«Не такая знаменитость, как другие…»

Первая книга «Ванинская пересылка» вышла 10 лет назад. Нынешний 2012 год юбилейный. Он же и трагический - не стало автора книги Альвины Шашкиной

 В День памяти жертв политических репрессий 30 октября 2012 года ее не было среди нас: еще летом, 26 июля, за тысячи километров от Ванино, после тяжелой болезни Альвина Вениаминовна Шашкина, автор знаменитой книги «Ванинская пересылка» ушла из жизни.

Первая книга «Ванинская пересылка» вышла 10 лет назад. Нынешний 2012 год юбилейный. Он же и трагический - не стало автора книги Альвины Шашкиной
Альвина Вениаминовна Шашкина

 Светлой памяти патриота своей Родины, бескорыстного человека, учителя с большой буквы посвящаю эти воспоминания. В разные годы я выпускала о ней репортажи и заметки. Сегодня вспомню некоторые из них...

Пережито душой и сердцем…

Около трехсот встреч и поездок понадобилось учительнице истории Альвине Вениаминовне Шашкиной, чтобы собрать в рукопись воспоминания очевидцев о ванинской пересылке. Несколько лет ее материал пролежал на полке - обещания спонсоров помочь с изданием тогда так и остались обещаниями. И если бы не собственные старания и поддержка родных, первая книга вряд ли вообще увидела свет. На сбор эксклюзивного материала ушло более трех лет. Почти столько же времени автору пришлось копить деньги, чтобы издать свое творение.

Как ни странно, но впервые «Ванинская пересылка» вышла в свет далеко от ванинских мест – в одной из типографий Красноярска. «Первый вариант книги был издан благодаря помощи и поддержке моего брата Евгения Вениаминовича Каминова – рассказывает Альвина Вениаминовна. – Вышла она в декабре 2002 года и брат переслал мне весь тираж почтой». А был этот тираж всего 100 экземпляров - на большее личных средств автора, живущего на скромную учительскую пенсию, просто не хватило. Интерес же к книге оказался настолько велик, что разошлась она буквально за три недели.

Первое издание книги «Ванинская пересылка»
Спустя несколько месяцев Альвина Вениаминовна решается на второе издание и, найдя спонсоров, делает новый заказ. В ноябре 2003 года, к радости всех, кто уже был наслышан об уникальной книге, «Ванинская пересылка» вновь попадает к читателю. На этот раз в твердом переплете и тиражом 700 экземпляров. Но, к сожалению, самому автору это издание принесло лишь переживания: книга оказалась не совсем такой, какой была написана. При подготовке к печати в ней оказались пропущены многие страницы. Очень деликатная, интеллигентная Альвина Вениаминовна не стала никого обвинять. С трудом, но переживя нанесенный ей удар, задумалась над очередным изданием, уже дополненным новыми воспоминаниями и фотографиями. Сил придавало то, что «Ванинскую пересылку» опять всю раскупили, а на автора обрушились вопросы от тех, кто еще не стал обладателем редкой книги: «Когда будет новая?»

Идя навстречу землякам, мы решили с Альвиной Вениаминовной начать публикацию нового варианта книги в газете «Мое побережье» еще до ее выхода. Кроме того, обратились ко всем, кто имеет возможность, оказать спонсорскую поддержку для нового дополненного издания. Ведь у самого автора средств на это нет. Живет она очень скромно вместе с сестрой Светланой Вениаминовной в домике родителей – маленьком, когда-то ведомственном, построенном в 1954 году для учителей. Альвина Вениаминовна из семьи, в которой насчитывается уже несколько поколений учителей: «Мои мама, папа, его брат с женой, две мамины сестры – все были учителями. Отец и его брат погибли на фронте. Я и моя двоюродная сестра тоже стали учителями. Из самых молодых учителей в нашей семье сейчас моя племянница, дочь двоюродного брата».

…Двадцать лет назад учитель истории Шашкина занялась поиском материалов о Ванинской пересылке, обратилась к старожилам и они откликнулись, от них стали поступать письма, приглашения. Было выслушано-пережито душой и сердцем немало историй – чужих судеб и трагедий. Было сделано огромное количество записей, аналитических заметок. И, как вспоминает теперь автор, «в спорах родились эти записки, но я благодарна всем людям за их откровения…». А окончательным итогом самоотверженного труда стала книга, по большому счету посвященная памяти всех невинно пострадавших от репрессий, прошедших через пекло Ванинских лагерей.

Вот уже который год Альвина Вениаминовна на инвалидности - стало подводить здоровье. Но трудности и лишения уже сегодняшнего дня не дают нашим пенсионерам спокойно жить, и Альвина Вениаминовна, как и многие, тоже вынуждена в силу своих возможностей подрабатывать к пенсии. Никаких дополнительных привилегий или доходов написанная книга ей не принесла – наверное, это свойственно нашей стране недооценивать или просто не замечать своих талантливых граждан. Наоборот, появились желающие воспользоваться трудом Шашкиной и начать выпускать пиратское издание «Ванинской пересылки».

Как не удивительно, но обходят вниманием свою известную, пользующуюся в народе уважением землячку и журналисты.

- Альвина Вениаминовна, не редко в Ванинском и Советско-Гаванском районах бывают журналисты из разных газет, теле- и радиокомпаний. Интересуются выставками, обязательно исправительными колониями… А у Вас, автора книги, посвященной труднейшему периоду в истории нашего края, когда-нибудь бывали?

- Нет, - ответила она мне. – Наверное, я не такая знаменитость, как другие…

«Время сыграло с людьми злую шутку…»

Ежедневно по будням рейсовый автобус привозит Альвину Вениаминовну Шашкину в Ванино из поселка Майский соседнего – Советско-Гаванского - района. Медленно и осторожно идет маленькая, хрупкая женщина по скользким улицам. Она перенесла инсульт и еще очень слаба. Ну а путь ее изо дня в день один и тот же - от остановки к родной и любимой школе № 3. Здесь в течение дня подоконник в углу просторного вестибюля служит ей прилавком. На нем неизменный ассортимент: «Ванинская пересылка» в мягком переплете, рядом - коробочка с чупа-чупсами. Конфеты не в нагрузку или завлекаловку, а как крошечная возможность чуть подзаработать к скромной пенсии. Сладости мальчишки и девчонки покупают куда чаще, чем книги.

По иронии судьбы или неслучайному совпадению, но на том месте, где сейчас расположена школа, раньше стоял штаб 508-й стройки. Ее задачей было прокладывание «железки», развитие Ванино и Советской Гавани. А рабочей силой - заключенные 505-й колонны, в которой сидели «политики» и «контрики» из офицеров, командиров полков и отделений. В Ванино живет фронтовик, который в 1952 году встретил здесь своего комполка - вместе сражались под Сталинградом… Разве такой трагизм людских судеб ее мог не волновать?

По большому счету, началось все в 1984-м, когда учителя истории Шашкину привлекли к созданию в школе краеведческого музея. И она его создавала и ездила с учениками в экспедиции. В музей стали приходить люди. О пересылке она почти ничего не знала, хотя заключенных, как они работали, строили дороги, видела еще в детстве, а по просьбе матери даже носила им книжки… Но что это были за люди, не имела понятия.

И начались встречи. В свой отпуск, в выходные она ездила по району, по Ванино - встречалась с очевидцами, собирала по крупицам воспоминания прошедших пересылку. Поначалу даже не представляла, во что это выльется. Но с каждой новой встречей ей хотелось узнать еще больше. Жизнь ее была расписана по часам. Благо, семья поддерживала: муж гордился ею, старался помочь, мама сидела на телефоне, отвечала на звонки. Постепенно в процесс сбора материала включились и ее ученики, их родители.

Чего только во время встреч не случалось. Когда она лишь заикалась о том, что собирает материал о пересылке, одни сразу наотрез отказывались что-либо рассказывать, другие чуть ли не кидались с кулаками: «Кто вам сказал, что я был надзирателем?..». Но все-таки больше было тех, кому скрывать было нечего.

Некоторые встречи ее буквально потрясали. Поражало, что очень многие не осуждали власть. Говорили, что так жестко надо действовать всегда, больше порядка будет. Винили лишь местное начальство или тех, кто, не разобравшись, упек их за решетку. Многие верили Сталину и Калинину, писали им письма. «Что это? - задавалась она вопросом. - Время сыграло с людьми злую шутку, и они все простили и забыли?»

Кстати, во время сбора информации допуска к архивным документам она не имела. Единственными и самыми достоверными документами были те, которые ей отдавали сами люди - пропуск в зону, справки об освобождении…

Что дала людям эта книга? Для кого-то она стала облегчением - наконец, поделились и рассказали о том, о чем молчали столько лет. Кто-то остался равнодушен. А кто-то публикации просто боялся. Поэтому и получилось, что главной трудностью, с которой пришлось столкнуться, стало нежелание людей ворошить прошлое. И все же после публикации ряда материалов появились отклики. Кто-то упрекал, кто-то благодарил, кто-то приглашал встретиться…

Эта книга - не вымысел автора. Она написана по воспоминаниям. И если кто-то в ней усмотрит неточности, то пусть помнит: «Уходил этап, приходили новые. Легенд осталось много, теперь трудно отделить правду от вымысла…».

«И вот я подвожу итоги моей работы…»

С этих слов началась наша очередная встреча с Альвиной Вениаминовной Шашкиной. И в эту, последнюю нашу встречу, она рассказала вот о чем: «Первый тираж книги, который вышел в декабре 2002 года, был всего 100 экземпляров, второй тираж уже в 700, а третий - 1250 экземпляров… В Советской Гавани было продано всего 200 экземпляров. В большинстве случаев совгаванцы меня спрашивали, о чем книга, что значит слово «пересылка»? Тридцать книг я продала в поселке Майский, 40 разошлись по Хабаровскому краю, а все остальные на ванинском «Арбате» и по предприятиям Ванино. Пока я продавала книгу, у меня появилось много друзей. Очень многие меня благодарили, обнимали, целовали, многим хотелось поделиться своими воспоминаниями.

Когда летом я сидела на «Арбате» и продавала книгу, ко мне подходили пожилые люди и пытались что-то рассказать. Но ведь улица не предназначена для таких воспоминаний. Я слушала их, а потом глотала таблетки. Простите, что не хватало сил выслушать. Но вы мне помогли понять, что важно, несмотря ни на что, вновь дополнить и дописать книгу. У меня уже для этого есть материал, но боюсь, что его маловато. Поэтому через газету «Моё побережье» прошу откликнуться тех очевидцев, что еще могут рассказать о себе, о пересылке. Поделитесь пережитым. Я жду, откликнитесь...».

А через некоторое время, из-за ухудшения состояния здоровья, Альвина Вениаминовна уехала из Ванино к дочери.

Это нужно не ей…

Первая книга «Ванинская пересылка» вышла 10 лет назад – нынешний 2012 год юбилейный. Он же и трагический – не стало автора книги.

В День памяти жертв политических репрессий 30 октября 2012 года я созвонилась с Еленой, единственной дочерью Альвины Вениаминовны, с которой она жила последние годы.

«Несмотря на трудности, у моей мамы была интересная, хорошая жизнь…» - так отозвалась дочь о дорогом и близком ей человеке. Книгу «Ванинская пересылка» Елена разместила в Интернете для свободного и бесплатного чтения всем, кто захочет её прочитать. Это я к сведению всех, кто неоднократно обращался в редакцию «Мое побережье» с просьбой подсказать, где можно купить книгу.

А сейчас о не менее важном. Учитель истории Шашкина стояла у истоков создания в школе №3 п.Ванино краеведческого музея, в котором работала долгие годы на общественных началах. Она выполнила гигантскую работу по сбору информации о пересылке, значение которой уже трудно переоценить, особенно в деле воспитания подрастающего поколения. Но ни, когда жила в Ванино, ни, когда уехала из Ванинского района, Альвина Вениаминовна Шашкина за свой труд не была удостоена званий и наград. Не пора ли, наконец, присвоить А.В.Шашкиной звание Почетный гражданин Ванинского района? Это нужно не ей...

P.S.
В настоящее время я заканчиваю работу над книгой «Ванинская пересылка-2». В неё войдут и воспоминания о моей самоотверженной современнице Альвине Вениаминовне Шашкиной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру