Музейные сокровища: декоративно-прикладное искусство коренных народов Хабаровского края

Основа коллекции была заложена в XX веке

22.04.2019 в 00:56, просмотров: 553

Музейная коллекция декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Дальнего Востока и Крайнего Севера России начала своё существование в 1931 году. И вплоть до сегодняшнего дня регулярно пополнялась.

Музейные сокровища: декоративно-прикладное искусство коренных народов Хабаровского края
Фото: ДВХМ

Основа коллекции была заложена в XX веке такими специалистами и энтузиастами своего дела, как А. И. Кардаков, К. П. Белобородова, Т.В. Лементович. Коллекция насчитывает 3072 еденицы хранения, из которых 2507 экспонатов классифицированы по этнической принадлежности. В фондах ДВХМ имеются предметы декоративно-прикладного искусства айнов, алеутов, коряков, нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, ульчей, чукчей, эвенков, эвенов, эскимосов и якутов. В процентном соотношении основная часть коллекции состоит из экспонатов, созданных народами, чьё географическое положение близко расположению города, в котором находится музей. Таковы реалиии музейного дела, ведь при создании фонда сотрудники часто выезжали в экспедиции и командировки за свой счёт и во время отпусков. Таким образом, большинство экспонатов принадлежит материальной культуре нанайцев (48%), самому многочисленому коренному народу Приамурья, стремящемуся сохранить свою этно-культурную идентичность. Эта коллекция отражает всё богатство и многообразие нанайского материального искусства в изделиях из рыбьей кожи и меха, в мелкой и крупной деревянной пластике, в предметах культа, в традиционной праздничной одежде. Второе место, по количеству и разнообразию экспонатов, занимают предметы, созданные ульчами (21%). Это, в основном, деревянная пластика, костюмы и металлические подвески. На третьем месте – удэгейцы (11%), с текстильными изделиями, украшенными особым видом спирально-ленточного орнамента, не имеющим зооморфных мотивов. Произведения других народностей Дальнего Востока и Крайнего Севера России не превышают 10% от общего числа.

Но, несмотря на столь непропорциональное процентное соотношение экспонатов, относительно этнических групп и их численности, сотрудники, составлявшие коллекцию, отбирали самые знаковые вещи, отражающие индивидуальные особенности, несущие в себе сакральный смысл и отражающие мировосприятие своего народа. Таким образом, в коллекции представлены: якутский чорон – сосуд для хранения и потребления кумыса; образчики косторезного искусства Чукотки, такие как эскимосские идолы пеликены, имеющие интереснейшую историю происхождения; эвенкийские ковры кумаланы, обладающие как практической, так и эстетической ценностью; орочская деревянная резная утварь; корякская панама из морской травы; нивхская культовая утварь как образец самобытной пластики; айнские праздничные атрибуты начала XX века.

Исходя из вышесказанного, собрание даёт представление и демонстрирует особенности искусства всех перечисленных этносов в той мере, в которой это возможно. Мало того, аналогичных по направленности коллекций практически нет в Дальневосточном регионе. Сотрудники, собиравшие экспонаты в сёлах и стойбищах по всему Приамурью, проделали колоссальную работу.

И плоды их труда гости, и жители Хабаровска могут увидеть на временных выставках Дальневосточного художественного музея, проводящихся как минимум раз в год. Коллекция особенно актуальна в современном глобализированном мире. Прогресс стирает этническое разнообразие. Всё реже в музей попадают вещи, созданные вручную, самобытными методами. Вещи, несущие в себе духовное наследие. На фоне обилия изготовляемых в наше время новоделов экспонаты, попавшие в музей в первой и второй половине XX века, показывают, какие мироощущения, какой уклад и традиции утрачиваются в суете информационных потоков современности.