Хабаровский фолк-фьюжен проект делает русскую культуру модной

Фолк-фьюжен проект «Красные Бусы» набирает обороты в Хабаровске. В 2008 году в нём состояли всего пять человек, сегодня - больше 35 детей и взрослых.

Творческий коллектив из Хабаровска ищет новые формы в фольклорной музыке. Участники проекта выступают на концертных площадках и в ночных клубах.

Фолк-фьюжен проект «Красные Бусы» набирает обороты в Хабаровске. В 2008 году  в нём состояли всего пять человек, сегодня - больше 35 детей и взрослых.
Фото из архива Татьяны Иконик

Две недели назад мы с мужем сыграли русскую свадьбу. Признаюсь, это был мой эксперимент. Первая реакция родных и знакомых: вы что, в народных костюмах в загс пойдете? И цыгане с медведями будут? Мы не стали принуждать гостей надевать сарафаны и косоворотки - для них это была бы тяжелая задача. Мы не стали делать всю программу с фольклорным уклоном - ограничились двумя часами. Но каждый из гостей потом сказал, что это был прекрасный праздник, и столько в нем было душевности и добра... Итог эксперимента: в каждом из нас заложена любовь к родной культуре, нужен только небольшой толчок.

Нашу свадьбу вел замечательный хабаровский коллектив «Красные Бусы». Этот фолк-фьюжен проект не раз брал призовые места на различных фестивалях, а в прошлом году девушки взяли гран-при на всероссийской «Студенческой весне» во Владивостоке. За несколько лет им удалось пробудить в хабаровской молодежи интерес к народной музыке.

Через неделю после свадьбы мы встретились с основателем коллектива Татьяной Иконик, чтобы поговорить о том, как привить обществу любовь к родной культуре. В свои 31 она учит петь детей и взрослых, ищет новые формы в фольклорной музыке и мечтает открыть в Хабаровске этношколу.

- Таня, расскажи о вашем коллективе, как он сложился?

- В 2008 году меня порекомендовали в тогда еще гуманитарный университет - открыть студию русской народной песни. Я пришла в конце учебного года, в апреле, позвала заниматься двух девочек. Мы два месяца позанимались, а потом они разъехались на лето по домам. С началом учебного года нас было уже пятеро. Я учила их тому, что люблю, - народной песне. В 2014 году мы участвовали в «Дальневосточной студенческой весне» в Хабаровске и взяли гран-при.

Это было неожиданно на тот момент, раньше всегда побеждали эстрадные исполнители, изредка - академические. Кто такие народники, никто не знал. На них выделялось 15 минут - пара коллективов выйдет и всё. Это сейчас у нас отдельный день, причем один из самых сильных, и всегда полный зал зрителей!

После того гран-при мы поехали на всероссийскую студвесну в Казянь. Ничего не заняли, но нам сказали: вы очень хорошо поете, а надо уметь делать шоу. Я намотала совет на ус, и в этом году мы на всероссийской «Студенческой весне» взяли гран-при.

А этим летом ушел целый состав - 7 человек, которые занимались у меня с 2008 года. Девчонки получили образование и разъехались. Все они в музыке и танцах не профессионалы: учителя, экономисты, медики, но ничуть не хуже выпускников колледжа искусств. Одна из них - Настя Товтик, учитель физики и математики, в этом году поступила во Владивосток в колледж на народное отделение. Еще три теперь учатся в музыкальной академии имени Шнитке в Москве, четвертая уехала к себе в деревню и, кроме того, что преподает детям историю и литературу, еще ведет вокальный кружок.

Все они прониклись красотой русской песни и связали свою жизнь с нею. В этом году я набрала новый состав. Был хороший кастинг, правда, были и те, кто приходил на имя, их я сразу отсеивала. Хочу, чтобы люди пели не ради призрачной славы, а ради любви к народной музыке.

- Народники в Хабаровске были всегда, почему именно «Красным бусам» удалось раскачать молодежь?

- Нам очень повезло, что все создалось на базе студенческих коллективов. Ведь студенты хотят заниматься не лишь бы чем, они хотят открытий. Студенческая волна все это подхватила и понесла. Да, народники были и есть, но в определенных кругах. В Хабаровске, в частности, очень много интересных народных коллективов, но наша изюминка в том, что мы этнический коллектив.

Мы поем народную музыку других народов, добавляя различные инструменты. Причем это смешение стилей возникло не от хорошей жизни. Чаще всего нам аккомпанируют баянисты да балалаечники, их в Хабаровске по пальцам пересчитать. А найти молодого баяниста, который пришел бы к тебе работать за две тысячи рублей, невозможно. Он вам ответит, что лучше возле ЦУМа денек постоит и больше заработает.

В общем, я задумалась, почему мы не можем петь под гитару, например? Сначала у нас была электрогитара, а теперь мы занимаемся таким направлением, как этноэлектроника. Мы смешиваем электронные синты, пластинки с живым инструменталом, при этом сохраняем традиционное исполнение народных песен.

- Получается, вы пошли в ногу со временем. Может, минус народных коллективов в том, что они порой чересчур традиционны?

- Нет. Традицию тоже надо сохранять, но музыка должна развиваться. Почему бы не назвать то, чем мы занимаемся, неким витком в фольклоре?

- Сколько человек в коллективе?

- Взрослый состав 14 человек. А еще у нас есть детская студия, которой в октябре будет год. Ходит 20 детей от 2 до 9 лет. Мы занимаемся с ними вокалом, учим их петь, дышать, развиваем мелкую моторику. Также с ними работает логопед. Кроме этого проходят занятия народного творчества, дети изучают народные праздники и всё, что связано с русской культурой.

Например, завтра у нас «Кузьминки - по осени поминки». Буду рассказывать про сбор урожая, про то, какие крупы бывают. Я столкнулась с тем, что некоторые из моих воспитанников кроме риса других каш не знают. Они не знают, как выглядит перловка, пшенка, горох. Выучим несколько пословиц про каши, а в конце сварим кашу и еще чаепитие устроим.

- Тебе кто-то помогает в составлении программы?

- Нет, все сама разработала, по наитию. Вообще мечтаю создать в Хабаровске свою этношколу, которая будет работать в области этники, фольклористики. Где будут народные музыкальные инструменты, уроки этносольфеджио, чтобы дети чувствовали наши лады. Конечно, все это сложно. Но самая главная беда - деньги. Сейчас наша студия работает бесплатно, но родители складываются на всё: костюмы, литературу, проезд на фестивали. Повезло, что они очень активные, отзывчивые и все понимают...

- За год занятий с детьми ты заметила изменения в их мировосприятии?

- Конечно, они все очень сдружились - плечо к плечу. А еще если вначале они приносили разных уродливых кукол, то теперь это лошадки, собаки, медведи. Дети становятся добрее, даже разговаривать иначе стали.

- Получается, в этих занятиях и рождается любовь к Родине: у малышей - посредством игр и потешек, у взрослых - посредством песни.

- У меня во взрослом составе первокурсница есть. Она как-то после репетиции подошла и говорит: «Тань, я не думала, что русская песня настолько многогранна и интересна. Такие песни могла только великая нация сочинить. Какой мы на самом деле народ, с какой глубокой философией, если у нас такие красивые песни». И мне кажется, у нее что-то внутри поменялось.

- По идее, на волне патриотизма, которая захлестнула страну, сейчас можно зародить моду на хорошую фолковую музыку и народное творчество.

- Национальное течение разрастается, но один момент - это всё «как бы модным» может стать. Сейчас «как бы модно» любить Родину, «как бы модно» ходить в церковь. Мало кто действительно зрит в корень. Заметьте, на Крещение сколько народу ныряет. С каждым годом все больше, но люди не вникают в суть, они просто развлекаются: кто-то поспорил, кто-то идет из-за того, что там кашу дают и 100 грамм наливают, кому-то просто делать нечего.

С другой стороны, прежде чем народ заставить задуматься, его нужно прикормить. У нас было одно из направлений, мы в ночных клубах исполняли кавера на современные попсовые песни в фолковом стиле. Ту же «Невесту» «Мумий Тролля» перепели. Таким образом, мы подкормили народ, а потом стали в нашу программу вставлять аутентичные, народные песни. И нас стали просить убрать кавер-версии из выступлений.

- Подожди, вы в ночных клубах пели народные песни?

- Да, посетители танцуют под Ивана Дорна и «Мокрую девочку». И тут мы объявляем: сейчас будет лирическая композиция, присядьте. И выдаем красивую русскую песню. После выступлений бывало, что нам аплодировали стоя. Сейчас в соцсетях интересуются: когда снова ваш концерт? где вы выступаете?

- Как ты думаешь, если фольклор станет модным, мы начнем носить русскую народную одежду?

- Если надеть костюм из бабушкиного сундука, это, конечно, будет смотреться нелепо, ведь одежда, как и музыка, меняется. Многие девушки стараются всячески подчеркнуть свои формы, платье покороче надеть, а я считаю, нет ничего круче, чем сарафан, подпоясанный на талии. У людей зачастую нет вкуса и понимая народного костюма. В Москве я не раз видела бутики с этноколлекциями. Продают одежду российского и белорусского производства, причем как традиционную, так и модернизированную.

- Получается, что это может к нам прийти, только позже, просто потому что Дальний Восток лет на пять отстает от западной России.

- Запросто. Мы как-то в ночной клуб пошли с подружками отдыхать и повязали на голову платки. Весь клуб был наш. А в прошлом году мы на студвесне выступали с беечками на головах. После фестиваля весь универ с такими беечками ходил. Мода на русскую культуру проникает в массы, просто надо задать вектор.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру