство! В театре, кроме того, есть уникальные цеха по изготовлению декораций, головных уборов и даже свой сварочный цех. Всё это надо довести до ума, разложить по полочкам. Надо менять визуальный образ театра - его фирменный стиль, обновлять сайт. В общем, планов громадьё.

- Что касается кадровой политики? Будете что-то менять?

- Кадровая политика - главнее главного. Люди, настоящие профессионалы своего дела, корифеи, заслуженные артисты и музыканты – основное достояние театра. Пока, во всяком случае, ничего менять не будем. Вмешиваться в творческий процесс не собираюсь. Но ключевое слово здесь «пока».

К работе я приступил седьмого июня, а через три дня встретился с коллективом, который принял меня сдержанно тепло. И это вполне нормально и объяснимо, учитывая то настроение, которое царит в театре. Ещё через три дня мы поближе познакомились с труппой. И такая встреча, как было сказано, состоялась впервые за несколько лет. Договорились о том, что в сентябре, когда все вернутся из отпусков, соберем общее собрание трудового коллектива. А пока каждый может подать свои предложения по изменению отдельных пунктов коллективного договора. Вы знаете, я ведь приверженец демократической модели управления. Поэтому из своего кабинета первым делом хочу вынести диван и поставить круглый стол, за которым будем обсуждать все наши проблемы. Я сказал коллегам, что всегда открыт для диалога.

- Константин Александрович, Вы понимаете, что волей судьбы оказались между молотом и наковальней – коллективом и руководством в лице министерства? Люди будут требовать повышения зарплаты, министерство – сокращения издержек, как и во всех государственных учреждениях. Вы к этому готовы?

- На то я и поставлен, чтобы соблюсти паритет. К примеру, артисты просят пересмотреть систему распределения стимулирующей надбавки, которая в настоящее время уравнивает заслуженных и молодых исполнителей. У ряда коллег это вызывает вопросы. Хотя ведь все вместе подписывали коллективный договор, где есть такая позиция. Все театры сегодня в таких условиях. Конечно, будем разбираться в этом немаловажном вопросе. Но, подчёркиваю, такая система существует во всех, не только в нашем театре. И тут всё будет зависеть от самого коллектива. Повторяю, кроме основной труппы, в театре есть ещё хор, балет, оркестр и производственные цеха. В общем, в сентябре будем решать.

Но уже сейчас – и здесь я полностью согласен с труппой – надо срочно воссоздать художественный совет.

- Откуда будете брать средства? Ведь больше, чем запланировано, Вам не дадут - это факт.

- Когда-то мой учитель,  профессор Высшей школы деятелей сценического искусства Геннадий Григорьевич Дадамян сказал, что театр, подобно птице, имеет два крыла. Одно – это поддержка государства, а другое – поддержка общества. Так вот моя задача – искать дополнительные источники финансирования. Это могут быть, в первую очередь, президентские гранты, которых сегодня множество и каждый - на солидную сумму. Тем более, что в стране проходит Год театра. И ваш покорный слуга является членом Союза театральных деятелей России и входит в состав федеральной рабочей группы по подготовке и проведению Года театра. Так что придётся воспользоваться своим статусом (улыбается – Авт.).

- В новых майских президентских указах, к тому же, поставлена задача продвижения талантливой молодежи в сфере музыкального искусства. Что будет сделано в этом направлении?

- Вот это как раз и есть моя третья главная задача на среднесрочную перспективу. Здесь буду использовать принцип стратегического планирования. Надо достойно завершать нынешний театральный сезон. И параллельно привнести что-то новое, заинтересовать зрителей, простимулировать их. Поэтому в июле и августе можно приобретать абонементные билеты по специальной цене, гораздо ниже сентябрьской. Охватим семейную и детскую аудиторию, сразу на 15 спектаклей. Берём на себя задачу – при любой погоде, каждое воскресенье в 11.00 показывать детский спектакль.

Главный дирижёр театра Руслан Антипинский предложил давать за сезон по несколько выступлений нашего симфонического оркестра в формате «концерт на сцене». Тут мы ни в коем случае не конкурируем с коллегами из филармонии. У нас будет лёгкая театральная музыка, из любимых кинофильмов, по заявкам зрителей. Будут абонементы и на классические хиты – «Сильва», «Летучая мышь», «Весёлая вдова», «Принцесса цирка» и другие спектакли. Я за баланс в репертуарной политике. У нас должны быть и мюзиклы, и классическая оперетта, и новаторские постановки, и даже эстрада. Почему нет? Конечно, в разумных пределах. Главное, чтобы в этих стенах звучала хорошая музыка и присутствовали качественные постановки.

Сейчас мы открываем малую, экспериментальную сцену на 60 мест. Это будет зал-трансформер, где можно будет посмотреть кино на любой вкус, американские мюзиклы, наши советские музыкальные комедии. Там будут проходить и моноспектакли, и творческие встречи. Задумок много, и все они – для наших любимых зрителей. Ведь это непростительно, когда театр стоит пустым, кроме выходных. Надо задействовать его на полную катушку. Пусть он станет центром музыкальной жизни краевой столицы с бенефисами, юбилеями. Пусть стекается сюда вся творческая элита, спонсоры, меценаты. В конечном итоге, от этого все только выиграют.

- Играете ли Вы на музыкальном инструменте? Какую музыку предпочитаете?

- В детстве учился по классу флейты, в дальнейшем предпочёл шахматы и плавание. Но музыку очень люблю. Разумеется, только хорошую музыку. Предпочитаю советское ретро - Муслима Магомаева, Леонида Утёсова.

- Что планируете на следующий сезон, будут ли сюрпризы для зрителей?

- В сентябре хабаровчан ждёт фестиваль «Золотая маска – Дальнему Востоку», в котором примут участие московский театр имени Пушкина, мастерская Петра Фоменко, питерская музкомедия и другие коллективы. Вторая половина сентября будет ознаменована традиционным уже фестивалем «Амурская осень».

Следующий театральный сезон откроется 4 октября большим гала-концертом. На следующий день – премьера спектакля «Искусство жениться», которым мы закрываем нынешний сезон. А по-настоящему красивый сюрприз планируется на начало декабря. Так что следите за анонсами.

- Константин Александрович, каковы Ваши личные планы? Надолго планируете у нас задержаться?

- Во всяком случае, до 100-летия театра останусь точно. Наши совместные планы надо обязательно воплотить в жизнь. Иначе всё не имеет смысла. Кроме того, я обручён. И, как настоящий романтик, хочу надеть кольцо своей избраннице в сентябре, на берегу Чёрного моря. Мария просто мечтает приехать в Хабаровск. И приедет она не одна. С ней будет наш чёрный мопс Фрося.

- Благодарю за исчерпывающее интервью. Успехов вам, Константин Александрович!