Хабаровчанин пожаловался на руководство дома-интерната для престарелых и инвалидов №1

39-летний Александр Глухоедов пытается отстоять не только свои права

«Уважаемый Владимир Владимирович Путин! Мы, инвалиды, просим вас разобраться с чиновниками», – так начиналось обращение Александра Глухоедова, постояльца Хабаровского дома-интерната для престарелых и инвалидов №1. Однако теперь инвалид с детства опасается, что это обращение может стоить ему не только собственной семьи, но и статуса дееспособного человека.

39-летний Александр Глухоедов пытается отстоять не только свои права
Фото: Екатерина Васюкова

Судьба человека

– Нас пригласила на прошлой неделе в краевое минсоцзащиты начальник управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений Наталья Кузнецова. Она нам прямым текстом сказала: «Подготовьте Сашу, у него в жизни намечаются серьезные изменения». И затем мы узнали, что его вроде бы собираются взять под опеку, признать недееспособным и даже развести с его женой, с которой они вместе уже два года! - рассказывает друг Глухоедова Евгений Даценко. - Но какой он сумасшедший? Он сам себе зарабатывает, самостоятельно живет. А создать семью в его положении вообще практически невозможно. Вот только жить ему негде, потому что он сирота и инвалид с детства…

Родился Александр в поселке под Биробиджаном. Его родители сильно пили, из-за чего маленький Саша часто убегал из дома. Однажды, когда ему было около шести лет, Сашу и вовсе нашли в тайге. С тех пор его судьбу решает государство.

За это время Александр прошел несколько детских домов, интернатов и больниц. Но в одном из учреждений парню встретился воспитатель, который научил его вырезать по дереву. А затем у Саши обнаружился настоящий талант художника. Он стал много рисовать, развиваться. Так появились первые его картины.

Затем, в 2000 году, его заметили руководитель Хабаровского общества инвалидов-колясочников Дмитрий Поздняков. Он-то и стал бороться за талантливого парня. При его поддержке у Саши состоялось несколько выставок. На картины Глухоедова приезжали посмотреть даже гости из Германии. А затем Александр своими руками расписал церковь при доме-интернате.

Правда, не все было гладко в хабаровском интернате – руководству, похоже, не слишком нравился «выскочка». Для занятий творчеством ему одно время даже не давали комнату, и творить приходилось в коридоре, на табуретке возле курилки.

Но после вмешательства журналистов и знакомых юристов, которые всегда поддерживали Сашу, все вроде бы наладилось. Художнику дали комнату. Потом он познакомился со своей будущей женой Натальей Петровой. И молодая семья стала жить вместе, создала для себя свой, маленький и уютный мир прямо в стенах интерната.

Эффективная экономность

Но два года назад в учреждении сменился директор. Как пишут в коллективном письме постояльцы интерната (есть в распоряжении редакции), новый руководитель Виктор Казаков уволил нескольких сотрудников и принял на их должности своих родственников.

Новый директор, считают постояльцы, начал на всем экономить.

- Даже на памперсах (для лежачих больных – Е.В.) предлагал экономить! Значит, вытряхивать и снова использовать? - рассказывают возмущенные инвалиды.

А если кто-то жаловался, делятся с журналистом постояльцы, то его оперативно отправляли в другой интернат или вовсе в психиатрическую лечебницу.

- Сколько таких у нас живет – молодые мужики, а уже всё, признаны недееспособными. И вся их пенсия, насколько я знаю, достается интернату, а они уже сами за себя ничего не решают, - делится подробностями Александр Глухоедов.

Это же подтверждает и его подруга Тамара Иванова (имя изменено – Е.В.). Она и сама была одно время якобы недееспособная. Если бы не Сашины друзья, считает женщина, то так и осталась бы в этом незавидном статусе.

Всё «в семью»

Пенсии, к слову, у постояльцев дома-интерната итак практически полностью остаются в учреждении. 75 процентов доходов постояльцев интернатов, согласно ФЗ-442, идет на расходы учреждения, на питание, одежду, постельные принадлежности и прочее. Остальные 25 процентов должны выдаваться на руки инвалидам.

Однако, как полагает Александр Глухоедов, на руки большинство получает сущие копейки.

– Например, моя пенсия – 13 тысяч рублей. Из них я получаю всего по 800 рублей в месяц. А живет у нас в интернате 560 человек, среди которых есть и недееспособные, чья пенсия полностью переходит интернату, - считает Александр.

Но вот незадача, когда инвалиды жалуются на нехватку лекарств или одежды, жители учреждения от руководства слышат обычно: «Денег нет…» Между тем, согласно данным сайта «Госзакупки» (zakupki.gov.ru), домашние тапочки, предметы личной гигиены, белье, женскую и мужскую одежду, чулочно-носочные изделия и обувь учреждение последний раз закупало в 2015 году.

Более того, временами постояльцам «рекомендуют» купить сухой паек всего за тысячу рублей. В него входит несколько пачек корейской «заварной» лапши, сахар, какое-нибудь печенье, тушенка, батон дешевой колбасы и плавленый сыр. До тысячи такой набор дотягивает, мягко говоря, с трудом. Хотя по данным тех же «Госзакупок», только за июнь 2017 года учреждением заключено договоров на поставку продуктов питания (молочной продукции, мяса, хлеба, кондитерских изделий, овощей, фруктов и прочего) на 16 миллионов рублей.

Трудотерапия

Есть в интернате еще одна «особенность».

– У нас бытует такое понятие, как трудотерапия. Причем точные нормы, по моему убеждению, при этом вряд ли соблюдаются. Например, моя жена Наталья работает на кухне два дня через два дня по двенадцать часов. А вот зарплату ей не дают, - высказывает свое мнение Александр Глухоедов.

И действительно, «расчетка зарплаты» Натальи Петровой, жены художника Александра, (есть в распоряжении редакции) напоминает какое-то, в лучшем случае, волонтерство. В должности официанта, за норму времени в 175 часов, Наталья получает как за 17,5 часов труда. Начислено ей, согласно документу, 1141 рубль 40 копеек. А вот к выдаче, хотите верьте, хотите – нет, и вовсе ноль рублей!

Наталья такая далеко не одна: кто-то убирается, кто-то чистит снег зимой. Ее муж Александр тоже постоянно помогает интернату, но вот зарплаты, можно сказать, не видит. Это при том, что он признан нетрудоспособным.

Клевещете, товарищи!

Обо всем этом и написал в своем письме президенту Александр Глухоедов. Он просил главу государства разобраться в этой непростой ситуации и восстановить попранные, по его мнению, права инвалидов, многие из которых пережили войну, послевоенный голод. И такого отношения под старость лет они явно не заслужили.

Но жалоба «от президента» спустилась в краевое минсоцзащиты, а оттуда – прямиком к руководству интерната. Как говорится, кошке поручили разобраться с жалобой мышки…

Обращение не оставили без внимания. Как рассказал Александр, к нему в комнату приходили с «обыском», неверное, искали компромат.

– А потом на него подали в суд за клевету. Первое слушание дела уже назначено на 3 августа этого года. Как они собираются доказывать факт клеветы – неизвестно. Мы уже наняли Саше грамотного адвоката, который будет вести его дело, - рассказал Евгений Даценко, друг Александра.

Не одни

Подобная ситуация - не уникальная для социальных учреждений. Так, осенью прошлого года в Якутске жительница Республиканского дома-интерната для престарелых и инвалидов жаловалась на плохое питание, нехватку одежды и обуви.

После ее открытого письма в прессе надзорные органы провели несколько проверок. Причем, как после отмечали постояльцы, питание стало гораздо лучше после их вмешательства.

Как после сообщала прокуратура Якутии, в ходе их проверок не раз выявлялись нарушения прав инвалидов и престарелых в социальных учреждениях.

- Но их системность и проблемы реализации вскрылись в октябре 2016 года по результатам проведенной проверки в Республиканском доме-интернате для престарелых и инвалидов в Якутске. Прокурорами были выявлены многочисленные нарушения прав постояльцев на надлежащее обеспечение питанием и одеждой, мягким инвентарем и лекарственными препаратами, а также в части несправедливости размера взимаемой с них платы за социальное обслуживание, направления данных средств не на нужды стариков и инвалидов, – отмечал после проверок прокурор республики Николай Пилипчук, приводит его слова якутский портал Storm24.media.

По данным прокуратуры Якутии, в ходе проверок в соцучреждениях с круглосуточным пребыванием выявлено свыше 400 нарушений закона, в целях их устранения принято порядка 130 актов прокурорского реагирования.

Стоит отметить, что с марта 2017 года Общероссийский народный фронт запустил проект «Народная оценка качества». Его основная цель - дать независимую оценку работе организациям социальной сферы.

На сайте narocenka.ru каждый неравнодушный человек может выразить свое мнение о качестве работы поликлиники, детсада и других организаций. Все случаи расхождения мнения граждан и официальных рейтингов будут проверены активистами ОНФ, а выявленные недостатки в качестве работы будут взяты на контроль.

Возможно, именно такая, народная оценка незамедлительно нужна сейчас и Хабаровскому дому-интернату для престарелых и инвалидов?!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру