Региональный оператор по обращению с ТБО выбран в Хабаровском крае

Мусорки, готовьтесь

Как сообщает краевое министерство жилищно-коммунального хозяйства, наконец выбрана компания, которой присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами. «Счастливчиком» стало ООО «Хабавтотранс-ДВ». Однако, у предпринимателей, которые с момента введения нового федерального закона критиковали грядущую систему, так и остались открытые вопросы и к оператору, и к минЖКХ.

Мусорки, готовьтесь
Фото: Екатерина Васюкова

Напомни, закон о введении на всей территории края единого оператора – главного «по мусоркам», начали обсуждать еще два года назад. Тогда говорилось о том, что региональный оператор начнет работу до 2017 года, потом сроки отложили до весны 2017 года, затем опять перенесли – на 2018 год. Однако даже сейчас таких оптимистичных прогнозов в минЖКХ не делают: новая схема начнет действовать с 1 января 2019 года.

Региональный оператор станет единой для всего края структурой, которая будет заниматься сбором и утилизацией твердых бытовых отходов. В краевом министерстве утвердили схему по обращению с ТБО и нормативы накопления мусора, которыми будет пользоваться компания. Осталось только тарифы утвердить – и все, вот он оператор! Но вот как раз к схеме и тарифам у членов Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей были и остаются вопросы.

Правда, как отметил Никита Михалев, председатель ДВОППа, у бизнес-сообщества есть опасения, что вся мусорная отрасль достанется теперь одному предприятию.

– Хорошая новость конечно в том, что победу одержала местная компания, знакомая со спецификой нашего региона, особенностями рынка и географии. Не берусь сказать, в каком объеме, но у нее есть ресурсы, чтобы обеспечивать своими силами вывоз и утилизацию ТБО. Но по сути, регоператор должен работать как агент-подрядчик, распределяющий вывоз ТБО по другим подрядчикам. Поэтому возникает вопрос: а не решит ли региональный оператор самостоятельно заниматься вывозом и утилизацией, оставив мелких перевозчиков без того объема работы, что есть сейчас? В принципе, в условиях конкурса у него такая возможность есть. Однако мы, со стороны своего объединения, продолжим защищать интересы мелких перевозчиков, чтобы им оставили объемы работы, чтобы на конкурсах не применялись нерентабельные тарифы, по которым предприятия просто не смогут работать, – разъяснил позицию ДВОППа Никита Михалев.

Также, по словам эксперта, претензии предпринимателей к территориальной схеме по обращению с отходами в краевом министерстве учтены так и не были. А значит остается открытым вопрос, кто будет строить уже заложенные в программу полигоны ТБО и мусоросортировочные станции.

К слову, не у них одних были претензии к новой системе. Еще в апреле нынешнего года конкурс на выбор регоператора заблокировали специалисты хабаровского УФАС, углядевшие в процедуре нарушения антимонопольного законодательства.

Стоимость десятилетнего контракта в апреле (на такой срок дается высокий статус регоператора) превышала 63 миллиарда рублей. Правда, на такой «лакомый» контракт претендентов было не много: единственная заявка поступила от ООО «Хабавтотранс ДВ», который и был тогда объявлен победителем торгов.

После жалоб двух потенциальных участников конкурса, антимонопольный орган нашел несоответствующие законодательству требования по строительству объектов по обращению с ТБО. По закону, строить полигоны и мусороперегрузочные станции оператор не должен – его задача только эксплуатировать подобные объекты. Кроме того, организатор торгов, добавляли тогда в ФАС, неправомерно установил минимальную цену на работы. На этом основании конкурс был отменен и проведен заново.

Теперь же конкурс прошел без всяких жалоб и замечаний. Но победителем что в тот, что в этот раз было признано ООО «Хабавтотранс-ДВ», сообщается на сайте минЖКХ края. Соглашение с ним уже заключено. Вот только на портале госзакупок соответствующую информацию о проведенных торгах и узнать стоимость десятилетнего контракта найти нам, к сожалению, не удалось.

Зато, по данным сайта госзакупки, можно увидеть, что нынешний регоператор уже давно работает с госструктурами. Например, в числе заказчиков выбранного ООО есть ФКУ «Исправительная колония №12 УФСИН по Хабаровскому краю», несколько структур под юрисдикцией краевого УМВД, МУП «Дорремстрой» и другие. И это не смотря на то, что предприятие, по данным системы «За честный бизнес», относится к микропредприятиям, со штатом сотрудников до 15 человек.

Между тем, в Ульчском районе Хабарвоского края необходимость строительства полигона уже «довела» муниципалитет до Конституционного суда России. Администрацию района пойти на такие меры вынудили разночтения в функциях по работе с ТБО.

Как рассказал СМИ глава Ульчского района Федор Иващук, с 2016 года обустройство полигонов ТБО отнесены к полномочиям субъектов России, то есть это задача Хабаровского края. Однако есть решение суда, по которому глава администрации Ульчского района обязан построить полигон ТБО у себя на территории.

– Уже есть исполнительный лист, приставы приходят: когда будем выполнять? Но мы уткнулись в финансовую сторону: у нас таких денег никогда не было и не будет! Это порядка 50 миллионов на один полигон, но и он ничего не решит, ведь протяженность нашего района 400 км, не будешь же из одного конца в другой возить. К тому же это не наши полномочия по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, причём раздельного мусора – это полномочия субъекта Российской Федерации, то есть края, – рассказал глава Ульчского района Федор Иващук.

Органы местного самоуправления готовы принимать посильное участие в организации полигонов, например, найти для них подходящее место. Вот только деньгами помочь никак не получается. Региональные власти видят решение проблемы как раз в назначении регоператора. Вот только тут, выходит, тупик: ведь ФАС как раз строить «мусорную» инфраструктуру региональному оператору «не велела».

Временный, как надеются в Ульчском районе, выход из ситуации – контейнерные площадки. Однако сколько нужно контейнеров, чтобы заместить недостающие пять полигонов для ТБО, где будет складироваться мусор – в администрации района пока не решили.

А вот у властей Бикинского района надежды на регионального оператора почти не осталось. Как сообщает проект «Алло, район», раньше вывоз мусора осуществлялся на полигон, расположенный в Вяземском районе, сегодня эта площадка закрыта и вывозить отходы приходится в Переяславку, а это 150 км в одну сторону.

По словам главы Бикинского района Сергея Королева, «была надежда на регионального оператора по вывозу ТБО, но есть информация что его не будет».

– И эта проблема ляжет на плечи муниципалитетов. Мы найдем площадки для временного хранения, но кто их будет содержать? – цитирует Сергея Королева «Алло, район».

Между тем, если у вас в районе нет полигона или еще чего-то там, в краевом минЖКХ добавляют: отказаться от новой услуги будет уже невозможно. Все, кто мусорят, будут платить региональному оператору по тарифу, который установят в краевом комитете по ценам и тарифам.

Так что, население, готовьтесь: теперь за работу регоператора заплатим мы с вами. А в крае решат – сколько. Но помните, отказаться-то «невозможно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру