Парк коренных малочисленных народов появится в Хабаровском крае

Стали известны подробности проекта

В рамках ВЭФ-2017 отметили лучшие идеи по освоению бесплатной земли. Среди них – проект по строительству эколого-этнического парка коренных малочисленных народов Дальнего Востока «Нанай Боани» в Хабаровском крае. О том, что будет в новой деревне, рассказал создатель идеи Леонид Сунгоркин.

Стали известны подробности проекта

Просто на бумаге

– Леонид, первым делом хочется уточнить, так ли просто было взять свой гектар, как обещают власти?

– Мы подали заявку сразу, как только начался второй этап реализации госпрограммы. Уже тогда говорили, что выгоднее подавать коллективные заявки, создавать новые поселения, что муниципальные власти окажут содействие с инфраструктурой: ЛЭП и дорогами. Однако так просто, как в рекламе, взять гектар у нас не получилось. Несколько раз давала сбой информационная система «НаДальнийВосток.рф». Поэтому мы поехали в Малышево – как раз там мы и присмотрели себе гектары. Но в администрации села к нам отнеслись, мягко говоря, пренебрежительно. Про программу «дальневосточный гектар» там, как будто, вообще не знали. Нашу группу отправили в вышестоящую администрацию в Тополево. Но и это не дало результата: не первые наши заявки мы получили отказ. Пока мы не обрад\тились в хабаровское представительство Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, дело наше не сдвинулось с мертвой точки.

– Получилось взять участки каждому участнику вашей группы?

– В целом, на тот момент вся система еще не была отлажена, поэтому пришлось выяснять все тонкости непосредственно в министерстве земельных и имущественных отношений. Помешало и то, что нам несколько раз приходили отказы, а заявка-то коллективная и проект у нас один. В общем, нам пришлось несколько помучаться, но все равно от своего мы не отступились. Группа в 50 человек с третьего раза смогла получить замлю.

– А в связи с чем были отказы?

– В некоторых случаях были неправильные заполнения. Причем, по документам все верно, или в одной букве ошибка, а система дает отказ в итоге. Были и случаи, когда происходило наложение границ участков. А первая группа – десять человек – вообще оказалась в неудобном положении. Землю выбрали, ждали месяц, пришли отказы. А земли через месяц уже оказались занятыми. Было и такое, что во время рассмотрения заявок поднимались муниципальные карты, и оказывалось, что там кто-то живет, а система выдает эти земли как пустые. Даже находилась затерянная недвижимость в этом районе.

– Где в итоге разместится ваш проект?

– Нужные участки мы взяли в Чернолесье. Это место выгодно еще и тем, что там перспективная трасса, ведущая на туристический поселок Сикачи-Алян. Такой «набитый» туристами маршрут как раз то, что нам нужно. Еще у нас рядом с участками есть небольшая река, симпатичное озеро.

«Нанайская страна»

– Ваш проект только для коренных малочисленных народов Дальнего Востока?

– Вообще для каждого коренного жителя «дальневосточный гектар – как глоток свежего воздуха. Ведь мы все живем в городе. И задумок у нас очень много. Несмотря на то, что большинство членов нашей группы – русские, наша цель – развивать этнотуризм. Некоторые даже брали гектар просто нам в помошь, не собираясь его осваивать, а передавая управление этой землей нашему активу. Весь проект «Нанай Боани», в переводе с нанайского «Нанайская Страна», это этнокультурный комплекс и поселение вместе.

– Что именно могут увидеть туристы у вас в деревне?

– Во-первых, это экотуристический парк. В нем будут и традиционные жилища нанайцев, и русские избы. Так мы хотим показать дружбу народов, вместе с дальневосточной экзотикой. Во-вторых, будет кафе с национальной кухней, чтобы туристы смогли попробовать что-то новое и экзотичное для них. Конечно, нанайский балык, наверное, не каждому придется по вкусу. Так что мы сделаем еще и традиционную русскую кухни, может и китайскую, чтобы у гостей булл выбор. В-третьих, хотим на базе нашего центра сделать место для постоянных выступлений нанайского театра «Бури». Но только мы хотим, что бы у нас были не «показные» выступления, не декоративная функция, а воспитательная, как у любого настоящего живого искусства. Чтобы на базе нашего центра театр жил и развивался, чтобы традиционное искусство трансформировалось, шло в ногу со временем, не теряя своей основы.

– И все это в одном месте?

– Это еще не все. Для туристов в проекте предусмотрены чумы и юрты из современных материалов, где будут жить туристы. Спортплощадка для традиционных игровых видов спорта. Например, нанайская борьба, лапта, стрельба из лука, метание остроги. Мастерская для производстве сувенирной продукции. Все эти традиционные нанайские вещи можно сделать изюминкой. Планируем сделать и курсы нанайского языка, чтобы он не исчезал, а звучал в нашей деревне, жил.

Ориентация Восток

– Какого туриста больше всего ждете у себя?

– Конечно, это китайский путешественники. Для них и хотим предусмотреть китайскую кухня в кафе. Также интересно было бы вместе с нанайским языком на постоянной основе преподавать и китайский. Ведь мы ближайшие соседи, и многих китайцев интересует именно этот период истории нашего Приамурья. Даже в Краеведческом музее отмечают, что больше всего китайских гостей привлекают коллекции с национальными нанайскими мотивами. Но мы хотели бы проводить экскурсии и образовательные проекты для школьников и студентов Хабаровского края. Например, на месяц школьники могли бы участвовать в нашей языковой школе. Или на выходные семьи могли бы приезжать к нам на отдых.

– Есть ли подобные примеры в России и мире?

– Нечто похожее есть в Екатеринбурге, Мурманске и Воронеже. И все это работает, это интересно. Мы планируем не просто построить парк, но и ежемесячно устраивать праздники и тематические встречи. Например, отмечать праздник ледохода, праздник первой рыбы. Все это, кстати, большая этнографическая работа, ведь многие праздники, которые когда-то отмечались теми же нанайцами, постепенно умирают.

Один за всех

– Вы говорили, что часть земли будет отведена под дома. Но как быть с границами участков?

– Кто захочет, тот и построить себе дом. Но часть и его участка, в том числе будет выделена на общие нужды: под парк и площадки. При желании владелец сможет сдавать свой дом туристам, если, например, он не планирует там жить круглый год.

– А как насчет популярного среди гектарщиков сельского хозяйства?

– Это, кстати, у нас уже есть. Мы купили трех свиней, одного кабанчика, кур, гусей. У одного из наших участников есть конь. Может и экзотику какую-нибудь заведем потом. Но обязательно хотим устроить питомник для собак с дальневосточными лайками. Зимой, кстати, можно было бы проводить соревнования по ездовому спорту или просто передвигаться внутри парка на собачьих упряжках. Да что говорить, у нас есть даже специалист по разведению рыбы! Так что может и рыборазводная ферма получится.

Была бы помощь

– На какие средства будете организовывать все это?

– Все нужно делать с нуля и средств пока, по сути, нет. Осударство, конечнго, дает какие-то подъемные, но этого недостаточно. Вообще, несмотря на наши победы уже в двух конкурсах федерального уровня, местные власти нас еще не заметили и поддержку оказывать не торопятся. Даже поздравлений от первых лиц мы пока не услышали.

– Но а как же те же ЛЭП, дорога?

– С этим на, фактически, повезло. Но вот внимания, каких-то властных решений нет. И нам приходится самим искать инвестора для реализации, по сути, государственной политики России. Вот совсем скоро встречаемся с потенциальными инвесторами из Китая. Так что, неужели наш проект нельзя заложить в какую-нибудь из множества госпрограмм и помочь? Или будем ждать, пока китайцы построят парк нанайцам?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру